Как подготовиться к SEO в эпоху ИИ в 2025 году
Привет, меня зовут Сергей Мазур, и это ежедневный обзор использования нейросетей для улучшения бизнеса от сервиса Иноватсон — платформы поддержки отдела продаж на основе контроля качества звонков. 💼➡️💥
ИИ и SEO: краткосрочная возможность или долгосрочная угроза?
Когда речь заходит о SEO и ИИ в 2025 году, мы сталкиваемся с интересной дилеммой. С одной стороны, инструменты на основе ИИ позволяют упростить SEO-задачи, автоматизировать рутинную работу и масштабироваться, как никогда раньше. С другой стороны? ИИ может стать одной из самых больших угроз для SEO, с которой мы когда-либо сталкивались. Давайте разберёмся.
Создание контента с помощью трендовых ключевых слов
На протяжении многих лет SEO требовало огромных усилий. Исследование ключевых слов, кластеризация, написание контента, оптимизация страниц, построение ссылок — всё это было настоящей работой на износ. Но с приходом ИИ? 💻
- Старый способ: запуск инструмента для ключевых слов, ввод семенных слов, экспорт списка, затем ручное мозговое штурмование идей.
- Новый способ: просто спрашивайте ИИ.
Спросите ChatGPT или Claude: «Какие темы интересуют мою аудиторию?» и получите список актуальных идей ключевых слов за считанные секунды. Без мозгового штурма. Без таблиц. Просто результаты.
Важно заметить, что использование инструмента для выявления того, что ищут люди, по-прежнему необходимо. Однако благодаря ИИ, мозговой штурм ключевых слов стал гораздо проще и быстрее.
ИИ и кластеризация тем
Кластеризация ключевых слов в темы раньше требовала сочетания инструментов и ручного анализа. Теперь? Вы просто загружаете CSV и позволяете ИИ делать кластеризацию за вас. Это лишь верхушка айсберга.
ИИ может также помочь с созданием контентных брифов, метаописаниями, стратегиями внутренней линковки и даже с созданием структуры целых блогов (если делать это правильно). В кратце: никогда не было проще повышать свои позиции с меньшими затратами усилий.
А вот тут началось самое интересное…
Однако есть один ОГРОМНЫЙ подводный камень. SEO всегда было связано с игрой в Google. Вы выясняете, что хочет Google, оптимизируете под это и получаете много трафика, лидов и клиентов. Но что произойдет, если люди перестанут использовать Google? 🤔
На самом деле, это уже происходит. Люди всё чаще пропускают Google и обращаются к LLM, таким как ChatGPT, Claude и Perplexity. Например, исследование от Evercore показало, что 8% опрошенных сейчас используют ChatGPT в качестве основного поисковика, что увеличилось с 1% в июне 2024 года.
И если этот сдвиг сейчас наблюдается в основном среди маркетологов и технолого-ориентированных людей, то через 5-10 лет он станет мейнстримом. Это уже является большой проблемой для SEO: если меньше людей ищут в Google, то органический трафик сокращается, а это значит, что позиции становятся менее ценными. Все трюки SEO на основе ИИ не помогут, если никто не ищет ваш контент.
Что делать дальше?
Даже если Google выживет, ИИ всё равно представляет собой огромную угрозу. AI Overviews (ранее SGE) уже меняют SERP. Вместо того, чтобы переходить на сайт, пользователи получают ответы на свои вопросы прямо на SERP. Это означает меньше кликов для сайтов.
Исследования показывают, что органический CTR упал почти в 4 раза, когда в SERP появился AI Overview. Однако, если ваш сайт указан как источник в AI Overview, CTR на самом деле увеличивается.
Пока этот сдвиг ещё не полностью осмыслен, многие издатели сообщают о стабильном или даже увеличивающемся трафике. Но если Google начнёт приоритизировать AI-ответы над органическими результатами, даже самая лучшая SEO-стратегия может оказаться неэффективной.
Как подготовиться к будущему SEO
Как я уже говорил, ИИ — это краткосрочная возможность, но долгосрочная угроза. Это значит, что Google ещё не мёртв. Традиционное SEO продолжает работать невероятно эффективно. Например, Backlinko продолжает наращивать органический трафик.
Тем не менее, вам необходимо подготовиться к будущему, основанному на ИИ. Но это не значит, что нужно полностью отказаться от Google. Умный ход — извлечь максимум из SEO, пока вы перенаправляете ресурсы на будущую стратегию.
Оптимизация для Google и LLM
Если вы хотите занимать высокие позиции в Google, вам нужны обратные ссылки, поисковые запросы к вашему бренду и сигналы доверия. Исследование факторов ранжирования Google от Semrush показало сильную корреляцию между Authority Score и позициями.
Но что меняется? Модели ИИ определяют авторитет. Google и ИИ-поисковики сталкиваются с одной и той же задачей: как отделить надежные, качественные источники от низкосортных и ненадежных? Чтобы это сделать, им нужны сигналы, которые указывают, какие источники следует доверять, цитировать или игнорировать.
Google использует обратные ссылки, упоминания бренда и сигналы вовлеченности на протяжении многих лет, и ИИ-модели, вероятно, будут использовать те же сигналы. Поэтому в будущем вам не нужно будет беспокоиться о том, чтобы занимать первое место в Google. Реальная цель будет заключаться в том, чтобы ваше содержимое цитировалось в AI-сгенерированных ответах.
Диверсификация трафика
Если ваш бизнес полностью зависит от трафика из Google, вы рискуете. Даже до появления AI Overviews и ChatGPT зависимость от Google была опасной. Теперь это откровенно опасно.
Никто не знает, куда движется поиск. Возможно, Google восстановит доверие и останется доминирующим. Может быть, поисковые системы на базе ИИ, такие как Perplexity, начнут отнимать долю рынка. А может, люди вообще перестанут использовать поиск и предпочтут чат-боты или социальные платформы. Единственный безопасный вариант? Диверсифицируйте свой трафик!
Заключение
Как кто-то, кто работает в мире SEO более десяти лет, я научился адаптироваться к бесчисленным изменениям. И сегодня не исключение. ИИ — это краткосрочная возможность, но долгосрочная угроза. Чтобы воспользоваться краткосрочными возможностями, нужно адаптироваться. А чтобы избежать долгосрочных угроз, нужно адаптироваться еще больше.
Если вы сделаете это, вы окажетесь в отличной позиции, когда поиск эволюционирует. Используйте актуальные данные по темам для создания контента, который будет резонировать и приносить результаты. 💥
Хотите увеличить прибыль с помощью ИИ? Переходите на наш сайт: /