План резиденции римского императора в коллекции «Кожаной мозаики». ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ гравюры
Пиранези Джованни Баттиста/Пиранези Франческо. План всех строений виллы Адриана и ее окрестностей. 1781 год.
Pianta delle fabriche e sistenti nella villa Adriana.
Акватинта и булино.
1781
3100x810 мм (размер оттиска)
В нашей коллекции появился великолепный экземпляр редчайшего первого издания гравюры, напечатанный на шести больших листах плотной бумаги того времени, соединённых вместе и наклеенных на шёлк XIX века. Поверхность с лёгким и равномерным потемнением, с несколькими сгибами и в коллекционной сохранности. Гравюра имеет несомненное культурное и музейное значение!
Уникальность подчеркивает редкая техника исполнения гравюры – акватинта в сочетании с булино.
Акватинта — это техника гравирования на металле, «позволяющая, в отличие от офорта или резцовой гравюры, работать не линией и штрихом, а пятном, создавая тональные переходы, наподобие заливки акварелью или тушью, отсюда название». Техника «булино» была разработана итальянскими граверами. Он назван в честь «булино» (гравера), специального инструмента, используемого итальянскими мастерами. Это особая техника наложения линий и точек для создания «фотореализма» на металле.
КТО ТАКОЙ ПИРАНЕЗИ?
И почему в авторстве гравюры два имени? Дело в том, что работу над планом виллы Адриана начал отец, Джованни Баттиста Пиранези, в 1740-х годах, а закончил после его смерти сын, Франческо Пиранези, в конце 1770-х годов.
Выдающийся итальянский искусствовед, археолог, архитектор, коллекционер Джованни Баттиста (1720-1778) был также талантливым художником - гравёром и воспевал в своих работах красоту античного Рима, который изучал и которым восхищался всю жизнь. Единственный в своём роде художник, составивший полную картину античных памятников, обнаруженных в его время.
Франческо Пиранези (1758/59–1810) был сыном знаменитого Джованни Баттисты Пиранези, и так же был гравёром, офортистом и архитектором; он учился у своего отца, а также у известных гравёров и архитекторов своего времени. После смерти отца унаследовал его издательство, продолжив публикацию гравюр, включая серии о руинах Пестума, Помпеи и Эрколанума.
Гравюра подписана на нижнем картуше Франческо Пиранези, который завершил композицию после смерти своего отца Джованни Баттиста в 1778 году. Также внутри нижнего картуша, мы видим посвящение Пиранези королю Польши: «Его Величеству СТАНИСЛАВУ АВГУСТУ, КОРОЛЮ ПОЛЬШИ, ПООЩРИТЕЛЮ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ, ФРАНЧЕСКО ПИРАНЕЗИ, РИМСКИЙ АРХИТЕКТОР, [ПОСВЯЩАЕТ] ВМЕСТЕ С СОБОЙ» (“Alla Maesta di Stanislao Avgusto re di Polonia promotore liberalissimo delle belle arti Francesco Piranesi architetto romano vmilia e consagra”). Польский король Станислав Август Понятовский был известным меценатом и собирателем предметов искусства, живо интересовался находками античной скульптуры, стал покровительствовать Пиранези и покрывал его расходы по раскопкам и исследованиям виллы. Именно с этим связано велеречивое упоминание Станислава-Августа на картуше гравюры
Дж. Б. Пиранези посвятил изучению и воссозданию виллы Адриана близ Тиволи большую часть своей жизни, он начал исследовать развалины этой знаменитой виллы менее чем через год после своего приезда в Рим. Об этом свидетельствует подпись и дата (1741), которые Джованни Баттиста оставил на своде лестницы, ведущей в крипту – подземное сооружение под храмовым алтарём. Он одним из первых «набросал и картографировал виллу Адриана», «прокладывая путь топором между камнями и разжигая костры, чтобы «прогнать змей и скорпионов»; было выполнено 250 эскизов растений и скульптур.
После смерти Джованни Баттиста Пиранези в 1778 г. его сын Франческо, участвовавший во многих раскопках и исследованиях отца на вилле, провел масштабную работу, догравировав (при помощи брата Пьетро) поистине необычайную гравюру отца с планом виллы Адриана в соответствии с сохранившимися эскизами и набросками самого Дж. Б. Пиранези, а также учитывая многочисленные частные раскопки проводившиеся на территории виллы в период 1778 - 1781 гг.
Окончательный чертеж, подготовленный к гравировке, высотой 64 сантиметра и длиной более трех метров, представляет собой поэтажный план всего комплекса. Гравированный план, который был завершен его сыном Франческо в 1781 году, состоит из шести досок высотой 81 сантиметр и длиной 51 сантиметр, в общей сложности более трех метров. Текст, прилагаемый к гравюре, который простирается в нижней части, включает 434 пояснения к ней и основан на информации, полученной из предыдущих исследований Пирро Лигорио и Контини. Некоторые каталоги перечисляют гравюру к работам Франческо Пиранези, но большинство ученых, несомненно, присваивают работу его отцу, мастеру Джованни Баттиста.
ЧЕМ ЗНАМЕНИТА ВИЛЛА АДРИАНА
Публий Элий Траян Адриан, более известный как Адриан (лат. Publius Aelius Traianus Hadrianus 76 г. -138 г.) — римский император в 117—138 годах. Третий из пяти хороших императоров.
Знаменитый ныне и в древности памятник античной архитектуры - вилла Адриана - был построен в 117 - 134 гг. по непосредственному указанию и по проектам увлекавшегося зодчеством Древней Греции и Египта самого императора Публия Элия Адриана - двоюродного брата и преемника императора Марка Ульпия Траяна. Вся резиденция состояла из более чем 30 построек, а ее площадь вместе с садами составляла более 200 га. Здесь были расположены: ансамбль императорского дворца, 3 библиотеки, Морской театр, термы, бассейн, Академия, Лицей, храм Венеры, нимфеи, парковые террасы и т.д
Вилла Адриана является первоисточником развития европейского паркового искусства: французских, итальянских и английских парков.
Вилла долго была фактическим центром Римской империи - одной из резиденций ее правителей. Здесь располагалась уникальная коллекция скульптуры и рукописей. Не смотря на упадок виллы в период междоусобиц и т. н. «солдатских» императоров, еще в начале IV века здесь обитал император Диоклетиан и по его указу на вилле проводились восстановительные работы.
Однако уже при Константине I Великом большинство скульптур виллы было перевезено в Константинополь для украшения новой столицы империи. После падения Западной Римской империи в VI веке вилла пришла в окончательное запустение и стала разрушаться. Почти через тысячу лет в эпоху раннего Возрождения (с середины XV века) на вилле начались неконтролируемые раскопки. Их стали посещать любители старины, историки, художники…
Так, для оформления грандиозной постановки поэмы А. Полициано «Орфей», написанной для театра, Леонардо да Винчи использовал сделанные им во время посещения Тиволи в 1500 г. наброски и эскизы зданий и сохранившегося оформления виллы Адриана (в частности, мозаичного золото-голубого купола Серапеума)
Систематические археологические изыскания и исследования начались на вилле лишь в 1870 г., когда Вилла Адриана перешла в руки государства.
Ныне во многих музеях мира хранятся скульптуры, найденные на этой вилле. Более 300 скульптур находятся в музеях Ватикана и других мировых музеях.
Несмотря на ухудшающееся с каждым годом состояние руин, ЮНЕСКО посчитало возможным внести виллу Адриана в число памятников Всемирного наследия как наиболее сохранившийся образчик императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.
РЕДЧАЙШАЯ ГРАВЮРА
Будет представлена на московской выставке АРТ Москва с 22 по 27 апреля в Гостином дворе.
Аукционы, продажи: Единственный раз эта гравюра зафиксирована на аукционе в 2023 г. – аукцион Maremagnum.com S.r.l. (Милан, Италия).
Известен экземпляр в Библиотеке Гентского Университета.
Очень краткий список используемой лит.: J. Wilton-Ely, Giovan Battista Piranesi, The complete etchings (1994): n. 1009; Le Blanc C., Manuel de l'amateur d'Estampes, 6, V. 2 p. 207, 1854-59; C.A. Petrucci, Catalogo Generale Delle Stampe Tratte Dai Rami Incisi Posseduti Dalla Calcografia Nazionale, 1026, p. 301, tav. 15, 1953.