Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

«Скоморох» из «Веселых ребят» и сольные хиты Александра Буйнова. К 75-летию музыканта

Оглавление

На днях, 24 марта, юбилей справил Александр Николаевич Буйнов – певец, музыкант, бывший солист популярного советского ВИА «Веселые ребята», а в последствии сольный исполнитель, удостоенный звания Народного артиста России. Ему исполнилось 75 лет. Поджарый, моложавый, энергичный, он совсем не выглядит на этот возраст. В интернете его фигуру, как и многих деятелей шоу-бизнеса, нередко обсуждают в связи с состоянием здоровья, происшествиями, обстоятельствами личной жизни, а творческий облик исполнителя подвергают критике, отмечая «легковесность» позднего репертуара, прямо сказать, не выдающиеся вокальные данные и манеру, напоминающую скорее мелодекламацию, чем пение. Если верить одной из цитат, сам Буйнов не слишком-то любит называться только «певцом», говорит, что это звучит «обидно». В его творческой биографии было несколько разных по содержанию этапов, у артиста богатый и разноплановый музыкальный опыт, он проявил себя и как исполнитель, и как композитор, и как аккомпаниатор-инструменталист.

В публикации по следам юбилея вспомним вехи более чем полувековой творческой карьеры Александра Буйнова и популярные песни его репертуара.

Осуществил мечту матери. Детство и становление музыканта

Фамилию Буйнов москвич, появившийся на свет в марте 1950 года, получил от родителей, вот только звучала она иначе, чем мы привыкли. Пишут, что ударение изначально ставилось на первый слог, позднее музыкант поменял его для большей благозвучности.

Исконное же звучание в какой-то мере соответствовало его детству, которое действительно было буйным. Район, в котором рос Саша, слыл «хулиганским». Подросток гулял с местной шпаной, озорничал. Одна из шалостей чуть было не стоила парню здоровья. Неосторожное обращение с самодельной бомбочкой, изготовление которых тогда было модным у дворовых парнишек, обернулось сильным ожогом роговицы. Слепоты удалось избежать, но зрение упало, так что очки для него не просто модный аксессуар.

Александр, названный в честь своего деда-кузнеца, воспитывался в многодетной семье. У Николая Александровича и Клавдии Михайловны Буйновых было четверо детей, и все мальчики. Все три брата Александра Буйнова – Владимир, Аркадий и Андрей связали свою жизнь с музыкой.

Папа – военный летчик, фронтовик, прошедший Великую Отечественную, после войны устроился работать физруком, он всячески приобщал парней к спорту, вдохновляя своим примером.

Саша Буйнов в детстве с папой
Саша Буйнов в детстве с папой

Но в профессиональной жизни ребята пошли по стопам матери.

Клавдия Буйнова была пианисткой с серьёзным консерваторским образованием. Роль матери большого семейства не позволила ей в полной мере реализоваться в творчестве, и она всячески прививала любовь к музыке своим сыновьям. Стремление матери воплотилось в детях.

Уже в 5 лет маленький Саша и сел за фортепиано. С игры на этом инструменте и его электронном аналоге – клавишных – позже и начнется карьера музыканта Буйнова. Вместе с братьями он учился в музыкальной школе при Московской консерватории, в дальнейшем Александр поступил в музыкальное училище и на дирижёрско-хоровое отделение Гнесинки.

Тезки – «Скоморохи». Начало творческой деятельности и первые авторские песни Александра Буйнова.

Свой первый коллектив Саша создал ещё в школе. Группа, в инструментарии которой были фортепиано, акустическая гитара и «пионерский» барабан, носила провокационное название «Антихристы» (по другим данным – «Анти-Анархисты)

Старт карьеры артиста принято связывать с другим коллективом, куда он также попал ещё школьником. Знаковым стало знакомство с его тезкой, который был всего на несколько месяцев старше. Звали его Александром Градским. Созданные им в середине 60-х коллективы относят к пионерам явления, за которым закрепилось понятие «русский рок», хотя сам Градский к этому явлению и придуманному «для удобства» термину относился скептически.

Буйнов с той сценой, которую окрестили «русским роком», не ассоциируется, но на начальном этапе своей карьеры музыкант соприкасался с ней. Позже музыкант Евгений Маргулис назовет Буйнова «самым «попсовым» рокером и самым рок-н-рольным эстрадным певцом».

Два Александра – Градский и Буйнов - очень разные по эстетическому облику и творческой философии музыканты, когда-то начинали в одном коллективе. Их знакомство состоялось в тот период, когда Градский организовал группу «Скоморохи», и он пригласил Сашу Буйнова на позицию клавишника.

Группа "Скоморохи" с А. Буйновым в составе (справа)
Группа "Скоморохи" с А. Буйновым в составе (справа)
«Я провел самые лучшие годы, когда мы с ним играли вместе»,

- вспоминал Александр Буйнов в 2021 году, когда не стало Градского.

В «Скоморохах» раскрылась композиторская ипостась Буйнова. Он написал музыку к песням «Аленушка», «Трава-мурава» (Шелковая трава), «Меня маменька вскормила» - все на стихи Валерия Сауткина.

Участие Буйнова в коллективе было прервано повесткой в армию. Пишут, что Александр Борисович, видимо не желавший терять хорошего клавишника предлагал купить справку о «негодности», но у сына фронтовика и мысли такой не возникло. Буйнов отправился в Алтайский край, где отдавал долг родине в 1970 – 1972 годах.

Буйнов в годы армейской службы
Буйнов в годы армейской службы

В армии артист участвовал в самодеятельности, организовывал концерты, благодаря чему и встретил Любовь – во всех смыслах этого слова. Первой супругой музыканта стала юная жительница алтайской провинции по имени Люба, брак они заключили в годы службы.

По окончанию службы, с возвращением в столицу распалась и семья, и группа, из которой он уходил в армию. «Скоморохи» к тому моменту по сути превратились в аккомпанирующий состав певца и композитора Александра Градского.

Буйнов продолжил карьеру в других ВИА, недолгое время играл в «Цветах», по приглашению режиссера Марка Захарова принимал участие в спектаклях «Ленкома» в составе группы «Аракс».

«Буй» из «Веселых ребят».

В 1973 году открылась новая страница в творческой биографии Буйнова, связанная с ансамблем «Веселые ребята». Через этот коллектив прошли многие музыканты и вокалисты, впоследствии сделавшие сольную карьеру. Несколько месяцев, ещё до прихода Буйнова, в этом ансамбле поработал и его друг – Градский, благодаря которому песни авторства Буйнова появились в репертуаре раньше, чем он сам. Пребывая в «Веселых ребятах», Градский с коллективом записал песни с его музыкой.

Чехарда в составе участников была обычным делом для вокально-инструментальных ансамблей, известные музыканты переходили из одного коллектива в другой. Наш герой, которого коллеги называли производным от фамилии прозвищем «Буй», отличился постоянством. Он стал «долгожителем» «Веселых ребят», задержавшись в группе на целых 16 лет, вплоть до 1989. Правда, в 1976-м году он из-за разногласий в коллективе ненадолго покинул ВИА, но уже спустя несколько месяцев попросился обратно.

За годы, проведенные Буйновым в ВИА «Веселые ребята», в составе его участников побывала целая россыпь звездных музыкантов: Алешин, Малежик, Ряшенцев и многие другие. В этом коллективе Буйнов познакомился и сдружился с Александром Барыкиным, Аллой Пугачевой, Алексеем Глызиным, на пару с которым он стал солировать в коллективе.

Буйнов и Глызин в "Веселых ребятах"
Буйнов и Глызин в "Веселых ребятах"

Запел «Буй» уже в 80-х, на позднем этапе своей работы в коллективе. В «Веселые ребята» он пришел, конечно, не как солист, а как инструменталист, и первое время играл на бас-гитаре и клавишах. Художественный руководитель Павел Слободкин называл Буйнова одним из лучших клавишников страны в то время. А вот о вокальных данных Александра основатель ансамбля был не высокого мнения, и выразил скепсис, что у артиста получится яркая сольная карьера. Как оказалось, он был не прав. Что бы ни произошло далее, именно в группе у Слободкина началась вокальная карьера Буйнова. И облик «Веселых ребят» того периода сложно представить без образа и голоса Александра.

«Бродячие артисты»

Муз. Л. Варданян, ст. Л. Варданян, В. Забельшинский, И. Шаферан

Одна из «визитных карточек» группы времен вокального тандема Глызина и Буйнова написана армянским музыкантом Левоном Варданяном, и им же впервые исполнена. Автором первоначальной версии текста значатся Левон Варданян и Виктор Забельшинский. Композиция приглянулась руководителю «Веселых ребят» Павлу Слободкину, и он решил взять её в репертуар, переиначив при этом исходное произведение. Доработать текст попросили Игоря Шаферана, так у популярной версии песни оказалось сразу три автора текста, аранжировку сделали в модном ключе, с отсылками к зарубежной рок-музыке.

Затея оказалась успешной. Песня стала всесоюзным хитом и обрела признание на международном уровне. С ней «Веселые ребята» взяли гран-при конкурса «Братиславская лира» в 1985 году.

«Не волнуйтесь, тетя»

Муз. В. Добрынин, ст. Л. Дербенев

На волне бешеной популярности для солиста Александра Буйнова работа над песней обернулась ещё и актерской задачей. На веселую мелодию композитора Вячеслава Добрынина поэт Дербенев быстро сочинил шуточный текст. Ироничную композицию и подать решили в соответствующем ключе. Приятельствовавший с музыкантами модельер Валентин Юдашкин придумал переодеть одного из солистов, а именно Буйнова, в женское платье.

Песня, прозвучавшая в новогоднем эфире 1 января 1987 года с тех пор буквально впечаталась в память, звуча голосами Буйнова и Глызина.

«Бологое»

Муз. В. Добрынин, ст. М. Рябинин

В тот же период становится популярным хит, написанный Вячеславом Добрыниным на стихи Михаила Рябинина. Вышедшие из-под его пера строки, зазвучав голосами солистов «Веселых ребят», прославили небольшой городок между Ленинградом и Москвой. Буйнов исполняет основную вокальную партию в этой песне.

«Бабушки-старушки»

Муз. В. Добрынин, ст. С. Осиашвили

Песню про «Бабушек-старушек» Добрынин написал с поэтом Симоном Осиашвили, который однажды и подтолкнул его к тому, чтобы композитор запел сам. И эта песенка нередко звучала в авторском исполнении. Добрынин выпустил её в 1990 году, а первенство исполнения - за Буйновым и «Веселыми ребятами». Именно в их варианте песня стала хитом, прозвучав в фильме «Приморский бульвар» в 1988 году.

Веселых ребят Буйнов покидает в 1989.

Отправившись в сольное плавание , Александр Николаевич продолжает исполнять некоторые песни, входившие в репертуар «Веселых ребят». В последние десятилетия именно в его исполнении часто звучит прославленный ансамблем хит «Люди встречаются». С её исполнения начался посвященный 75-летию певца выпуск программы «Малахов». В «Веселых ребятах» этот хит на мелодию венгерской песни композитора Виктора Геваши с русским текстом Олега Жукова был исполнен в начале в начале 70-х солистом Владимиром Фазыловым.

Буйнов, конечно, поёт её хуже, но поёт и песня продолжает звучать, оставаясь узнаваемой новыми поколениями.

«Сам себе режиссер». Сольные хиты Александра Буйнова

Покинув ВИА «Веселые ребята», Буйнов работает с концертным объединением «Эра», а затем – с лейблом АТС. В 1992 году уже популярным артистом Буйнов получает диплом ГИТИСА по режиссерской специальности. Так и хочется пошутить, что он стал «сам себе режиссером». В качестве дипломной работы им был представлен спектакль «Капитан Каталкин».

Как сольный певец Буйнов добивается успеха в 90-х, участвует в организуемых Пугачевой «Рождественских встречах», сам пишет песни и берет в репертуар произведения других авторов разной степени известности. Песни в его исполнении регулярно звучат на радио и ТВ.

«В городе Сочи»

Муз. В. Матецкий, ст. М. Шатров

Курортную столицу нашей страны, Сочи, Александр Буйнов воспел задолго до Трофима, на старте своей сольной карьеры, завив что «В городе Сочи темные ночи». Так называется фильм 1989 года, в котором голосом Буйнова звучит композиция Владимира Матецкого на слова Михаила Шатрова.

«Падают листья»

Муз. и сл. В. Зуйков

Песня, несущая осеннее настроение, была предложена певцу «тревожной осенью» 1993 года. Как раз в дни октябрьского путча его знакомый музыкант из Архангельска – Валерий Зуйков и показал свои творения. Сезонная лирическая композиция приглянулась Буйнову. Вышла песня в 1995 на альбоме «Я знал любовь». Это была уже пятая пластинка в дискографии исполнителя.

«Мы в ответе за тех»

Муз и сл. В. Зуйков

В следующем 1996-м году подоспел очередной альбом «Я – московский». На нём была издана песня с литературными мотивами и цитатой Экзюпери в качестве хит-фразы, авторство принадлежит тому же Валерию Зуйкову.

«А слова вспомните, что вслух заучили, мы в ответе за тех, кого приручили»,

- в разные годы эта песня звучала в эфире в исполнении Буйнова.

«Пустой бамбук»

Муз. А. Буйнов, ст. А. Буйнов, Н. Добрюха

Открывает трек лист альбома «Я – московский» заглавная песня, авторское произведение Александра Буйнова, которым он сам же создал критикам своего творчества плацдарм для шуток и отсылок. Вынесенное в название песни словосочетание «Пустой бамбук» - экстравагантно странной центральный образ песни, часто обыгрывается в материалах об артисте. Подсобили ему в этом поэт Николай Добрюха, выступивший автором текста и его старые приятели по «Веселым ребятам» - Пугачева и Барыкин.

Однажды музыканты пришли в гости к Александру Буйнову, и Барыкин в беседе рассказал о дыхательной гимнастике. Название одного из упражнений «Пустой бамбук» вдохновило певца и композитора. Так появился яркий хит, закрепившийся за ним как «визитная карточка».

«Мои финансы поют романсы»

Муз. И. Крутой, ст. В. Пеленягрэ

Год 1998. Разгар финансового кризиса. Будто под стать общественному настроению хрипловатым голосом прослывшего «пустым бамбуком» певца Буйнова из теле- и радиоэфира доносится: «Мои финансы пою романсы».

Расхожую уже к тому моменту идиому умело и своевременно «вписал» в текст песни поэт Виктор Пеленягрэ, в тот же период подаривший стране хит о том, «Как упоительны в России вечера».

«Мои финансы поют романсы» Пеленягрэ написал в соавторстве с композитором Игорем Крутым. Хит стал лауреатом фестиваля «Песня-98».

"Я пришел к тебе совсем"

Муз. А. Укупник, ст. С. Осиашвили

В начале нового века Буйнов продолжает оставаться в фарватере музыкальной культуры, поставляя слушателям новые хиты. В финале "Песни года-2001" из его уст зазвучала песня известных авторов, хитмейкеров прошлого десятилетия.

Стихами Симона Осиашвили под музыку съевшего паспорт "несуразного ботаника" и очень разнопланового композитора Аркадия Укупника певец заявил: "Я пришел к тебе совсем и не спрашивай зачем". Песня входит в альбом нет слов 2001 года.

«Горький мед»

Муз. Е. Файфман, ст. Д. Толстов

В 2000-х певец довольно успешно сотрудничает с авторским тандемом Ефима Файфмана и Дмитрия Толстова. Их произведение «Горький мед» - лауреат фестиваля «Песня года-2003», один из самых заметных хитов певца, выпущенных в начале нового века. Песня вышла на альбоме «Все дела» 2004 года, большая часть композиций на нём – работы Файфмана и Толстова.

«Пусть»

Муз. Е. Файфман, ст. Д. Толстов

Закрывает подборку жизнеутверждающая композиция авторства Файфмана и Толстова из альбома «Все дела»:

«Пусть снова ко мне приходит грусть,
В сердце печаль стучится пусть, я всем невзгодам улыбнусь».

Философская композиция звучит в некотором роде как кредо её исполнителя. В его жизни было немало невзгод, но на сцене он всегда оставался жизнерадостным, энергичным, оптимистичным, чем и подкупет аудиторию.

За годы сольной карьеры он выпустил 18 сольных альбомов, хитов, в значении широко узнаваемых, часто звучащих и ротируемых песен, у него действительно немало.

В свои 75, долгие годы сражаясь с онкологическим заболеванием, Александр Николаевич не унывает, демонстрируя жизнелюбие, которому можно только позавидовать.

Официально женат певец был трижды. Дочь от второго брака Юлия подарила ему троих внуков, все они носят дедушкину фамилию. С третьей, нынешней супругой Аленой музыкант счастлив уже много лет, рассказывает и упоминает о ней с большой нежностью, но совместных детей у пары нет.

Как бы кто ни относился к Буйнову, как бы его не критиковали за вокальные данные, певец по сей день остается на сцене, а значит – востребован. Законы музыкального мира и шоу бизнеса таковы, что, с одной стороны, продать и раскрутить можно хоть дырку от бублика, но с другой – то, что никому не интересно, не просуществует долго. История музыки знает множество проектов, которые активно и агрессивно продвигались в массах, в какой-то момент «выстреливали», но быстро сдувались, оставаясь памятными лишь небольшому числу слушателей.

Если артист уже более полувека на сцене и имеет своего слушателя, оставаясь на виду у широких масс, это уже само по себе о многом говорит. Александр Николаевич отметил своё 75-летие концертом в Кремлевском дворце

В преддверии собственного большого юбилея артист вляпался в скандал, став участником ДТП, произошедшего по его вине. Я умышленно не акцентировал на нём внимание, так как считаю себя недостаточно осведомленным и компетентным, чтобы говорить на эти темы. Читателей, пришедших на мой канал с интересом к музыкальной культуре, прошу эту историю не разгонять.

Материал создан на базе информации из открытых источников, имеет информационно-развлекательный, обзорный характер.

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимых исполнителей, и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.