Подборка сайтов в помощь поэту, 4 моих личных секрета, много практических заданий и работающая схема для стихотворчества. Успешно проверено моими маленькими учениками!
Наконец-то мы добрались до любимого. Я пишу стихи с 6 лет, рифмованные строки рождаются у меня ежедневно и оседают в многочисленных блокнотах, заметках телефона, а также в виде мгновенных экспромтов среди историй ВК. Но сегодня речь не о моих виршах, а о вас.
3 года веду литературную мастерскую в частной школе. У каждого класса получается 1-2 занятия в неделю. И хочу сказать, что спустя пару месяцев абсолютно все дети пишут стихи. Абсолютно все. Получится и у вас. А по мере практики качество стихотворений и их проникновенность будут только расти.
Самое главное в хороших стихах
В теорию сильно углубляться не станем, но надо знать, что в художественной литературе есть 3 рода:
- Эпос. Это - произведения с сюжетом, в них обязательно происходят какие-то события.
- Драма. Произведения для сценической постановки.
- Лирика. Произведения, в которых передаются чувства, мысли и переживания автора.
Угадайте, к какому роду относятся стихи? Конечно, к лирике. Впрочем, некоторые стихотворные произведения могут быть лирико-эпическими (например, сказки Пушкина). Но мы начнем именно с лирических стихов. В них - особая прелесть.
Хорошее стихотворение цепляет наши эмоциональные струны, способно вызвать слезы, гнев, смех, сопереживание, восторг и другие чувства. Эпическое произведение на это тоже способно, но стих - быстродействующее средство для души и ощущений.
📌И здесь я открою первый секрет: последняя строка в стихотворении - самая решающая. В зависимости от нее читатель испытает либо разочарование, либо эмоциональный всплеск и удовлетворение. Поэтому на последнюю строку нельзя жалеть времени. Мало того, именно от нее зависит, получит ли стихотворение жизнь или останется лежать в черновиках.
Что нужно для стихотворчества
Перечислю в порядке важности:
✅ Поэтический взгляд
И тут детям, конечно, проще. Их дивные глазки еще не замутнены пеленой бытовых задач и жизненных проблем, которыми уже заволокло взрослый взгляд. Но сбросить эту плотную вуаль и обрести чистое видение можно в любом возрасте.
Что значит поэтический взгляд:
- Видеть необычное в обычном. Как среднестатистический человек идет на работу? В мыслях - предстоящие дела и планы, нерешенные дома проблемы, стремление успеть на автобус, составление оптимального маршрута к пункту назначения. Но поэт, даже если опаздывает или бежит решать страшный жизненный вопрос, не сумеет не заметить по дороге пробившийся подснежник или не услышать с неба прощальный осенний клич перелетных гусей.
Вот, например, сиюминутный экспромт на тему такого человека с поэтическим взглядом. Написано прямо по ходу статьи:
Он даже в лавочке опрятной
Увидит завиток занятный
И след, оставленный дождями
Осенних сдавленных рыданий.
©️ Настурция Petro
Как вернуть себе поэтический взгляд на все вокруг? У детей это получается само. А взрослому можно представить себя, например, туристом в родном городе: каждая улица станет новой, каждый дом - незнакомым. Таким приемом пользуются и писатели, чтобы освежить видение.
Другие варианты тренировки поэтического видения:
- Находить каплю белого в черном и каплю черного в белом. Это означает, что вы учитесь видеть плюсы в самом плохом и минусы в самом хорошем. Такой подход очень благотворно влияет и на отношение к миру.
- Наслаждаться абсолютно любой погодой, абсолютно любым месяцем, абсолютно любым временем года. В каждом явлении природы можно обнаружить нечто интересное.
- Прислушиваться к эмоциональному отклику в сердце на самые простые объекты и события. Например, что вы чувствуете, когда слышите звук большого автобуса - вызывает ли ассоциации с юношеством и ожиданием любимого человека. У каждого найдутся особые воспоминания, связанные со звуком или предметом.
📌 Секрет №2. В стихотворении вы обязательно будете передавать эмоции, чувства или размышления лирического героя. А для этого нужна чуткость.
✅ Средства художественной выразительности
Это - то, чем особенно богаты стихи. Мы с наслаждением вчитываемся в удачные образы, удивляемся богатству воображения и точной находке поэта.
Даже если вы не знаете названия средств художественной выразительности, в стихах вы безошибочно выделите такие красивые образы:
- Сравнение. Его легко обнаружить по словам "как, словно, будто, точно, подобно".
"Лес, точно терем расписной..."
И.А. Бунин
- Эпитет. Образное красочное описание, выражено прилагательным или причастием.
"Утро туманное, утро седое
Нивы печальные, снегом покрытые..."
И. Тургенев
- Метафора. Скрытое сравнение. Например, руки сравниваются с парой лебедей, а цвет волос - с золотом.
"Руки милой - пара лебедей,
В золото волос моих ныряют"
С. Есенин
- Олицетворение. Наделение неживого объекта свойствами живого человека.
"И грезит пруд,
И дремлет тополь сонный"
А. Фет
То есть мы понимаем, что тополь не может дремать, но приписываем ему свойства человека, и он оживает, становится поэзией. Или, например, белесый туман похож на седой волос, и мы превращаем утро в седое.
Стихи без выразительных средств - это как торт, в который забыли положить сахар.
Давайте потренируемся в таком выразительном поэтическом взгляде?
И запишите свои удачные находки в тот самый литературный блокнот, который завели на первом занятии. А знаете, порой одной такой находки достаточно, чтобы создать шедевр. Например, моя шестилетняя ученица однажды вдруг написала:
"Солнце - золото весны,
Сарафан надело".
Варвара Ильина, 6 лет
Уже этих строк хватит, чтобы стихотворение стало потрясающим. Образ, от которого даже у моего далекого от поэзии мужа побежали мурашки по спине. Здесь есть и метафора (золото весны, сарафан), и олицетворение (надело).
Предлагаю несколько быстрых заданий:
- С чем вы можете сравнить одиноко стоящий осенний клен, весенний ручей, пролитое на стол молоко, грохот грома? Обязательно запишите.
- Напишите 10 разных названий зеленого цвета. Например, травяной, изумрудный и т.д. Чтобы лучше получалось, вспомните природные объекты разных оттенков зеленого. Потренируйтесь и с другими цветами (с красным, желтым, синим). С детьми мы создавали целые страницы ассоциаций, так появился у нас арбузный, апельсиновый, аметистовый и другие цвета.
- Представьте один день из жизни... молодой ёлки в лесу. Перечислите ее действия. Например, тянется в небо, испуганно трепещет, пробуждается - это будут примеры олицетворений.
📌Секрет №3. Стихотворение чаще всего и рождается из образа. Не удивлюсь, если у вас уже родилась идея небольшого произведения.
✅ Чувство ритма
Многие думают, что главное в стихах - рифма. Но на самом деле мы, читая замечательное стихотворное произведение, даже не обращаем внимания, что не все слова на конце строк рифмуются точно. А вот сбой в ритме мы чувствуем сразу и спотыкаемся.
📌Открываю секрет №4. Вам не нужно знать размеры стихов и мучительно высчитывать чередования ударных и безударных слогов. Достаточно превратить строку в... список чисел! Этот удачный ход я открыла для себя, когда несколько лет работала поэтом-песенником и писала тексты на чужую музыку на заказ. Мне присылали "рыбу" (мелодию), а моей задачей было точно попасть в такт и ритм.
Благодаря числам вы не ошибетесь в размере и напишете гармоничное по звучанию стихотворение. Даже первоклассники на моих занятиях справлялись с простыми четверостишиями.
Мало того, по "числовому коду" вы сможете понять, какие известные стихи тут зашифрованы. Вот произнесите с чувством:
1)
15, 10, 18
16, 9, 19,
105, 14, 500.
Узнали? Да, это - "Мороз и солнце, день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный. Пора, красавица, проснись!"
А вот такая последовательность:
2)
- 5, 45, 105, 15
Ага! Тот самый Блок: "Ночь, улица, фонарь, аптека".
Потренируемся?
Простое задание, не требующее рифмовки. Напишем белый стих по такому легкому коду:
48, 28
39, 50
48, 28
39, 50
Например, мой экспромт:
Разметались по поляне
Озорные огоньки:
Васильковым и багряным
Манят летние цветки.
✅ Созвучие окончаний строк
Намеренно не пишу слово "рифма". Гораздо важнее добиться созвучия на концах строк. Порой думают, что рифма - это точно соответствие последних слогов или даже разница всего в одном звуке: например, "кошка - ложка". Но самые интересные созвучия - не точны. Вот почему такие рифмы называют богатыми. Особенно, если вы используете разные части речи. Например, "кошка - не трожь-ка!" Или "пою - Петербург".
📌Секрет № 5. Если хочется написать поистине красивое и проникновенное стихотворение, отметайте сходу банальные рифмы. Те, которые сразу бьют в нос и первыми приходят в голову. В качестве самого избитого примера я привожу безликие "красавица - не нравится", "день рождения - поздравления", "поздравляю - желаю", "розы - морозы", "кровь - любовь", "собака-драка". От таких рифм сводит зубы.
Как тренироваться в умении находить рифмы? Есть несколько способов, которые я успешно использую на занятиях с детьми и в собственной поэтической практике:
- Пишем слово в центре листа. И начинаем накидывать визуальную карту: пишем вокруг этого слова все созвучные, которые приходят в голову. Особенно интересно, когда в таком действии принимают участие несколько человек. И у нас получается причудливая паутина из рифмованных слов. Начните с простых, к которым можно найти очень много рифм: кот (бутерброд, самолет, оборот и т.д.), лето (конфета, а где ты, куплеты), река (бока, мелка, икал) и другие односложные/двусложные слова.
- Пишем слово. Меняем в нем первую букву и набираем таким образом все вероятные рифмы. Например, лак (бак, гак, дак, как, мак и т.д.) Это задание доступно для любого начинающего. Помогает освоить так называемые точные рифмы.
- Пишем слово. Ищем к нему созвучные слова только других частей речи и неочевидные рифмы. Например, "овал" (гулял, молва, жива). Это задание уже сложнее, но помогает находить богатые небанальные рифмы.
Полезные онлайн-источники для поэтов
И, конечно, есть сервисы, в которых можно выбрать готовые рифмы. Но к такому способу лучше прибегать в случаях, когда вы уже застопорились в написании стихотворения и никак не удается найти удачное созвучие.
Больше всего мне нравится вот эта максимальная библиотека рифм: словарь рифм.
И вариант для ленивых 😅: готовые рифмы.
А еще бывает, что никак не рождается удачный образ к какому-то объекту/явлению/чувству. Тогда можно воспользоваться моим любимым сайтом с картой слов: ассоциации
Где черпать вдохновение
✅ Читать стихи в разных стилях. Не только классику. Например, Бальмонт невероятно хорош и очень щедр на живописные образы, но Маяковский наполняет слова энергией и придает всему движение.
✅ Записывать любой красивый образ, который рождается в голове и в сердце. Это только кажется, что мы все запомним. Лучше сразу вписать в блокнот или хотя бы наговорить на диктофон.
✅ Записывать не только образы, но и интересные рифмы, неожиданные собственные строки (или даже одну строку - она может стать сильным началом или сильным финалом).
✅ Ходить новыми маршрутами, бывать в незнакомых местах. Это возможно даже в пределах своего населенного пункта.
✅ Размышлять о сильных событиях прошлого и настоящего (или даже будущего), Все, что находит в вас мощный эмоциональный отклик, способно превратиться в стихотворение.
✅ Стать участником поэтического/литературного клуба.
✅ Двигаться. В самом простом и прямом смысле. Без движения река превращается в стоячее болото, а человеческая фантазия подгнивает и становится грязной. Даже в творчестве известных поэтов можно проследить такие взлеты и падения. Если сесть дома и не шевелиться, ничего волшебного в стихах не родится.
Пишем стихотворение
Вот и пришло время написать стихотворение. Впрочем, отчасти вы это задание уже выполнили, если делали все тренировочное по ходу чтения статьи: у вас есть интересный образ, сильное воспоминание, пара строчек для начала.
Для первой пробы можно выбрать самые простые варианты сочетания рифмованных строчек. Например, АБАБ, ААББ, АААА. Что это за аббревиатура? Сейчас вкратце расскажу:
- АБАБ. Перекрестная рифма. То есть строки рифмуются через одну. Например,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
- ААББ. Парная рифма. То есть рифмуются соседние строчки. Например,
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
- АААА. Монорим. Все строки рифмуются. Например,
А недавно две газели
Позвонили и запели:
"Неужели в самом деле
Все сгорели карусели?"
Позже мы с вами напишем и в более сложных вариантах рифмовки. А пока выбирайте любой из этих трех. И давайте приступим. Можно действовать по следующему алгоритму:
- Выбрать такой природный объект или явление, который вызывает в вас сильные чувства. Допустим, вы любите раннюю весну. Подумайте об образах (возвращаемся к пункту с выразительными средствами), выберите в этом образе простое слово для рифмовки. И начинайте.
- Выбрать такое событие, которое наводит на размышления. Например, каково это - жить в городе. Как на вас действуют звуки, мосты, светящиеся по вечерам окна и т.д.
- Напишите первую строчку и повторите ее числовым кодом. Тогда следующие строки не соскочат с нужного размера.
- Придумайте несколько рифм к двум словам и вставьте их в конце строк в четверостишии. Осталось добавить начало в каждой строке.// Либо сразу пишите свободно, излагая свои мысли. А потом можно причесать рифмы.
Для начала достаточно написать четверостишие. Но если муза уже присела на плечо, а сердце нашептывает продолжение, - не останавливайтесь. Вдохновение приходит к трудолюбивым.
Поздравляю! Вы написали либо первое, либо еще одно стихотворение, которое обогатит литературный мир. Теперь дальше - дело практики. Чем чаще пишете хотя бы пару строк или удачные образы, тем лучше будет получаться.
Успехов и до встречи на следующих уроках! Благодарю за самый высокий уровень премиальной подписки👑 А чаще видеться со мной можно в творческом блоге ВК Настурция Petro. Там же есть и несколько моих свежих стихов по тегу #стихи_настурции.
© Настурция Petro (Марафон ОТЛичницы)
27.03.25
❗Эта статья является объектом интеллектуальных (авторских) прав в силу ст. 1255 Гражданского кодекса РФ и не может использоваться третьими лицами без указания ссылки на автора и источник заимствования.
***
И статьи по теме: