Найти в Дзене

«Денег все равно не хватает»: в Татарстане началось банкротство авиакомпании «Тулпар Эйр»

Оглавление
   Азат Хаким (справа) и один из бенефициаров ТАИФа Альберт Шибагутдинов. Фото: tatarstan.ru
Азат Хаким (справа) и один из бенефициаров ТАИФа Альберт Шибагутдинов. Фото: tatarstan.ru

Арбитражный суд Татарстана признал обоснованным заявление ООО «Авиакомпания «Тулпар Эйр» о собственной несостоятельности. В отношении перевозчика, принадлежащего группе «ТАИФ», введена процедура наблюдения (начальная стадия банкротства) до 26 августа 2025 года. Временным управляющим назначен Роман Маврин.

Судья Энже Сунеева отклонила ходатайства бывшего соучредителя авиакомпании Азата Хакима. Его представители Марат Камалов и Всеволод Нестеров (руководитель юридического отдела «Татюринформа») просили отложить рассмотрение дела, провести экспертизу финансового состояния компании «Тулпар Эйр» и выбрать управляющего, который обладает компетенциями в области авиаперевозок.

Напомним, Азат Хаким — основатель оператора деловой авиации «Тулпар Эйр». Однако в 2023 году он вышел из состава учредителей (ранее ему принадлежало 49% ООО). Единоличным собственником компании стал ТАИФ (бенефициарами холдинга являются Айрат и Радик Шаймиевы, Альберт Шигабутдинов и Рустем Сультеев), который прежде владел 51%.

-2

Фото: KazanFirst

Азат Хаким в связи с выходом из состава учредителей получил от «Тулпар Эйр» 419,6 млн рублей. Но затем потребовал еще более 800 млн рублей. В результате суд постановил доплатить ему еще 451,5 млн рублей и 61,4 млн набежавших процентов (всего почти 513 млн рублей). Это решение пока не вступило в законную силу и сейчас обжалуется в апелляционной инстанции.

«Мы хотим не дать забрать…»

Представители Азата Хакима настаивают, что балансовая стоимость активов компании «Тулпар Эйр» составляет 3,1 млрд рублей, что превышает обязательства ООО перед кредиторами, и никакого тяжелого финансового положения в компании нет. По данным СБИС, в 2024 году выручка компании составила 2,76 млрд рублей против 2,28 млрд рублей годом ранее, а чистая прибыль сократилась с 218 до 131 млн рублей.

В свою очередь юристы ТАИФа Михаил Раскин и Эмиль Гатауллин из коллегии адвокатов «Раскин, Жихарев, Гатауллин» указывали, что имущество бизнес-перевозчика находится в залоге у банка «Аверс» (обслуживает компании группы «ТАИФ»). По их мнению, если Хакиму выплатить дополнительно более 500 млн рублей, то компания не сможет исполнить обязательства перед другими кредиторами и в любом случае станет банкротом.

-3

Азат Хаким. Фото: tatarstan.ru

— В экспертизе нет необходимости… Должник ссылается на то, что имеющихся денег не хватает. При чем тут стоимость имущества? Сколько бы имущество ни стоило, денег все равно не хватает, — заявил на заседании Михаил Раскин.

А Эмиль Гатауллин указал, что все ходатайства Азата Хакима «направлены на срыв заседания».

— Мы хотим не дать забрать Хакиму то, на что он в принципе не имеет возможности претендовать, — сказал представитель ТАИФа, пояснив, что в случае банкротства компании «Тулпар Эйр» ее основатель не сможет получить свои деньги «вперед всех остальных, хотя он должен стоять в пятой очереди».

«Зачем они эту бодягу с мировым соглашением затеяли»

В свою очередь Всеволод Нестеров, аргументируя, почему нужно перенести рассмотрение дела, заявил, что стороны рассматривают возможность заключения мирового соглашения. Однако здесь юристы разошлись во мнениях, кто инициатор такого договора.

— Мировое соглашение настоящего процесса вообще никак не касается… На этой лжи, на этой подмене представитель пустился во все тяжкие. Если и будет мировое соглашение, то не в рамках этого дела… Теперь понятно, зачем они эту бодягу с мировым соглашением затеяли, — возразил Гатауллин.

-4

Участники спора на заседании Арбитражного суда РТ. Фото: KazanFirst

Михаил Раскин согласился, что «этот аргумент выглядит весьма негоже», и настоял, что признаки несостоятельности у компании «Тулпар Эйр» все равно есть. А если по делу о выплатах Хакиму соглашение все-таки будет достигнуто, то только тогда возникнет основание для прекращения банкротства, признался адвокат.

— Я отвергаю обвинения во лжи… То, что Хаким предпринимал меры по урегулированию вопроса, — это общеизвестный факт, — ответил Всеволод Нестеров, пояснив, что переговоры в новых обстоятельствах инициировал ТАИФ.

В результате судья не стала учитывать возможность заключения сторонами мирового соглашения по другому делу. Было принято решение о начале процедуры банкротства.

«Это фиктивное банкротство»

Добавим, что Азат Хаким продолжает вести авиабизнес. Он и его сын Айдар Хаким владеют управляющей компанией «Тулпар Аэро групп», которая руководит одноименной группой. В нее также входят компании «Тулпар техник», «Тулпар-сервис», «Тулпар экспресс», «Тулпар интерьеры инжиниринг дизайн» и «Академия 033». После выхода из состава группы «Тулпар Эйр» флагманским перевозчиком стала авиакомпания «Тулпар», которая ранее работала под брендом «Джет экспресс».

Финансовый директор компании «Тулпар Аэро групп» Ильнур Садыков сообщил KazanFirst, что Азат Хаким обжалует решение Арбитражного суда о процедуре наблюдения.

— По нашему мнению, это фиктивное банкротство, — сказал он.

-5

Фото: tatarstan.ru

«Сколько в итоге получит участник — предсказать невозможно»

Как пояснил KazanFirst партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин, в случае окончательного банкротства «Тулпар Эйр» скорее всего (с вероятностью 99%) требования бывшего учредителя «окажутся в самой последней очереди».

— Это означает, что компания сначала рассчитается с независимыми кредиторами, а потом уже с участником. И сколько в итоге получит участник — предсказать невозможно, — отметил эксперт.

Однако сейчас, по его словам, «процедура наблюдения означает, что предприятие продолжает деятельность как обычно, но назначенный судом арбитражный управляющий анализирует финансовое состояние предприятия».

Руководитель группы «Юридическая помощь «Онлайн» Александр Бударагин добавил, что «во время процедуры наблюдения авиакомпания сможет заниматься своей деятельностью», а «процедуру можно оспорить, если сроки на обжалование решения не истекли».

По его словам, в этот период «применяется механизм обеспечения сохранности имущественных объектов собственника, который признал себя несостоятельным», а также проводится финансовый анализ платежеспособности, составляется реестр требований, которые предъявляют кредиторы, инициируется первое собрание заимодавцев.

Бударагин не исключает, что «Хаким может получить деньги, так как имущество у компании есть», но «нужно смотреть, нет ли обременений на него».