Найти в Дзене
КОСМОС

7 самых радикально неправильно понятых притч Иисуса в Библии

Как притчи Иисуса должны были бросать вызов, а не утешать — но сегодня они искажены до простых моралей

Византийская мозаика начала VI века, изображающая Христа, отделяющего овец от козлов.
Византийская мозаика начала VI века, изображающая Христа, отделяющего овец от козлов.

Иисус рассказывал притчи — истории, призванные заставить людей задуматься, бросить вызов их взглядам и встряхнуть их комфортные убеждения. Но что делают люди вместо этого? Они берут эти истории и перекручивают их под свои нужды. Некоторые из самых известных притч сегодня так сильно искажены, что если бы Иисус был рядом, он, вероятно, снова бы перевернул столы.

1. Добрый самарянин

Согласно притче о добром самарянине (Лк. 10:25–37), один книжник спрашивает Иисуса: «Кто мой ближний?» Иисус отвечает рассказом: человек идет из Иерусалима в Иерихон и попадает в руки разбойников, которые избивают его и оставляют полумертвым. Мимо проходят священник и левит — уважаемые религиозные люди, — но не помогают. Затем появляется самарянин, человек, которого евреи презирали. Он жалеет пострадавшего, обрабатывает его раны и отвозит в гостиницу, оплачивая его уход.

Иисус спрашивает: «Кто был настоящим ближним?» Эксперт отвечает: «Тот, кто проявил милость».

Притча известна. Она изображена на плакатах благотворительных организаций и используется, чтобы вызвать у тебя чувство вины и побудить пожертвовать деньги. Послание, которое мы слышим? «Будь добрым к людям». Но это разбавленная, беззубая версия того, что на самом деле говорил Иисус.

Притча была пощечиной иудейской элите. Еврейский мужчина избит и оставлен умирать. Священник и левит — якобы «святые» — проходят мимо. И тут появляется самарянин, который не только помогает, но делает гораздо больше, чем нужно.

А ведь евреи и самаряне ненавидели друг друга. Самарян считали еретиками, нечистыми, худшими из худших. Так что Иисус говорил не просто: «Будь добр». Он говорил: «Тот, кого ты считаешь отвратительным и недостойным, может быть праведнее тебя». Это была прямая атака на религиозное лицемерие, но сегодня её превращают в банальное послание из открытки Hallmark о доброте.

2. Блудный сын

Люди любят говорить, что притча о блудном сыне (Лк. 15:11–32) — о прощении. И да, прощение там есть. Но настоящее послание гораздо острее.

Младший сын — эгоистичный идиот, который тратит своё наследство, а затем приползает назад, когда умирает с голоду. Отец принимает его с распростертыми объятиями, устраивает праздник, как будто ничего не произошло. Тем временем старший сын, который трудился и был верен, не получает ничего.

Современные христиане трактуют это так: «Бог прощает всех грешников». Но если вслушаться, старший брат ведь прав. Он трудился, а в результате остался ни с чем, в то время как его растратчик-брат получает пир. Иисус обращается к религиозным людям, которые думают, что им полагается награда за послушание. Бог тебе ничего не должен только потому, что ты следовал правилам. Но церкви сегодня используют эту притчу, чтобы показать: плохое поведение не имеет последствий.

3. Горчичное зерно

Люди думают, что притча о горчичном зерне (Мф. 13:31–32) — это просто о том, как вера начинается с малого и становится великой. Но не всё так просто. Иисус говорил не о душевной мотивации. Зерно вырастает в огромное дерево — больше, чем ожидалось. Птицы прилетают и вьют в нем гнезда. Звучит мило, да?

Но... в иудейской мысли птицы в деревьях часто символизировали порчу или нежелательное влияние (см. Даниил 4:12 или Иезекииль 31:6). Так что же на самом деле говорил Иисус? Царствие Божие будет быстро расти, но оно также привлечет много плохих элементов.

Это не о том, что «держись веры — и всё получится». Это предупреждение: само христианство будет захвачено теми, кому там не место. И история доказывает его правоту.

4. Притча о талантах

Люди превратили притчу о талантах (Мф. 25:14–30) в капиталистическую мечту. Господин даёт трём слугам разные суммы денег. Двое приумножают капитал. Третий закапывает его в землю. Когда господин возвращается, он хвалит первых двоих и наказывает третьего за лень.

Церкви преподносят это как послание: «Бог хочет, чтобы ты использовал свои дары», а бизнес-лидеры утверждают: «Бог любит прибыль». Но если подумать, эта притча довольно тревожная. Третий слуга не был ленивым — он был испуган. Он знал, что господин жесток, и вместо того чтобы рисковать деньгами, он выбрал осторожность. За это его бросили во тьму.

А теперь представь, если бы двое других вложили деньги и всё проиграли. Были бы они любимцами господина?

Скорее всего, Иисус указывал на несправедливость всей системы. Он показывал, как власть наказывает тех, кто не играет по их правилам. Вместо того чтобы восхвалять успешных, может, суть притчи в вопросе: почему такая система вообще существует?

5. Богач и Лазарь

Многие используют притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31), чтобы доказать, что грешники горят в аду. Богач живёт в роскоши, а бедняк Лазарь страдает. После смерти Лазарь оказывается на лоне Авраамовом, а богач — в муках. Богач просит помощи, но уже поздно.

Огонь и страдание? Наверное, ад? Не совсем. В притче не сказано, что Лазарь был праведным — только что он был бедным. И не сказано, что богач был злым — просто он был богатым. Это не урок о спасении; это урок о социальной справедливости.

Иисус обращался к фарисеям, которые любили деньги. Он предупреждал: богатые, игнорирующие страдания бедных, рано или поздно понесут наказание. Но люди исказили это в страшную проповедь об адских муках.

6. Овцы и козлы

Послание притчи об овцах и козлах (Мф. 25:31–46) довольно простое: во время Страшного суда Иисус отделит людей, как пастух отделяет овец от козлов. Овцы идут в жизнь вечную, козлы — в муку вечную.

Церкви любят эту притчу, потому что считают себя овцами, а неверующих — козлами. Но Иисус очень ясно говорит, в чем разница. Овцы накормили голодных, напоили жаждущих, одели нагих и навещали узников. Козлы — нет.

Это вообще не про религиозную веру. Иисус не говорит, что овцы имели правильную теологию. Он не спрашивает, приняли ли они его как личного спасителя. Он просто спрашивает: «Помог ли ты тем, кто в беде?» Если нет — ты козёл.

А это значит, что многие самодовольные прихожане на самом деле козлы — и даже не догадываются об этом.

7. Рабочие в винограднике

Согласно притче о работниках в винограднике (Мф. 20:1–16), хозяин нанимает рабочих в течение дня. Кто-то начинает рано, кто-то позже. В конце дня он платит всем одинаково. Те, кто работал с утра, злятся, но хозяин говорит: «Это мои деньги, что хочу — то делаю».

Люди трактуют это как благодать Бога — все получают одинаковую награду, независимо от того, когда пришли к вере. Но давайте честно: это ужасная система. Если ты работал весь день и получил столько же, сколько тот, кто проработал час, ты бы тоже злился.

Может, в этом и есть суть. Может, Иисус бросает вызов представлению, что Божья справедливость похожа на человеческую. Может, он показывает, что благодать — непредсказуема и не может быть заслужена. Но, конечно, люди используют эту притчу, чтобы сказать другим: «Не жалуйся».

Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos