Найти в Дзене
Университет Елеон

Пандемониум – столица ада

Иногда стоит перейти в мифологическую картину мира, чтобы понять некоторые неочевидные вещи, пока что неподвластные науке.

Пандемониум – так назвал столицу ада великий английский поэт Джон Мильтон. Имя, на самом деле, расшифровывается просто: Пан-демониум, место, где собраны все демоны. Где же расположено это заклятое место? Классическая демонология, равно как и религия, не даёт ответа на этот вопрос. Чтобы отыскать ответ, нужно, прежде всего, разобраться, кто такие демоны. (Даже если они – плод нашего воображения, у воображения тоже есть своё место в мире.)

Демоны – фигуры или существа теневой зоны коллективной бессознательной психики. Там они обитают и оттуда действуют – скрытно, коварно и мощно, как и полагается демонам. В физическом мире демонам нет места, мы ощущаем их присутствие лишь косвенно, по результатам их дел. Они – существа духовной, психической природы, и живут они в духовном, психическом мире – реально и вполне ощутимо. Теневая область коллективного бессознательного, где сосредоточены самые ужасные, постыдные, социально неприемлемые, изгнанные навеки качества, желания и поступки, вполне заслуживает своё имя – «Пандемониум».

Парадокс заключается в том, что Пандемониум расположен ближе, чем какое-либо место в физическом мире. Ближе, чем ваше жильё, надетая на ваше тело одежда, муж, жена, дети. Только с матерью у вас была такая же тесная связь, когда вы пребывали в её утробе. Филиалы Пандемониума – скорее, его экземпляры или точные копии, – находятся внутри психики каждого человека.

Отношения с Пандемониумом и его «очаровательными» обитателями и обитательницами складываются у всех по-разному. Подавляющее большинство людей их просто не замечают и не осознают, что они вечно таскают их в себе. Тем самым предоставляя демоническим сущностям полный карт-бланш на любые провокации и защищая своё хрупкое «Я» проекциями, то есть, приписывая другим то, что не признаётся в себе.

Аскеты стремятся отгородиться от Пандемониума непреодолимой стеной из духовных подвигов, правил, заповедей и догм, сковать своих демонов неразрывными цепями, – не понимая, что те же оковы навеки приковывают низвергнутых демонов к их собственной сокровенной сути. Победа достигается чрезвычайно высокой ценой – ценой утраты самой живой, деятельной, творческой и свободной части личности, наделённой колоссальной энергией. Многие качества, чувства, способности и энергия оказываются запертыми навечно вместе с «ужасными» демоническими фигурами.

Шаманы, колдуны, ведьмы и маги стремятся – разными путями, ведущими (в случае успеха) в одно и то же место – Пандемониум, – вступить в общение с некоторыми демоническими существами и заключить с ними союз, чтобы воспользоваться их знаниями, силами и возможностями. При всех различиях в подходах и техниках есть нечто общее:

1. Общение с демонами всегда происходит в мифологической парадигме с явным доминированием архаичного образно-мифологического стиля мышления и подавлением, а порой даже полным отключением, рационального разума;

2. Общение с демонами ставит оператора в особое положение в социуме – привилегированное в первобытном или языческом мире, гонимое и преступное в обществе господствующего монотеизма, маргинальное и отверженное среди «научных атеистов». В любом случае, общение с демонами подразумевает отход от общепринятых этических и обрядовых норм, что ставит оператора отдельно (выше, ниже или сбоку) от большинства.

Давайте попробуем взглянуть на всё это с позиции современного образованного и культурного человека, не отвергая огульно (потому что негоже отвергать психическую реальность – она есть, а говорить о её «истинности» или «ложности» в субъективном мире нелепо), но и не сваливаясь на эволюционно низкий уровень познания, не впадая в примитивный и суеверный мистицизм (архаика с её развитой интуицией может быть полезна, но это не значит, что надо отказаться от достижений рационального ума). Удержаться в динамическом равновесии помогает такая интерпретация: архаичное образно-мифологическое мышление с присущей ему мифологической картиной мира, в которой силы природы и социума персонифицированы, а процессы организованы («упакованы») в мифологические сюжеты, представляют собой единственный действующий интерфейс, открывающий доступ рациональному уму к пространству бессознательной психики. В такой постановке задача внезапно обретает совершенно разумный, здравый, вполне современный смысл.

Демоны (личные и коллективные – они тесно связаны между собою, и между ними нет отчётливой границы) – чрезвычайно ресурсные, могущественные фигуры. Общение с ними, их освобождение (хотя бы частичное) подразумевают коррекцию, модификацию, расширение или снятие бессознательных ограничений и установок, сформированных воспитанием и социумом и выполняющих защитную функцию эго. В мифологической парадигме они представляются в персонифицированных образах Стражей. В то же время, контакт с демонами требует осознания и неусыпного контроля со стороны рационального разума. Подобный синтез двух стилей мышления, мифологического и рационального (казалось бы, непримиримо противоположных), возможен в конструкции мифологического интерфейса.

В зависимости от характера и силы внутренних ограничений следует выбрать наиболее безопасный и комфортный из двух путей: либо осуществить медитативную встречу с «внутренним демоном», либо сначала встретиться (мысленно, разумеется) со Стражем, преграждающим путь в Пандемониум, (библейским «ангелом с огненным мечом»), договорившись с ним о взаимно безопасном сотрудничестве и условиях вашего «допуска» в личную преисподнюю. Оба пути одинаково хороши и эффективны – выбор зависит от индивидуальных особенности психики и личности. При этом, опять-таки в зависимости от личных предпочтений и интересов, можно воспользоваться одной из известных техник: шаманским или астральным путешествием (сфера интересов – оккультизм, шаманизм, мистика, мифология), беседой с внутренними «голосами» (сфера интересов – духовные практики, буддизм), диалогом с субличностями или проективными метафорическими техниками (сфера интересов – психология, личностный рост).

Конструктивный диалог со Стражем (причём Стражей может быть несколько на разные случаи жизни) позволяет кардинально повысить уровень внутренней свободы, осознанности, психологической и ролевой гибкости, обнаружить, освободить и пробудить скрытые энергетические ресурсы, открывает доступ к теневой зоне подсознания с заключёнными в ней «узниками» – изгнанными качествами, воспоминаниями, стремлениями, способностями и обособленными субличностями.

Сотрудничество с «внутренним демоном» (который тоже не одинок) даёт возможность использовать «запретные» энергетические ресурсы и мотивационные возможности для осуществления тайных – всегда самых сильных! – желаний, раскрытия и реализации творческого потенциала, восстановления внутренней цельности, возвращения вкуса к жизни в полном объёме.

Лучше всего заниматься столь серьёзными практиками без самодеятельности, под руководством опытного и мудрого учителя-проводника.

«Крылатые глашатаи, блюдя приказ Вождя и церемониал торжественный, под зычный гром фанфар вещают, что немедленный совет собраться в Пандемониуме должен, – блистательной столице Сатаны…» Джон Мильтон – «Потерянный рай».