Найти в Дзене
muksun.fm

Мэрия навяжет «своего» подрядчика всем автобусным предприятиям. А платить сургутянам?

Оглавление

Долгожданная переигровка контрактов на пассажирские перевозки в Сургуте уже стартовала, чуть ранее стартовал и другой конкурс: на выбор единого оператора по обслуживанию автоматизированной системы оплаты проезда. В нюансах и взаимосвязи этих двух событий разбираемся в материале Muksun.fm.

    Автор: Ефросинья Рамазанова Источник: muksun.fm
Автор: Ефросинья Рамазанова Источник: muksun.fm

Отправная точка

Планы на переигровку конкурсов по пассажирским перевозкам в Сургуте не скрывали и уже объявили соответствующие конкурсы. «СПОПАТ» теоретически может потерять свою монополию или ее часть: то если часть экс-субподрядчиков станет полновластными «владельцами» госконтрактов со всей вытекающей свободой и ответственностью.

Пока же «СПОПАТ» все еще является по сути оператором маршрутной сети и не так давно заключил контракт на 100 млн рублей по обслуживанию автоматизированной системы оплаты проезда с хорошо знакомым нашим читателям «Центром транспортного планирования» с сахалинскими щупальцами. Комиссия за каждую транзакцию (покупку билета) составляет немалые 14,99%, что директор «СПОПАТа» Александр Попов объяснял широким функционалом работы подрядчика.

Совсем недавно мэрия Сургута объявила конкурс с конвертиками на выбор Единого оператора, который будет обслуживать АСОП. Срок его работы оговаривается — пять лет, а также конкурс содержит и дальнейшие финансовые условия работы оператора. Какой именно процент от транзакции будет закреплен рамочным соглашением, пока не понятно, но он будет.

Очень странные дела: в Сургуте продолжается сахалинская экспансия на сотни миллионов

Поехали!

Такие вводные данные нас немного запутали: выбирал оператора работы с оплатой проезда сам подрядчик (имеется ввиду «СПОПАТ»), почему сейчас потребовалось вмешательство мэрии — неясно. Что ж, обратились за разъяснениями к чиновникам.

Оказывается, обеспокоили мэрию города будущие перемены — подрядчиков-то вероятно станет больше, чем один «СПОПАТ», а упорядочить систему оплаты надо.

«Изменения связаны с предстоящими торгами на муниципальные пассажирские перевозки и возможным увеличением количества перевозчиков», — объяснили чиновники.

Срок в пять лет выбрали «для организации стабильной работы транспортной инфраструктуры», а контракт «СПОПАТа» и «Центра транспортного планирования» после определения победителей конкурсов, логично, будет расторгнут.

Пока, кстати, «ЦТП» заявку не подавал и, по заверению мэрии, конкурс открытый — никаких предварительных переговоров не проводилось.

Интересно, что после выбора Единого оператора — с ним обязаны будут работать все подрядчики и на условиях (в том числе финансовых) уже закрепленных в договоре с мэрией.

«Вознаграждение Единого оператора за предоставление услуги оплачивается перевозчиком в соответствии с условиями отдельного договора, заключенного с перевозчиком», — объяснили в администрации города.

Ударимся в математику

Muksun.fm любит все считать: сделаем так и в этот раз. Для начала напомним, что с почти 15% за транзакцию годовая оплата подрядчику «СПОПАТа» составляла 100 млн рублей! А предыдущие IT-умельцы брали максимально какие-то жалкие (максимально) 2,5%.

По какому проценту будет работать единый оператор пока неясно: победитель будет выбран на основании балльной системы оценки, причем максимальное количество «очков» он получит за релевантный опыт, а не за наименьший предложенный процент. В теории этот процент может составить от нуля до 15% и более.

    Источник: Постановление администрации города
Источник: Постановление администрации города

Такое принуждение будущих подрядчиков мэрии к заключению договоров с единым оператором по проценту, который тоже определиться в результате конкурса без участия автобусных предприятий, кажется не справедливым. Однако право так ограничивать своих госконтрактных питомцев у мэрии есть, объяснил почетный строитель России Алексей Савоськин. Оператора для расчетно-кассовых услуг действительно может выбирать госзаказчик. Вопрос в целесообразности и экономии средств, подчеркнул эксперт.

«Да, в Москве есть такой единый оператор, но там вся схема увязана: от троллейбуса до метро в одну систему, у жителей столицы есть единый проездной. Выбор в пользу единого оператора там очевиден», — отметил Алексей Савоськин.

Но в случае в Сургутом, подчеркнул наш собеседник, возникают сразу несколько вопросов о целесообразности таких мер.

«В Сургуте по сути весь смысл единого оператора — организация проезда льготников, а в остальном сами предприятия могли себе настроить систему оплаты. Да, имеют право, но ведь у чиновников был выбор: организовать монопольную схему или более или менее конкурентную. К тому же: откуда срок в пять лет: мэрия настолько уверена в благонадежности победителя конкурса (контракты с перевозчиками при этом заключаются менее чем на два года, прим. ред.)?» — задается вопросом почетный строитель.

Далее все становится еще туманнее, отметил Алексей Савоськин, так как мэрия в типовом договоре с единым оператором оговаривает, что вознаграждение ему будет выплачивать по отдельному договору с подрядчиком, но самого договора к условиям конкурса не прикладывает.

«Если в документации нет договора прикрепления, который должен быть аналогичен для всех, то уже дает поле для возможных выгод в пользу того или иного подрядчика», — заключил эксперт.

Дележка автобусной поляны: мэрия Сургута надолго забирает хлебный контракт у СПОПАТа

Инвалиды и их проценты

В сухом остатке получается, что мэрия делает все по закону, но как будто бы не очень справедливо в плане конкуренции и будущих трат подрядчиков. И подрядчиков ли или все же сургутян? Попытаемся разобраться: для этого проанализируем ТЗ уже на сами перевозки, благо вся документация уже доступна.

Там, как и положено, есть расчет начальной максимальной цены контракта. Так вот в затраты уже включена покупка различного оборудования (от кассового до оборудования для инвалидов) и в том же разделе имеется строчка «процент комиссии от планируемой платы за проезд», который по неким коммерческим предложениям рассчитан в размере 14,5%.

    Источник: Госзакупки
Источник: Госзакупки
«Понятно, что 14,5% в НМЦК — расчетная величина, их включили в будущую оплату подрядчикам, отмечу, из бюджета, а весьма вероятно, и в тариф непосредственно билета на автобус. А если единый оператор снизит стоимость и предложит, например, 2%: вся эта история изменит цену проезда для горожан?» — уточняет Алексей Савоськин.

Действительно, экономия таким образом (эти транзакционные проценты, судя по всему, уже включены в стоимость будущих договоров) будет колоссальной. Ориентируясь на нынешние 14,99% и расчетные 21,6 млн транзакций в год (число взято из существующего контракта «СПОПАТ» и ЦТП), получается 110 млн рублей заработка компании, обслуживающей АСОП. А при 2% — 14,7 млн рублей, то есть в 7,5 раз меньше! Пойдет ли такая теоретическая экономия на пользу сургутянам — большой вопрос, отметил Алексей Савоськин.

До конца разобраться пока мы не можем, так как в одной ячейке соседствуют и проценты, и оборудование. Как связана покупка этого оборудования и процент комиссии по транзакции и что в итоге вошло в смету: процент или стоимость оборудования, почему 14,5%, если конкурс по выбору единого оператора еще в разгаре и по итогу комиссия может быть любой. Вновь пошли в администрацию со своими вопросами, а об ответе чиновников обязательно проинформируем читателей.

Читайте также:

«СПОПАТ» не теряет монополию? Мэрия Сургута переигрывает конкурсы на перевозки

Брендирование автобусов СПОПАТа под «Сургутнефетгаз» влетит в копеечку

Спортсмены из Сургутского района стали лауреатами конкурса «Спортивная элита» в ХМАО