Отдельное место в искусстве всегда занимали городские пейзажи. В центре этого жанра — здания и улицы, архитектурные достопримечательности и городские парки. На картинах оживают залитые солнцем дома, промышленные пейзажи, реки, самые разные элементы городского ландшафта… Художники обращали внимание на городское пространство, начиная с первого столетия нашей эры, и продолжают делать это сейчас.
А что, если собрать работы художников разных эпох с изображением Лондона или Парижа и прогуляться по ним с начала существования этих столичных городов до современности? Увидеть, как великие здания превращаются в пыль, а на руинах вырастают ныне знаменитые памятники? Создатели альбомов «Лондон в компании художников» и «Париж глазами художников», вышедших в издательстве «Metamorphoses», уже собрали лучшие картины, которые позволяют путешествовать сквозь время и пространство.
Подробные описания и любопытные факты позволяют читателю собирать визуальные образы в единое полотно словно лоскутное одеяло. Противоречивый Лондон и романтичный Париж открываются заново, заставляя испытывать внутренний трепет от новых впечатлений и ассоциаций, которые неизбежно возникают при рассматривании картин.
В альбоме «Лондон в компании художников» Ричард Блэндфорд собрал работы, в которых противоречивость города являет себя со всех сторон. Читатель буквально может проследить изменения английской столицы за 400 лет. Контрасты поражают воображение! Но еще занимательнее наблюдать за тем, как меняется ландшафт, природа, люди и, что самое удивительно, способ их изображения художниками сквозь века. Вот мужчины на картине Юлия Цезаря Питера Иббетсона в 1786 году рассекают по льду пруда Серпентайн на коньках. А вот на том же пруду, но уже в 1963 году, Уильям Рассел Флинт изображает массовые катания. Лиц мы уже не видим, но каждого из многочисленных героев характеризует поза или запечатленное движение.
С помощью картин можно проследить и историю достопримечательностей. Например, тот Вестминстерский дворец в Лондоне, который мы знаем, — не оригинальный. Несмотря на то, что в 1605 году он уцелел во время Порохового заговора, до XIX века он не раз перестраивался, а в 1834 и вовсе сгорел до тла!
«Новый Вестминстерский дворец, с запоминающимся фасадом Чарльза Барри в неоготическом стиле и декоративным интерьером Августа Пугина, был завершен в 1870 году. Его башня, ошибочно называемая Биг-Беном, до 2012 года называлась просто Часовой башней, а сейчас это Башня Елизаветы. А вот Биг-Бен — это самый большой из пяти колоколов на этой башне и самый большой действующий колокол в мире».
В книге «Париж глазами художников» калейдоскоп городских пейзажей открывает тайны и секреты французской столицы. «Ван Гог взбирается на Монмартр, чтобы разглядеть далекие горизонты парижской периферии, а Поль Шаан выбрал для себя высоты Менильмонтана, чтобы получить доступ к панорамному виду столицы» — пишет …?. Сена — романтичная и туристическая в наши дни, изображена здесь индустриальной и торговой. Баржи и каботажные судна доставляют на берег строительные материалы для развернувшихся строек. Образ пасторальной и мечтательной Сены в XIX веке создает художник Альфред Сислей. Но, уже начиная с 1964 года, когда набережная была переименована в авеню Президента Кеннеди, Сена становится лишь отражением идеального места жительства самых состоятельных парижан.
Бессменный железный дозорный — так называет Жерар Денизо в своей книге Эйфелеву башню — также представлен на картинах художниками самых различных направлений. Ее изображают Анри Руссо, Марк Шагал, Жорж Сера, Робер Делоне…
Альбомы с репродукциями картин — это не только возможность прогуляться по значимым достопримечательностям главных столиц мира. Кто-то увидит в этом шанс ознакомиться с картинами частных собраний, для кого-то такой артбук станет возможностью окунуться в историю. А тем, кто увлекается искусством, книга поможет проследить изменение законов живописи и станет частью визуального исследования.
Изучая каждую репродукцию, вы смотрите на города глазами художников разных эпох и стилей. Дух улиц, запечатленные в разных веках кафе и памятники архитектуры, мосты и летние сады, — создают образ каждого города сквозь наложение исторической призмы конкретных эпох. В книгах размещены карты городов для того, чтобы вы могли как можно реалистичнее представить себе маршрут визуальной экскурсии.