Итак, суд в Белгородской области удовлетворил ходатайство Ефремова об освобождении по УДО (в переводе с юридического на общечеловеческий - условно-досрочное освобождение). Это означает, что уже через пару дней один из самых знаменитых узников России последних лет выйдет на свободу.
Из 7,5 лет наказания Ефремов отбыл примерно 4,5 года.
С одной стороны, я не хочу рассуждать на тему того, насколько справедливым было наказание и насколько законно в этом случае освобождение по УДО. Все же я не специалист по уголовному праву и процессу и никогда им не была. С другой стороны, я тоже человек, который живёт в России, и более того, в одном с Ефремовым городе Москве. Соответственно, его выход по УДО касается и меня тоже.
Вопрос в том, что будет дальше. Все же я полагаю, что, несмотря на широкий общественный резонанс, на общество эта история повлияла крайне незначительно. И люди по-прежнему садятся за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и в результате этого гибнут другие, ни в чем неповинные люди. Как когда-то по вине Ефремова погиб мой однофамилец, простой водитель из Рязани Сергей Захаров, который случайно оказался не в том месте и не в то время. Будучи абсолютно трезвым и вообще ничего не нарушая.
Что меня больше всего шокировало в этой истории, так это поведение Михаила Олеговича, которого я всегда считала хоть сильно пьющим, но при этом очень талантливым актером и, в общем-то, порядочным человеком (до последнего своей бывшей спившейся жене Ксении Качалиной финансово помогал, хотя, по сути, был не обязан, полностью содержал их общую дочку Анну-Марию, которая теперь не то девочка, не то мальчик).
Честно, я с ужасом смотрела кадры после аварии, когда Ефремов буквально вывалился, как мешок с сами знаете чем, с водительского места своего джипа. А потом, когда ему сообщили, что в аварии серьезно пострадал другой человек (на тот момент Сергей Захаров был ещё жив и позже умер в больнице), Ефремов заплетающимся языком произнес примерно следующее:
- а я его вылечу! У меня денег до х@я!
Но сколько бы денег не было, а пострадавший все же скончался от полученных травм в больнице через несколько часов после аварии.
Позже экспертиза показала, что в крови Ефремова был не только алкоголь, но ещё и следы наркотиков.
И вот тогда началась реальная вакханалия. Мы все помним, какую чушь нес Ефремов с подачи своего адвоката Пашаева. Что якобы за рулём был не он, а кто-то третий. И что его подставили.
Единокровная сестра Ефремова Анастасия (дама, которая и сама не отрицает крепкую "дружбу" с алкоголем) и его племянница Ольга (вроде актриса, но где и кого она играла, убей Бог не вспомню) обивали пороги у Малахова и пытались всех убедить, что: А) он не виновен; Б) он не выдержит на зоне. А потому требовали его отпустить. Заодно и денег обе подзаработали.
Мадамы, вы серьезно? Ваш брат и дядя убил человека!
Ещё раз: он лишил человека жизни. Навсегда! И вы собираете подписи, чтобы его отпустили...
Обе в моих глазах упали ниже плинтуса. Поведение Ефремовских родных в тот момент - это тот случай, когда со дна постучали...
Но жизнь и суд показали что: А) Ефремов был виновен; Б) на зоне он выдержал.
И мне кажется, что жизнь Михаила Олеговича была там вполне сносной (насколько может быть сносной жизнь в колонии). Он работал в швейном цехе (то есть занимался не физически тяжёлым трудом, это вам не лес валить под Кандалакшей). С свободное время организовывал для других заключённых культ-массовые мероприятия, гулял, читал книги. Друзья и родные приезжали на свидания, приводили передачи.
Вот Иван Охлобыстин рассказывает в интервью, что у Ефремова в колонии обострилась астма и выпали зубы. У меня вопрос к Ивану Ивановичу: а если бы Ефремов не сел на 4,5 года, а продолжил "на воле" пить, как лошадь, и баловаться наркотиками, его здоровье было бы намного лучше, чем сейчас?
И все же я считаю, что если на одну чашу весов поставить 4,5 года сносной жизни в колонии, а на другую - оборвавшуюся жизнь человека, искалеченные трагедией души его родных и близких, то 4,5 года - это ничтожно мало.
Я искренне желаю Михаилу Олеговичу счастья и душевного равновесия. Я желаю ему вернуться к нормальной жизни и больше не причинять вред посторонним людям в какой бы то ни было форме. Я желаю ему уважать своего зрителя и не выходить перед ним на сцену в непотребном виде.
Я желаю его окружению ума и мудрости, чтобы не втянуть его опять в беспробудное пьянство, а то и во что похуже.
Потому что когда человек серьезно болен, ему ничего не стоит сорваться, и тогда все по кругу.
Сейчас у Михаила Олеговича есть шанс начать новую жизнь. А вот у Сергея Захарова по вине Ефремова этой жизни больше нет. И об этом нужно помнить.
Вы знаете, меня так близко затронула эта история, потому что когда мне было 9 лет, под колесами машины погибла моя бабушка. Мой самый любимый, родной и близкий человек. Прошло больше 30 лет, а меня до сих пор иногда мучают кошмарные сны. Несколько раз я случайно проезжала на машине мимо перекрестка, где она погибла. Мне было очень плохо. Я до сих пор боюсь находиться на улице с наступлением темноты. Не люблю новый год, потому что вся эта трагедия произошла как раз в конце декабря. Прошло 30 с лишним лет, а меня до конца не отпустило...
Недавно мы разговорились с одним моим хорошим знакомым, и он мне рассказал, как больше 20 лет назад он случайно насмерть сбил на своей машине шестилетнего малыша. Мальчика переводила через дорогу в неположенном месте пьяная бабушка. Вернее, они перебегали. Был ноябрь месяц, густые сумерки, снег с дождем. Бабка перебежала, а внука при ударе подбросило вверх, как куклу. Мой знакомый не успел затормозить, малыш умер на месте до приезда скорой. Экспертиза потом показала, что в бабке была бутылка водки - она вообще не соображала в тот момент, где находится. Водителя признали невиновным. Он был трезв, сам вызвал полицию и скорую. Экспертиза признала, что у него не было возможности предотвратить аварию - пьяная бабка с ребенком выскочила на дорогу в последний момент. Более того, он оплатил семье похороны малыша, хотя, в общем-то, был не обязан (родители оказались такими же алкашами, похоронить ребенка было не на что). Бабка села.
А вот знакомому этот погибший мальчик снится до сих пор. И чувство вины его не отпускает. Даже несмотря на заключение эксперта о том, что шансов выжить у ребенка не было, мой знакомый до сих пор думает, мог ли он спасти эту маленькую непрожитую жизнь? Ходит в церковь, молится, ставит свечки за упокой и временами просыпается от ночных кошмаров.
Я это все к тому, что такие вещи бесследно не проходят ни для психики родных потерпевших, ни для тех, кто был за рулём.
Поэтому я очень надеюсь, что Михаил Олегович сдержит свое обещание и больше не причинит вреда ни одному человеку.