Найти в Дзене

Елизавета Тюдор и гордость русского посла

В 1600 году в Англию прибыло российское посольство от царя Бориса Годунова во главе с Григорием Микулиным. При себе русский посол имел инструкцию, требовавшую строго следить, чтобы ничто не умалило «честь государеву». И королеве Елизавете I пришлось с этим считаться. Впрочем, она была совсем не против, а наоборот – всячески выказывала русским дипломатам свое расположение. Этому способствовали как заинтересованность в торговле с Россией и сохранении привилегий для английских купцов, так и личность русского посланника. Историк В.Н. Козулин отмечает, что Григорий Микулин «был человеком, способным расположить к себе окружающих, проявлял заметный интерес общению с иностранцами и был не чужд западной культуры». Посольство Микулина прибыло в Англию 18 сентября 1600 г. Встречали его громко – стрельбой из пушек с крепости и кораблей. На набережной Грейвзенда, города на Темзе недалеко от Лондона, русского посла и его свиту встречали двести представителей горожан. На следующий день приехал ирланд

В 1600 году в Англию прибыло российское посольство от царя Бориса Годунова во главе с Григорием Микулиным. При себе русский посол имел инструкцию, требовавшую строго следить, чтобы ничто не умалило «честь государеву». И королеве Елизавете I пришлось с этим считаться.

Елизавета I Тюдор
Елизавета I Тюдор

Впрочем, она была совсем не против, а наоборот – всячески выказывала русским дипломатам свое расположение.

Этому способствовали как заинтересованность в торговле с Россией и сохранении привилегий для английских купцов, так и личность русского посланника.

Историк В.Н. Козулин отмечает, что Григорий Микулин «был человеком, способным расположить к себе окружающих, проявлял заметный интерес общению с иностранцами и был не чужд западной культуры».

Григорий Иванович Микулин. Портет кисти неизвестного автора.
Григорий Иванович Микулин. Портет кисти неизвестного автора.

Посольство Микулина прибыло в Англию 18 сентября 1600 г. Встречали его громко – стрельбой из пушек с крепости и кораблей. На набережной Грейвзенда, города на Темзе недалеко от Лондона, русского посла и его свиту встречали двести представителей горожан.

На следующий день приехал ирландский граф Уильям Россель (в русских документах – «хибирский князь Ульян Розсей») в сопровождении множества дворян и купцов. Он препроводил Микулина в английскую столицу.

Делегация должна была пристать к берегу, и Россель пояснил русскому послу, что на месте, где они причалят, пристает только сама королева. Ни английская знать, ни послы других государств в этом месте не пристают, но русским дипломатам Ее Величество велела оказать особенную почесть.

Во время своего пребывания в Англии Григорий Микулин несколько раз встречался с Елизаветой I.

17 ноября он был приглашен на вечер по случаю очередной годовщины восшествия королевы на престол. С интересом наблюдал затеянный ради праздника рыцарский турнир.

6 января 1601 г. Микулин присутствовал на крещенской обедне и праздничном обеде. Причем посол и его помощник Иван Зиновьев сидели за столом рядом с самой королевой – по ее левую руку.

Кстати, после обеда у королевы Микулин был приглашен к лорд-мэру Лондона, но к нему не поехал, т.к. тот отказался уступить ему самое высокое (хозяйское) место, а сидеть ниже, чем лондонский лорд-мэр дипломат посчитал недостойным статуса посла русского государя.

15 апреля королева прислала русскому посланнику подарок – собственноручно застреленного ею оленя. Без сомнения, это тоже знак особой королевской милости.

Незадолго до отъезда посольства Елизавета I пригласила Григория Микулина «ехати гуляти в ее, королевнины, заповедные островы» и поучаствовать в ее королевской охоте – «оленей бити и зайцев травить». За ним «колымагу прислала свою, в чем сама ездит» (т.е. свою карету). Королевский ловчий рассказал Микулину, что

«в те островы нихто не въезжает, ни князи, ни бояре, и иных никоторых государств послы и посланники; а то де королевна делает, любя брата своего, великого государя вашего».

16 мая 1601 г. состоялась прощальная аудиенция. Она омрачилась обидой русского посла. Сама церемония была очень краткой – королева подозвала Микулина к себе, протянула ему руку для поцелуя и после отпустила. Русский посол не стал скрывать неудовольствия и даже отказался остаться на обед.

Он пожаловался лорду Сассексу и графу Дерби, что Ее Величество не передала ничего царю Борису и царевичу Федору, и теперь он не знает, с чем возвращаться на родину. Об этом, конечно, доложили королеве, и она поспешила исправить положение. Григория Микулина пригласили «в постельные коморы» (личные покои) королевы.

Когда он вошел, Елизавета I встала и «велела Григорью приступитись к себе близко». Она попыталась объясниться: не думайте, мол, что тот краткий эпизод и был церемонией – тогда она посла просто «позвала к руке, жалуючи», а вот теперь он получит «от меня отпуск подлинной».

Королева велела поставить стул поближе к себе, и позволила Микулину сесть. Это, кстати, тоже знак милости – сидеть в присутствии королевы. Правда, Григорий Микулин стул все же отодвинул подальше. И правильно, это показало уважение к государыне.

Посидели немного. Елизавета I вновь встала и произнесла: «Теперво деи вас отпускаю: поедте к великому государю своему з божией помочью…» В общем, отпустила наших дипломатов домой, к царю Борису. В июле 1601 г. русское посольство вернулось в Россию.

Кстати, с собой Микулин привез трех «мастеровых людей» – тогда наша страна очень нуждалась в иностранных технических специалистах – и свой портрет, написанный неизвестным английским художником. Теперь его можно увидеть в Историческом музее в Москве. Правда, исследователи считают, что не стоит искать в нем портретного сходства.

Автор: Иван Бирюков

Библиография:

  1. Козулин В.Н. Англия начала XVII в. глазами русских // Известия Алтайского государственного университета. 2015. № 4-. С. 157–164.