Колонки в СССР делали замечательные! И если бы не технологический разброс, то забугорные так и оставались бы ... за бугром. Но план по валу ОТК рамсы попутал))). 25% разброса параметров считалось отличным показателем, и если верить инсайду, доходило и до 50%. Те же S90 в лучшем случае на скорую руку подбирались в пары, а на экспорт и выставки еще и отбирались по АЧХ.
Отсюда разнобой мнений. Все аудио форумы завалены срачем споров. Причём никто из инет-писуль, как правило, больше одного экземпляра не юзал. Поэтому вычитывать сии тонны "навоза" в поисках жемчужных зёрен бессмысленно.
Кстати, везти габаритные увесистые АС "оттуда" в 70-80-х (да и в 90-х) было очень затратно, поэтому тащили-пёрли через границу в ручной клади что полегче поменьше. Или же проникали в валютные/чековые Берёзки/Альбатросы всеми правдами и неправдами. В комиссионных магазинах (в народе - "комках") импортные колонки стоили баснословно дорого.
S30 - самая массово популярная акустическая система в СССР!!! Эти аккуратные колоночки, отделанные натуральным шпоном (ВхШхГ: 364х214х195 мм, вес: 6 кг), можно было увидеть в каждой квартире-семье, где хотя бы чуть-чуть дружили с музыкой. 120 руб за пару - подъемно-потужно! Кстати, "стипуха" на старших курсах 60 руб вынуждала шуршать-крутиться. А молодому инженеру ("инженегру") с его стартовыми 150 руб - основательно напрягаться.
Сколько было всего выпущено пар S30 - достоверно уже не выяснить.
Между прочим, эпохально-культовые S90 по факту были элитарными АС и у народа встречались гораздо реже - цена в 300 руб, массогабариты и дефицит с наценками "спеков" отбивали охотку. За все годы 5 млн пар на весь СССР и соцлагерь в придачу, может, и нашлёпали, но тогда при 300 млн населения у каждого 60-го гражданина должна была красоваться S90, чего не наблюдалось. Для дискотек и тп предприятия закупали, но это совсем иной расклад.
Поскольку всё познаётся в сравнении, то сегодня в честном сравнительном поединке сойдутся погодки из 80-х натюрлих японские Technics SB3 и советские-рижские RRR S30 !!! Двухполосники из разряда больших/средних полочников.
10АС-314/315 «Radiotehnika S-30». Номинальное сопротивление 4 Ом предъявляло повышенные требования к усилителю, что компенсировалось эквалайзером или тембром НЧ\ВЧ на краях рабочего диапазона частот.
10АС-314/315 НЧ:10ГД-34-80 ВЧ: 3ГД2
близняшки 10АС-221/222 НЧ/СЧ: 25 ГДН-1-4 (он же 10ГД-34-80) ВЧ: 6 ГДВ-1-16 (cтарое наименование 3ГД-2)
Двухполосные акустические системы закрытого типа Radiotehnika S-30 соответствуют 3 кл. по ГОСТ 23262-78 (10АС-314 и 10АС-315 Сг3.843.047-82Е), с появлением нового ГОСТ 23262-83 они уже относились ко 2 гр. сложности (10АС-221 и 10АС-222)
Модифицированные 8-ми омные S30-B требовали менее продвинутое усиление и имели несколько иные СЧ, но в целом характер звучания сохранился.
НЧ/СЧ: 25ГДН-1-8 ВЧ: 6ГДВ-1-16
Весьма примечательны (особенно в исполнении с серебристыми "сеточками-пыльниками") коаксиальные 6АС-2 , но эти колонки не продавались отдельно, входя в состав стерео комплексов "Мелодия-101-С”, “Мелодия-104-С”, “Мелодия-105-С” и “Мелодия-103-стерео”. С которыми и были переслушаны в своё время. Вероятно, прототипом стали германские Grundig Box 8. Отсутствие ФИ предполагает подъем усиления на НЧ. У имеющегося у меня экземпляра столь дикого пика на 4 кГц нет:
В конце 70-х котировались 10МАС-1М (10АС-401), входящие в комплект магнитофонов и электрофонов 1-го класса. Но если "Мелодия-101-С” была одна единственная на весь четырёхэтажный трёхподъездный дом, Эстония высшего класса одна на всю школу, то "маг"2 с "десятками" - один на весь квартал.
Пацаны выковыривали старые динамики из отцовских радиол и, начитавшись "Юного техника", мастерили колонки из подручных средств. Так, я выпилил корпус из умыкнутого листа фанеры и сломанной перегородки шкафчика раздевалки в спортшколе)))
Приятные воспоминания связаны с серебристыми 25АС-128 Электроника. Впрочем, это уже 80-е.
Сопоставляемые японские акустические системы SB3 без фазоинвертора, поэтому шансы переиграть S30 на НЧ откровенно малы - не тот объем. Но "линейная фаза" от поршневого движения жёсткого плоского диффузора "пчелиные соты" должна же убивать на повал!
Внешне, да, красота необыкновенная. Чарует. Внушает. Не оставляет шансов конкурентам.
Вес под 9 кг и рабочая полоса частот от 45 Гц до 35 кГц !!!
Нет сомнений, что широко рекламируемые и продаваемые по всему миру Техниксы японцы делали с минимально возможным технологическим разбросом. Поэтому можно судить-рядить и по одному экземпляру.
Производитель привел графики искажений для 2й и 3 гармоник (за что честь и хвала), но не указал зависимость импеданса от частоты, ограничившись "кратким как выстрел" 8 Ом. Акустическое оформление "закрытый ящик" всяко даст пик на НЧ, намного превышающий официальный номинал. Так что в быту без тембра НЧ в +12 дБ (или эквалайзера) не обойтись. Как работают с высокоимпедансной нагрузкой профи усилители - тема отдельная.
Заветные Technics SB3 в неплохом состоянии прибомбил не так давно по случаю, дабы закрыть "психологический провал" (гештальт) недополученного в молодости;)))
S30 лично отведал несколько версий. Обладаю до сих пор первосерийным рижским экземпляром, купленным в январе 1985 года. Провода токоподводов пришлось перепаять и ссохшиеся-скрючившиеся порты ФИ заменить, в остальном всё путём.
Итак, слушаем-сравниваем!
По тембральному балансу - важнейшему показателю - хвалёные японские Техниксы подслили удачной паре S30. Даже при выкрученном тембре НЧ;))) S30 подкупают быстрым и однорменно мягким басом с упругим панчем. Technics SB3 чуть переборщишь с НЧ тембром, начинают гудеть. Детальность звучания осталась за Техниксами. ВЧ - на любителя, более колкие. Микро и макро динамика - фифти-фифти. В целом глобального отрыва нет. Кстати, 6АС-2 в связке с хорошим усилителем не отстают.
Конечно, если заменить кондёры и навести марафет, то картина изменится, однако, согласитесь, более справедлив аутентичный вариант.
Сейчас S30 стоят смешных денег, но найти неубитые сложно. Увы, практически все хранились как попало, да и эксплуатировалось безжалостно. Иногда мелькающие в продаже Technics SB3 обойдутся в разы дороже без гарантии первозданного звучания: либо копанные, либо убитые.
Что те, что другие, нынче лишь "ностальжи". Впрочем, как и большинство полочных советских акустических систем. Если душа просит добротного звука и минимум затрат и прочих проблем, а возиться с паяльником напрягает, всё-таки лучше прикупить активные Microlab Solo 1, или что-то в этом духе.
=====