Найти в Дзене
Знакомые лица

«Неудобный» гений: почему Сергей Шакуров попал в немилость «Мосфильма» и что ему это стоило

Он мог стать одним из главных секс-символов советского кино. Он был красив, ярок, харизматичен и невероятно талантлив. Но вместо того, чтобы покорно ходить по карьерной лестнице, Сергей Шакуров с юности выбрал другой путь — по острию. Вопреки правилам, несмотря на запреты. Именно за это его любили режиссёры. И именно за это же его не хотели видеть чиновники от кино. Шакуров был слишком свободным для системы. И слишком правдивым, чтобы молчать. А ведь стоило бы — хотя бы ради ролей, которых он лишился. Сергей Шакуров не был из «творческой среды». Отец — охотник, мать — занята детьми, которых в семье было четверо. Школу он бросил в седьмом классе, пошёл работать на завод. Параллельно занимался акробатикой, даже стал чемпионом Москвы. Казалось бы, всё указывало на спортивную карьеру. Но однажды, почти случайно, он записался в драмкружок — и влюбился в сцену. Удивительно, но именно через сцену он, человек, привыкший полагаться только на себя, впервые почувствовал, что может быть услышан. К
Оглавление

Он мог стать одним из главных секс-символов советского кино. Он был красив, ярок, харизматичен и невероятно талантлив. Но вместо того, чтобы покорно ходить по карьерной лестнице, Сергей Шакуров с юности выбрал другой путь — по острию. Вопреки правилам, несмотря на запреты. Именно за это его любили режиссёры. И именно за это же его не хотели видеть чиновники от кино.

Шакуров был слишком свободным для системы. И слишком правдивым, чтобы молчать. А ведь стоило бы — хотя бы ради ролей, которых он лишился.

Из акробата в актёры

Сергей Шакуров не был из «творческой среды». Отец — охотник, мать — занята детьми, которых в семье было четверо. Школу он бросил в седьмом классе, пошёл работать на завод. Параллельно занимался акробатикой, даже стал чемпионом Москвы. Казалось бы, всё указывало на спортивную карьеру. Но однажды, почти случайно, он записался в драмкружок — и влюбился в сцену.

Удивительно, но именно через сцену он, человек, привыкший полагаться только на себя, впервые почувствовал, что может быть услышан. Кинематограф стал его настоящим домом. А дебют в кино — с 1966 года — дал старт одной из самых ярких и неоднозначных карьер в советском искусстве.

Характер не подарочный

-2

Шакуров не был конформистом. Совсем. Всякий раз, когда он видел несправедливость — говорил в лицо. Даже если это лицо сидело в министерском кресле или имело отношение к «Мосфильму».

В середине 70-х он посмел резко высказаться о высказывании чиновника, который нелестно отозвался о фильме «Возмездие» Александра Столпера. Там снимались одни титаны: Папанов, Визбор, Лавров… и сам Шакуров. Услышав фразу «фильм слабый», актёр не выдержал — ответил по-мужски и без фильтров.

Результат? Запрет на съёмки на «Мосфильме» сроком на пять лет. Спас только автор романа, Константин Симонов. Умудрился «выбить» сокращение до года.

Скандал на «Земле Санникова»

-3

Один из самых резонансных эпизодов в карьере Шакурова связан с фильмом «Земля Санникова». Режиссёры картины, по мнению актёра, попросту «не тянули». Сергей считал, что кино провалится — и требовал заменить постановщиков. Не просто говорил за спиной — он официально написал письмо на «Мосфильм».

Даль, Вицин, Дворжецкий сначала его поддержали. Но потом, под давлением, отступили. Шакуров — нет. Он не отступал никогда. За это поплатился ролью — её отдали Юрию Назарову. А коллегам, сломавшимся, он больше никогда не пожал руку. Ни в жизни, ни в профессии.

Режиссёры — влюблялись, но с осторожностью

Сложно не признать: талант у Шакурова был особенный. Он играл с полной самоотдачей, иногда на износ. Режиссёры восхищались им, но одновременно опасались: актёр всегда хотел играть по-своему. Даже если это шло вразрез с режиссёрским замыслом.

Шакуров мог спорить, доказывать, срываться, уходить со съёмок. Он мог сказать в лицо то, что другие обсуждали шёпотом. Да, работать с ним было сложно. Но когда он входил в кадр — происходила магия. И всё остальное уже не имело значения.

Больше 100 ролей — несмотря ни на что

-4

Несмотря на запреты, ссоры, конфликты, Шакуров стал настоящей звездой. В его фильмографии — «Свой среди чужих», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Визит к Минотавру», «Брежнев», «Тайны дворцовых переворотов» и многие другие.

Актёр не шёл на компромиссы, не дружил «за роли», не делал реверансов перед властью. Он играл, как чувствовал. Жил, как считал нужным. Его любили не за «удобство», а за правду — в каждом движении, в каждой роли, в каждом слове.

Итог? Остался верен себе

-5

Сергей Шакуров — человек, который мог бы быть «ласковым любимчиком системы». Но выбрал другое: жить не по лжи. Его не звали на правительственные банкеты, но его знали наизусть зрители. Он не лез за статусами, но его фильмы пересматривают и сегодня.

И пусть он потерял много — из-за принципов, из-за жёсткости, из-за стержня. Но остался собой. А в актёрской профессии — это ценится куда выше, чем хорошие отношения с начальством.