Найти в Дзене

Корпоратократия – под властью корпораций

Начало трансформации капитализма относят к 1970-м гг. В 1975 г. по заказу Трёхсторонней комиссии (Trilateral Commission) был подготовлен аналитический доклад «Кризис демократии». Под кризисом демократии имелось в виду такое её развитие, которое невыгодно правящему классу. В этом документе была чётко зафиксирована угроза правящему слою – ею признали государства социального обеспечения, оформившиеся в послевоенный период («советский блок»). В докладе также утверждалось, что развитие демократии ведёт к уменьшению власти правительств, что в западных странах различные группы, начали борьбу за такие права и привилегии, на которые ранее никогда не претендовали. По мнению авторов доклада необходимо было способствовать развитию апатии населения в отношении политической активности.

Нефтяной и экономический кризис Западного блока в первой половине 1970-х гг. облегчил внутрикапиталистическую трансформацию и выход на первые роли в капиталистической системе корпоратократии – фракции мировой буржуазии, тесно связанной с Транснациональными корпорациями (ТНК). К концу 1970-х гг. сложилась система мирового управления, контролировавшаяся финансовыми структурами, получившая наименование Ямайская или Кингстонская (система, отказавшаяся от золотого стандарта). В этот же период после столкновения с японскими корпорациями в США был выдвинут план перехода в постиндустриальное общество.

Было решено отказаться от глобального доминирования по всему спектру промышленности, и вынести производство за пределы своей территории (довольно быстро была свернута большая часть сталелитейной, добывающей и лёгкой промышленности), а также сконцентрироваться на наиболее технологически важных областях – ракетно-космическом и авиационном комплексах, компьютерных технологиях, химии органического синтеза. Кроме того, были оставлены важные для безопасности страны отрасли: сельское хозяйство, строительство. Таким образом, в погоне за ускользающей прибылью значительные объемы промышленных производств Запада были переведены из развитых стран в развивающиеся, туда, где ниже издержки на аренду земли, оплату труда и т.д.

Следствием перехода в постиндустриальное (информатизированное и автоматизированное) общество стал отрыв американской экономической системы от собственной территории. США как государство, замкнутое в собственных национальных границах, мало, что стали производить. По сути, Соединенные Штаты превратились в наднациональную систему, контролирующую через силу доллара основные транспортные и финансовые потоки мира. С 1980-90-х гг. США можно рассматривать в большей степени как совокупность транснациональных корпораций, чем государство.

Господство доллара привело к тому, что экспортёры нефти стали продавать ее только за американскую валюту. Доллар стал единственной расчетной валютой (единой мерой стоимости), а единственная организация, где он печатается – Федеральная резервная система США – частная компания.

К этому времени США превратились в мировой рынок сбыта товаров. В США стали потреблять намного больше, чем производить. Зависимость стран от Соединенных Штатов как от покупателя стала куда более жёсткой, чем зависимость от неё же, как от поставщика товаров.

В 1980-е гг. представители корпоратократии посадили своих президентов в Белый Дом (Р.Рейган и Д.Буш), а к началу 1990-х нанесли поражение СССР как системе и как государству.

Уничтожение СССР стало катастрофой мирового масштаба, так как сопровождалось колоссальным технологическим и социальным регрессом, охватившим практически все сферы общественной жизни страны.

Вследствие развала советского блока всё человечество сошло с пути социально–технического развития и перешло на путь всеобъемлющей деградации. Одновременно, распад советского блока стал мощным фактором усиления американской экономической экспансии во всемирном масштабе.

При всех своих недостатках СССР, стоявший на идеологии защиты прав трудящихся, давал мощный пример для всего мира. С его исчезновением условия труда в странах Запада стали ухудшаться, а показатели безработицы расти. Все социальные программы (пенсия, здравоохранение и т.д.) в странах Запада начали с разной скоростью демонтироваться.

Вместе с усилением влияния корпораций широкое распространение получили идеи либерализма. Как система ценностей либерализм исповедует максимальное снятие ограничений, абсолютизируя как ценность личную свободу.

Причём личная свобода совершенно не означает предоставления равных возможностей всем – она лишь даёт преимущество тем, кто уже богат на момент торжества либерализма.

Характерная черта ТНК – постоянное расширение, экс­пансия за пределы национальных границ, поиск новых рынков сбыта. Расширение деятельности корпораций за счёт развивающихся стран способствуют нарастанию экономического неравенства в мире в целом. Усиливается разрушение националь­ной самобытности в связи с навязыванием через масс-медиа утили­тарных идеалов «общества потребления».

Схема либеральной экспансии проста и стандартна. Во-первых, под предлогом свободы слова представители либеральной экономики добиваются права голоса и стремительно, пользуясь своими неограниченными финансовыми возможностями, подавляют все противные точки зрения, выставляя их глупостями. Во-вторых, когда население достаточно обработано СМИ, начинается давление на правительство с требованиями отмены всех барьеров для перемещения капиталов и готовых товаров – после чего гигантские корпорации очень быстро занимают монопольное положение на вновь завоеванном рынке.

Для современного глобального рынка (структуры продающей товары) — люди, семьи и общество стали потребляющим ресурсом, Те, кто потреблять не может, глобальному рынку не нужны.

С развалом СССР перестала быть самодостаточной, а значит и независимой российская экономика. Повсеместное торможение технологического прогресса, наблюдаемое в мире после завершения холодной войны, продлило жизнь советским технологиям. Хотя есть мнение, что, несмотря на наличие всей необходимой технической документации даже космические достижения времен С.П.Королева уже очень сложно повторить.