Демократия предполагает не только выборность правительства, но и сменяемость власти. Именно для того, чтобы не случилось сползания к авторитаризму, во всех нормальных демократических странах ограничивают возможность одного и того же человека обнуляться до бесконечности занимать президентский пост.
Очевидно, что даже бразильское военное правительство (также известное как хунта) чисто формально этот факт учитывало. Поэтому авторитарная военная диктатура, управлявшая страной с 1964 по 1985 годы, целых пять раз меняла президентов за это время. Правда, все они почему-то были генералами армии, но это выходило как-то само собой, случайно. Президент просто избирался своими же коллегами-военными, а затем послушно утверждался конгрессом, дабы создать иллюзию свободных выборов.
Но бразильцам от всей этой "демократии" легче не становилось. Те, кто могли бежать от режима, бежали в Америку или Европу. Те, кто не могли не бороться с ним, - боролись. Но в таком случае последствия бывали непредсказуемыми и порой трагическими. Подробности одной реальной истории узнаем в нашем сегодняшнем сюжете.
Коротко и без спойлеров смотрим драматический биографический исторический фильм бразильского режиссера Вальтера Саллеса "Я все еще здесь" (2024).
Солнечная Бразилия, 1971 год. Хунта рулит в городах и селах: военные лютуют, патрули без оснований останавливают прохожих, тормозят машины, обыскивают и задерживают людей, кого-то забирают прямо в пижамах посреди ночи и увозят на допросы, часто сопровождаемые пытками и, в ряде случаев, физической ликвидацией задержанного.
Дружная семья архитектора Рубенса Пайвы (Селтон Мелу) живет в богатом районе Рио - щедрым, открытым домом, где все любят друг друга, хозяева которого всегда рады гостям, а их дети приветливы с людьми и уважительны с прислугой.
Рубенс и Юнис (Фернанда Торрес) демократично и свободно воспитывают своих пятерых детей, получающих не только достойное образование, но и хорошую школу жизни, имеющую все атрибуты детства и юности того времени, начиная с любимой собаки и игр на пляже, заканчивая модной музыкой и прогрессивным кинематографом.
Но вот однажды вся эта благодать, абсолютно не монтирующаяся с беспределом хунты, заканчивается. Главу семьи забирают на допрос, с которого он никогда не вернется.
С этого момента все внимание в картине фокусируется на главной героине - Юнис, на ее глазах, если точнее. Потому что какой-либо иной реакции, кроме движения глаз, эта хрупкая женщина ни разу не покажет. Взгляд - единственное, что себе позволяет мать большого семейства, оставшаяся без защиты и средств. Ни истерики, ни крика, ни стенаний, ни заламывания рук.
Ее стальную волю не сломают даже 12 дней тюрьмы, в которую ее увезут вместе со средней дочерью для дачи показаний против мужа и отца, благоразумно не посвящавшего в свои дела семью. Поэтому никто дома не знал о том, что Рубенс Пайва определенным образом помогал борцам с режимом.
Юнис становится опорой для своей семьи, ее основой. Узнав правду о трагической гибели мужа, упорно скрываемую властями, она решает забрать детей из Рио и начать новую жизнь в доме своей матери в Сан-Паулу. Позднее Юнис получит диплом юриста, станет правозащитницей, проживет довольно долгую жизнь.
На этом сюжет не заканчивается, а только начинается, становясь в финале "историей об истории". Поэтому, если вам интересны не политическая составляющая и не правозащитная деятельность, а жизнь отдельно взятой семьи в эпоху лихолетья, то посмотреть картину стоит. Ведь времена у нас сейчас, сами знаете...
Но не подумайте, что это история борьбы, рассказ о мужестве и подвиге или повесть о женской доблести. Напротив, это очень нежная, сдержанная, тихая и словно сомлевшая от бразильского зноя мелодрама, где все держится на главной героине, без которой зыбкий мир ее семьи рассыплется в одночасье, как замок из белоснежного песка на залитом солнце пляже Леблон, близ их уютного дома в Рио.
В большей мере это особенность сценария, созданного на основе мемуаров сына Юнис. И, конечно же, это персональная заслуга Фернанды Торрес, работу которой высоко оценили зрители и критики по всему миру. Она прекрасно сыграла женщину, которой пришлось быть сильной во время семейной трагедии и хаоса в стране.
Мне картина очень понравилась, хотя ее кульминация показалась несколько неубедительной. С другой стороны, это же биографический фильм, а не приключение. В основу ленты, помимо семейной драмы, легли еще и исторические события, происходившие в ту пору в Бразилии.
Человек не волен выбирать события своей жизни. Единственное, что он может для себя выбрать сам, это состояния - души, совести, достоинства. А этого добра в картине хватает.
К просмотру рекомендую.
У меня на сегодня все.
Оставайтесь на О! СЮЖЕТ и не забывайте проверять подписку на канал, чтобы нас не разлучили враги.
И помните: Есть свободы, от которых человек не имеет права отказываться, если хочет сохранить достоинство. Это свобода совести, свобода духа. Николай Бердяев
🗳И еще помните: через 4 дня стартует голосование за фильм месяца, активнее смотрите наши сюжеты, ребята. Они того стоят!
Лайк, отзыв и репост весьма ожидаемы.