К сожалению, сейчас уже мало кто знает, что села Анастасиевка и Марфинка Матвеево-Курганского района связаны со многими не просто интересными – великими людьми в истории нашей России! Восполняя этот пробел, мы расскажем сегодня о двух из них, ставших одними из могучих столпов Русской православной Церкви начала ХХ века, настоящими подвижниками и светочами, сохранившими о себе благодарную память не только среди иерархов РПЦ, но и среди тысяч простых православных людей по всей России.
МИТРОПОЛИТ НАЗАРИЙ
(НИКОЛАЙ КИРИЛЛОВ)
В «Википедии» до сих пор указано, что митрополит Назарий (в миру – Николай Яковлевич Кириллов) родился 4 декабря 1850 года в Новочеркассе, в семье священника казачьего происхождения. Однако эта информация не соответствует действительности. Миусский краевед Николай Дядиченко передал в распоряжение нашей редакции заметку из газеты «Донские епархиальные ведомости» за 1914 год, где сообщается следующее: «10-11 июня сего года Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Назарий, Архиепископ Херсонский и Одесский посетил свою родину – слободу Анастасиевку Таганрогского округа, Кирсановского благочиния». Так что место рождения митрополита – наша миусская земля, а вовсе не Новочеркасск…
С юных лет жизнь будущего русского митрополита была тесно связана с церковью и духовным образованием. В 1873 году он окончил Донскую духовную семинарию, а затем был рукоположен в священники, став сначала настоятелем Николаевской церкви Багаевской станицы, а после – еще и законоучителем приходского Багаевского училища.
Продолжая свою службу, Назарий занимал множество разных должностей в различных учебных заведениях и церквях. Был законоучителем в приходских училищах, участвовал в работе духовных семинарий. В 1892 году, после того, как овдовел, он постригся в монашество и стал ректором Ставропольской духовной семинарии.
В 1893 году Назарий был рукоположен на должность епископа Кирилловского и стал викарием Новгородской епархии. В последующие годы он занимал различные епископские должности: епископ Гдовский, викарий Петербургский; епископ Олонецкий и Петрозаводский; епископ Нижегородский и Арзамасский, архиепископ Полтавский и Переяславский; архиепископ Херсонский и Одесский. В 1919 году патриархом Тихоном Назарий был назначен архиепископом Курским и Обоянским. В 1920 году он был возведен в сан митрополита.
Митрополит Назарий остался известен в российском православии своей твердой позицией в отношении обновленчества – движения, которое стремилось внести изменения в церковные традиции и практики. В 1925 году, когда обновленцы хотели привлечь его на свой собор, Назарий отказался от участия и выразил свое несогласие с их идеями. Однако при этом он стремился и сохранить в рядах священничества и необходимое для существование Церкви единство. По сообщению обновленческого журнала «Уральские Церковные Ведомости», когда начался григорианский раскол, митрополит Назарий через своего помощника епископа Серафима твердо держал единство с Патриаршей Церковью. Но, когда епископ Серафим перешел в григорианство, то митрополит Назарий сначала запретил его за это в священнослужении, а затем все-таки «ласково» отменил свое распоряжение, заявив, что не хочет влиять ни на чью совесть… В 1926 году именно Назарий, руководствуясь долгом пастыря, отслужил панихиду по скончавшемуся «обновленческому» митрополиту Тихону, после чего по настоянию епископов Павлина и Афанасия покаялся в этом перед всем народом.
Истинный южанин, он тяжело, хотя и весьма стойко переносил необходимость десятилетиями жить вдали от южных степей – в холодном, сыром и неприветливом климате Севера, среди людей других говоров, традиций и обычаев. Отдушиной для него оставались редкие поездки на родину. Так, известно, что в 1910 году он просил разрешения у Святейшего Синода взять месячный отпуск, чтобы съездить к себе на родину, в Донскую епархию, и поклониться там праху своей матери, которую он очень любил.
В 1927 году Назарий был арестован советской властью и даже находился в заключении на Соловках – в Соловецком лагере особого назначения. Однако позже, вследствие особо преклонного возраста (77 лет на тот момент) назначенное судом содержание в течение трех лет в концлагере ему было заменено на условное. Реабилитировали Назария лишь посмертно, через много лет... Вышел на покой он в феврале 1928 года и сразу оправился в солнечную и теплую Одессу, которую тоже успел полюбить за долгие годы бесконечных разъездов по России. Там митрополит Назарий и скончался 2 июля 1928 года: его похоронили на 2-м христианском кладбище. С 1987 года останки его покоятся на братском кладбище одесского Свято-Успенского монастыря (на плите ошибочная дата кончины — 22 июля 1928). После себя митрополит Назарий оставил наследие веры и пример беззаветного служения Церкви. Его человеколюбивая позиция в отношении обновленчества и григорианского раскола так же оставила глубокий след в истории православия в России...
«Донские епархиальные ведомости» сохранили описание его визита в Анастасиевку в 1914 году и встречу съехавшимся со всего благочиния народом, а так же благочинным Дмитрием Авсеньевым и священником Покровского храма Алексеем Азаровым, церковными старостой и волостным старшиной. Во время пребывания на родине, Назарий не только «вознес перед престолом Божьим молитвы о спасении нас грешных и братии святого храма сего», но и вышел на амвон, преподав свое святительское благословение народу. «В задушевной беседе он поведал анастасиевцам, что он – их земляк: его родитель, протоиерей Иаков Кириллов, служил в их святом храме, и что именно в этом же храм он и сам принял святое крещение». После службы владыка посетил находящееся у церкви кладбище, побывав на могилах у всех известных ему односельчан, но особое внимание уделив могилам священников Александра и Иоанна Покатиловых. «Пред каждой могилой Владыка останавливался на некоторое время и творил молитву». На память о своем визите Владыка подарил храму свое личное «Святое Евангелие в сребропозлаченном окладе и таковые же сосуды для Святой Евхаристии», из которых позже причащали прихожан. Причем на Евангелии была выгравирована такая надпись: «Покровской церкви слободы Анастасиевки от Архиепископа Назария в молитвенную память о протоиерее Иакове и Марии Кирилловых», а на потире: «За упокой рабов Божиих родителей моих протоиерея Иакова Кириллова, бывшего священника сей Покровской церкви слободы Анастасиевки и Марии. Архиепископъ Назарий». В церковно-приходскую летопись церкви слободы Анастасиевки перед отъездом на следующий день Назарий внес следующую запись: «11 июня 1914 года посетил я Святой Покровский храм, где я в декабре 1850 года воспринял святое крещение и где получил первые вдохновения веры христианской. Приношу в дар сему храму, в молитвенную память о родителях моих протоиерее Иакове Кириллове, здесь некогда служившему, и Марии, Святое Евангелие в сребропозлаченном окладе, и сребропозлаченные сосуды для Святой Евхаристии. Усердно прошу боголюбивых иереев сего храма, при совершении божественной литургии, поминать рабов Божиих – протоиерея Иакова и Марию, а по моей смерти – помолиться и о моей грешной душе. Назарий, Архиепископ Херсонский и Одесский».
МИТРОПОЛИТ НАФАНАИЛ
(НИКОДИМ) ТРОИЦКИЙ
Родившийся 30 октября (11 ноября) 1864 года в станице Кобылянская Второго Донского округа Области Войска Донского (ныне станица Суворовская Волгоградской области) в семье священника Николай Захарович Троицкий с Анастасиевкой связан иначе.
После окончания сначала Донской духовной семинарии, а затем – Киевской духовной академии, 17 апреля 1888 году он был «рукоположён во священника к Покровскому храму слободы Анастасиевки Таганрогского округа области Войска Донского». В дальнейшем он был назначен так же еще и «заведующим и законоучителем Марфинской церковно-приходской школы и женской школы грамоты». Надо сказать, что именно в Марфинке усилия Никодима были особенно важны для православия. Ведь, на фоне происходящих в стране экономических изменений, в этом селе, с появлением в нем прибывших из Мелитопольского уезда новых хозяев земли, возникла раскольническая община «духовных христиан» – молокан. Которые, пользуясь экономической зависимостью работавших на владельцев земельных участков батраков, активно начали втягивать марфинцев в свои верования за обещание снизить плату за аренду земли и повысить выплаты за любую выполненную работу. Марфинская практика работы с детьми и воспитание их в твердой православной вере очень пригодились Никодиму в дальнейшем, когда будущий митрополит стал инспектором всех местных церковно-приходских школ. Он настолько преуспел в своей работе, что Святейший Синод наградил Никодима Захаровича памятным изданием Библии, отметив ее дарственной надписью «в поощрение любви его к детям, и ревностей его в наставлении детей в вере и благочестии».
Увы, но столь любящему детей молодому священнику не повезло в личной жизни. Уже в 1893 году Никодим овдовел, после чего уехал из Анастасиевки, поступив в Казанскую духовную академию. Где и принял монашество под именем Нафанаил, полностью отрешившись от всего мирского. В 1897 году он был назначен ректором и преподавателем Таврической Духовной семинарии, а затем – ректором Олонецкой, будучи возведен в сан архимандрита. В 1902 году Нафанаил назначен ректором Тамбовской Духовной семинарии, а в 1904 – епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. После этого Нафанаил последовательно был епископом Уфимским и Мензелинским; епископом Архангельским и Холмогорским; архиепископом Харьковским и Ахтырским. В мае 1922 года Нафанаил был арестован по обвинению в организации сопротивления изъятию церковных ценностей и заключен в харьковскую тюрьму. В октябре того же года – выслан из Харькова. В 1924 году патриархом Тихоном Нафанаил был возведен в сан митрополита. После чего вновь арестован и обвинен в контрреволюционной агитации, до 1927 года он находился в заключении. Освободившись, недолгое время управлял Воронежской епархией, однако в том же году был уволен на покой.
До самой смерти 7 апреля 1933 года жил в селе Федосьине Коломенского уезда под Москвой. Согласно его личному завещанию, по смерти он был отпет, как обычный мирянин. Позднее был перезахоронен за алтарем Покровского храма села Акулова (ныне – ст. Отрадное Белорусской ж/д) Московской области. При перезахоронении оказалось, что тело митрополита осталось нетленным. Реабилитирован посмертно. О нем сохранились следующие воспоминания его современников: «В какие бы глухие края не указывал ему перст божий путь духовного пастыря, Нафанаил, этот донской казак, проявлял лучшие качества священнослужителя. Был истово предан христианской православной вере».
***
«Во всю землю изыде вещание их»
(Пс. 18:5)
Псалмопевец-провидец
Миру высветил стих:
«Во всю землю изыде
Вещание их».
От звезды Вифлеемской
До сегодняшних дней
По просторам вселенским
Глас Небес все сильней.
«Вышел сеятель сеять» –
Нам Спаситель изрек,
И идет, пламенея,
Вслед Ему человек.
Чада вышней свободы,
Зная подвиг и труд,
По несметным народам
С Божьей Правдой грядут.
И Евангельским словом
Оживляют сердца.
Исцеляя глаголом
И слепца, и лжеца.
Так звучи православно
До последних времен,
Светоносный, державный,
Неизменный Закон!
Чтоб сияло в зените
По молитвам святых:
«Во всю землю изыде
Вещание их».
Елена Мотыжева