Найти в Дзене
окно в икону

Орудия Страстей Христовых. Часть 2.

С праздником, уважаемые читатели! Продолжая описание орудий Страстей Христовых, перейдём к тем из них, которые использовались для мучений Господа после вынесения Ему приговора и во время казни. Хлыст — орудие первой пытки Христа, бичевания. Также плеть и верёвка, необходимая для связывания пытаемого. Иногда к орудиям Страстей добавляется колонна (одна уже была с петухом, означавшая предательство апостола Петра, теперь без дополнений), потому что к ней привязывали Господа. Рука — знак заушин и пощёчин, которыми унижали Спасителя, требуя предсказать, кто Его ударил. Тростниковый «скипетр», красная власяница и венец из терния — символы поругания Сына Божьего, когда Его при помощи этих предметов облачили царём. Кстати, терновый венец стали изображать на Руси относительно поздно, только с семнадцатого века. Объясняется это, вероятно, отсутствием знаний о том, как он выглядел. Знакомство не столько с католической культурой (в Париже терновый венец хранится до сих пор), сколько с изображен

С праздником, уважаемые читатели! Продолжая описание орудий Страстей Христовых, перейдём к тем из них, которые использовались для мучений Господа после вынесения Ему приговора и во время казни.

Хлыст — орудие первой пытки Христа, бичевания. Также плеть и верёвка, необходимая для связывания пытаемого. Иногда к орудиям Страстей добавляется колонна (одна уже была с петухом, означавшая предательство апостола Петра, теперь без дополнений), потому что к ней привязывали Господа.

Бичевание Господа. 15 в.
Бичевание Господа. 15 в.

Рука — знак заушин и пощёчин, которыми унижали Спасителя, требуя предсказать, кто Его ударил.

Поругание Господа. 17 в.
Поругание Господа. 17 в.

Тростниковый «скипетр», красная власяница и венец из терния — символы поругания Сына Божьего, когда Его при помощи этих предметов облачили царём.

Поругание Господа. 15 в.
Поругание Господа. 15 в.

Кстати, терновый венец стали изображать на Руси относительно поздно, только с семнадцатого века. Объясняется это, вероятно, отсутствием знаний о том, как он выглядел. Знакомство не столько с католической культурой (в Париже терновый венец хранится до сих пор), сколько с изображениями Господа, сделанными западными художниками, позволило начать писать терновый венец.

Господь в терновом венце. Современная икона.
Господь в терновом венце. Современная икона.

Остальные символы связаны с Распятием, смертью и снятием с Креста. Крест отмечает распятие. Лестница — та самая, с помощью которой Христа подняли на крест. Молотком и гвоздями его прибили к Кресту.

Восхождение на Крест. 15 в.
Восхождение на Крест. 15 в.

Кости (игральные кубики) обозначают разыгрывание солдатами сорванных с Иисуса одежд. И сами одежды, и кубики-кости - символы страстей Христовых, обычно встречаются в развёрнутых сценах Распятия, как в примере ниже, где разыгрывание одежд происходит на первом плане.

Распятие. 17 в.
Распятие. 17 в.

Губкой с уксусом на шесте Ему дали в последний раз напиться римские солдаты. Цветы в горшке, вероятно, представляют собой упомянутое в Евангелии от Иоанна растение иссоп, на которое воины положили губку с уксусом, чтобы сделать её горечь ещё сильнее. Копьём римский сотник пронзил бок Иисуса. Может быть сосуд, в который наливали уксус, чаша, куда собирали кровь Распятого. Щипцами из рук и ног Спасителя вытащили гвозди, чтобы снять его с креста.

Теперь вы сами сможете истолковать все орудия Страстей Христовых на русской иконе девятнадцатого века.

Христос в темнице. 19 в.
Христос в темнице. 19 в.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!