Шапошников Борис Михайлович (1882–1945)
Полковник Русской императорской армии, один из основателей РККА, маршал Советского Союза, начальник Генерального штаба РККА.
Родился 20 сентября (2 октября) 1882 года в городе Златоуст, Уфимской губернии. По происхождению из Оренбургских казаков.
В1899 году окончил Пермское реальное училище и поступил в Московское Алексеевское военное училище, которое окончил с отличием в 1903 году.
Служил в Ташкенте. С 1907 по 1910 год слушатель Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге, где его однокурсником был барон Петр Николаевич Врангель.
После выпуска из академии с отличием штабс-капитан Шапошников был направлен в распоряжение Генерального штаба.
Во время первой мировой войны прошёл путь от офицера штаба дивизии до командира 16-го гренадерского Мингрельского полка.
Демобилизован в марте 1918, а с мая того же года на службе в РККА.
Занимал ряд ответственных постов в штабе Реввоенсовета. Был одним из главных разработчиков военных операций по разгрому войск Деникина, боевых операций Южного и Юго-Западного фронтов, освобождению Крыма. В 1921 году, награжден орденом Красного Знамени, высшей на тот момент, наградой республики.
После окончания Гражданской войны 1-й помощник начальника Штаба РККА. С 1925 по 1928 год командующий войсками Ленинградского и Московского военных округов. В 1928–1931 годах начальник Штаба РККА. Член ВКП(б) с 1930 года. В 1932–1935 годах возглавлял Военную академию имени Фрунзе. В 1935–1937 повторно возглавлял Ленинградский военный округ.
С 10 мая 1937 года командарм 1-го ранга Шапошников занял пост Начальника Генерального штаба РККА. В 1937 году был членом Специального судебного присутствия Верховного Суда СССР – судебного органа, специально создававшегося для рассмотрения уголовных дел исключительной важности. Принимал участие в процессах по обвинению в государственной измене маршала Тухачевского, командармов Якира, Уборевича и других высших военачальников РККА.
В мае 1940 года Борису Михайловичу Шапошникову было присвоено воинское звание маршал Советского Союза.
В августе того же года был освобожден от должности Начальника Генерального штаба и переведен на должность заместителя наркома обороны СССР по сооружению укреплённых районов.
С первых дней Великой Отечественной войны был членом Ставки Верховного главнокомандования и начальником штаба главкома Западного направления. С 29 июля 1941 года вновь назначен на должность Начальника Генерального штаба РККА. Один из главных разработчиков плана зимнего контрнаступления под Москвой в 1941–1942 годах. До мая 1943 заместитель наркома обороны СССР. Последней должностью в жизни маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова стал пост начальника Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова.
Маршал Советского Союза Шапошников скончался 26 марта 1945 года в результате тяжелой продолжительной болезни. Он не дожил до Великой Победы всего 44 дня.
Согласно приказу Верховного Главнокомандующего, после прощания тело маршала было кремировано, а урна с прахом захоронена в Кремлевской стене. В знак уважения к заслугам покойного был произведен артиллеристский салют из 124 орудий.
Пешкова Екатерина Павловна (1877–1965)
Первая и единственная официальная жена писателя Максима Горького. Правозащитница и общественный деятель.
Родилась 14 (26) июля 1876 в городе Сумы. Фамилия при рождении Волжина. Окончив гимназию, поступила на работу корректором в редакцию «Самарской газеты», где познакомилась с молодым, но уже успевшим получить некоторую известность писателем Алексеем Пешковым.
З0 августа 1896 года Пешков и Волжина обвенчались. В 1897 году у них родился сын Максим, а в 1901 дочь Катя.
Фактически брак Горького и его супруги распался в 1903 году, когда будущий всемирно известный писатель уехал в Москву, где начал открыто жить с бывшей примой МХТ Марией Андреевой, которая официально числилась его «Литературным секретарем». Однако официально супруги никогда не разводились, хотя следует отдать должное Горькому жену и сына он содержал так что они ни в чем не нуждались. Что же до дочери, она, к сожалению, скончалась в 1906 году.
После разрыва с Горьким Екатерина Павловна Пешкова уехала с сыном за границу и до начала Первой Мировой войны жила преимущественно в Париже. Посещала в Сорбонне курсы французского языка для русских и лекции по социальным наукам. Работала в организованном В. Н. Фигнер Кружке помощи каторге и ссылке. Сейчас мало кто помнит, что она в отличие от мужа бывшего членом РСДРП, была активисткой партии социалистов революционеров (эсеров) и даже входила в ЦК ПСР.
С 1917 года входила в состав Московского комитета Политического Красного Креста. В 1922–1937 годах возглавляла комитет "Помощи политическим заключенным" (Помполит).
В последние годы жизни — консультант архива А. М. Горького при Институте мировой литературы имени А. М. Горького
Скончалась 26 марта 1965 года в Кремлёвской больнице. Похоронена на Новодевичьем кладбище (уч. №2) рядом с сыном Максимом Пешковым, погибшем при невыясненных обстоятельствах в мае 1934 года.
Позже там же были похоронены и другие родственники А. М. Горького. Центральная скульптура мемориала выполнена знаменитым советским скульптором Верой Мухиной, которая была другом семьи Пешковых.
Калатозов (Калатозишвили) Михаил Константинович (1903–1973)
Советский кинорежиссёр, кинооператор и сценарист. Народный артист СССР. Лауреат Сталинской премии. Единственный советский режиссёр, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля за фильм «Летят журавли».
Уроженец города Тбилиси, где и начал работать на местной киностудии еще в 20-е годы прошлого века. Прошёл путь от подсобного рабочего, водителя, склейщика киноленты, до второго режиссера и автора сценариев. После того как окончил Коммунистическую академию и аспирантуру Государственной академии искусствознания был назначен директором родной студии в должности которого прослужил до 1938 года после чего перебрался на «Ленфильм», где снял, как режиссер фильмы «Мужество» и «Валерий Чкалов» вошедшие в золотой фонд советского кинематографа.
В 1943—1945 годах Калатозов был полномочным представителем Комитета по делам кинематографии в США. Эта должность подразумевала пропаганду советского кино, отбор американских фильмов для советского проката и установление деловых контактов.
В 1946—1948 годах был заместителем министра кинематографии СССР.
В 1950 вернулся к творческой деятельности и как режиссер снял на «Мосфильме» драму «Заговор обреченных» и замечательную лирическую комедию «Верные друзья».
В 1957 году на экраны вышел фильм Калатозова «Летят журавли» принесший мировую славу не только ему, но и оператору Сергею Урусевскому и конечно же исполнителям главных ролей Татьяне Самойловой и Алексею Баталову.
В дальнейшем снял такие известные фильмы как «Неотправленное письмо» и «Я Куба».
Последним фильмом Калатозова стал большой международный проект «Красная палатка», в котором снимались Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Донатас Банионис, Никита Михалков, Юрий Соломин и множество других, наших и зарубежных звезд.
Скончался знаменитый кинорежиссер 26 марта 1973 года. Похоронен на 7-м участке Новодевичьего кладбища в Москве. В 2009 году вместе с ним упокоился внук кинорежиссёр Михаил Калатозишвили.
Скончался знаменитый кинорежиссер 26 марта 1973 года. Похоронен на 7-м участке Новодевичьего кладбища в Москве. В 2009 году вместе с ним упокоился внук кинорежиссёр Михаил Калатозишвили.
На фасаде дома № 9 по Большой Дорогомиловской улице в Москве, где проживал великий кинорежиссер, установлена мемориальная доска, которая сразу вызывает ассоциации с его главным фильмом.
Лиепа Марис Эдуардович (1936–1989)
Легендарный Советский артист балета, балетный педагог. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии. Солист Большого театра. Один из самых выдающихся танцовщиков 20 века.
Родился в Риге. Его отец в молодости был оперным певцом, но потерял голос и долгое время возглавлял службу рабочих сцены в Рижском Театре оперы и балета. Именно он настоял, что бы мальчик поступил в Рижское хореографическое училище. Учеба продвигалась весьма успешно и уже в 13 лет юный Марис начал танцевать на сцене наравне с взрослыми исполнителями.
1950 году он становится победителем Всесоюзный смотра хореографических училищ и получает приглашение в Московское хореографическое училище.
Так же, как и в Риге Марис становится лучшим учеником и ему прочат блестящее будущее.
Однако согласно действовавшим в то время правилам, учащиеся из национальных республик должны были вернуться домой юный Марис возвращается в Ригу и начинает выступать на сцене местного Театра оперы и балета.
Во время декады латышского искусства в Москве он знакомится с Майей Плисецкой, которая пригласила его стать её партнером для участия в Днях культуры СССР в Венгрии.
Они не только выступали вместе, но стали супругами, благодаря чему Лиепе удалось закрепиться в Москве. Сначала он стал премьером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича – Данченко, а в 1960 году солистом Большого театра.
Брак с Плисецкой продлился совсем недолго, но вскоре Лиепа женится на актрисе Марии Жигуновой, которая родила ему сына Андриса и дочь Илзе, которые так же стали известными артистами балета.
Для своей семьи в 1963 году Марис Лиепа приобрел большую квартиру в доме №17 по Брюсову переулку.
Стены этого кооперативного дома артистов МХАТ, построенного в 1927 году украшает множество мемориальных досок. Есть здесь и памятный знак Марису Лиепе.
В Большом театре 60 – е – 70 – е годы прошлого века можно смело назвать двадцатилетием Мариса Лиепы. Он исполнял ведущие партии во всех спектаклях всемирно знаменитого театра, а партия Красса в балете «Спартак» (постановка 1968 года) в исполнении Лиепы стала одним из шедевров мирового балетного искусства. За эту партию Марис Лиепа в 1970 году был удостоен звания «Лауреат Ленинской премии».
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Лиепа кроме того, что был всемирно известным танцовщиком, зарекомендовал себя прекрасным драматическим актером и много снимался в кино.
Его кинодебют состоялся в 1971 году в историческом фильме «Могила льва», где он сыграл князя Всеслава.
Затем был фильм по пьесе Константина Симонова «Четвертый»
сериал «В одном микрорайоне»
кинодилогия «Бемби»
участие в легендарном проекте «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»
и ещё множество работ.
А как великолепен был актер в легендарном «Бенефисе Людмилы Гурченко». При тогдашнем дефиците развлекательных программ это было просто феерическое шоу.
К сожалению, разногласия, возникшие между Марисом Лиепой и Юрием Григоровичем главным балетмейстером Большого театра привели к тому, что в 1982 году великолепный танцовщик был вынужден покинуть главный театр страны.
Последние годы жизни великого танцовщика прошли в творческих метаниях, неудачных попытках создать собственный театр, давлении со стороны министерства культуры, чиновники которого не хотели ссориться с Григоровичем.
Народный артист СССР Марис Лиепа скоропостижно скончался 26 марта 1989 года. Говорили, что причиной, спровоцировавшей сердечный приступ стал отказ охраны пропустить его в Большой театр через служебный вход несмотря на то, что у него был пропуск.
Похоронили знаменитого на весь мир артиста балета на 12 участке Ваганьковского кладбища.
На Большом кладбище в Риге, где похоронены его родственники, установлен кенотаф (памятный знак) с надписью «Марис Лиепа который вдали».
Лучко Клара Степановна (1925–2005)
Еще одна незабываемая киноактриса советского кино. Народная артистка СССР.
Начала сниматься в кино еще в 40-е годы прошлого века. Первую роль сыграла в фильме «Три встречи» еще, будучи студенткой 4 курса ВГИКа. Всесоюзная слава пришла к ней в 1949 году после выхода на экраны фильма «Кубанские казаки», где Клара Лучко сыграла молодую колхозницу Дашу Шелест. Этот фильм сыграл огромную роль не только в её артистической карьере, но и в личной жизни. На съемках она познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Лукьяновым, сыгравшим главную мужскую роль, Гордея Ворона.
В 1953 году супруги поселились в знаменитой высотке на Котельнической набережной.
В том же году на экраны вышел фильм «Возвращение Василия Бортникова» где они вновь снимались вместе
Еще одной знаменитой их совместной работой стала экранизация Шекспира «Двенадцатая ночь»
К сожалению, семейная жизнь звездной пары была не очень долгой. 1 марта 1965 года Сергей Лукьянов скоропостижно скончался от инфаркта.
Вторым мужем Клары Лучко стал известный журналист Дмитрий Фёдорович Мамлеев.
Второй всплеск всенародной зрительской любви к актрисе произошел после выхода на экраны в 1979 году телевизионного фильма «Цыган». Успех был настолько велик, что в 1985 году последовало продолжение «Возвращение Будулая».
Всего актриса снялась более чем в пятидесяти фильмах. Скоропостижно скончалась ровно 20 лет назад 26 марта 2005 года совсем немного недожив до своего восьмидесятилетия.
Похоронена на 10-м участке Новодевичьего кладбища
На фасаде дома на Котельнической набережной в память о ней установлена мемориальная доска
Несколько лет назад, в городе Краснодаре был установлен памятник замечательной актрисе в образе её героини Даши Шелест из фильма «Кубанские казаки»
Ульянов Михаил Александрович (1927–2007)
Незабываемый замечательный советский актёр, режиссёр театра и кино, педагог.
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда (1986).
Родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак, Муромцевского района, Омской области. Окончив два курса Омской театральной студии, в 1946 году отправился в Москву и поступил в Театральное училище имени Б. В. Щукина. В 1950 году Михаил Ульянов начал играть на сцене Театра имени Евгения Вахтангова, с которым была связана вся его дальнейшая жизнь. Самой, пожалуй, значительной, театральной работой начального периода карьеры актера Ульянова стала роль Кости Белоуса в знаменитом спектакле «Город на заре» по пьесе Арбузова.
В кино начал сниматься ещё в середине 50-х дебютировав в картине «Они были первыми». По настоящему популярным стал после фильма «Добровольцы».
Затем был целый ряд ролей в таких известных фильмах, как «Балтийское небо», «Битва в пути», «Живые и мертвые» и других. В 1960 году на экраны вышел фильм «Простая история», где Михаил Ульянов снялся в дуэте с Ноной Мордюковой. Картина имела огромный зрительский успех.
Не меньший успех выпал и на долю фильма "Председатель" 1964 года
Следующей звездной ролью стал Дмитрий Карамазов в трилогии «Братья Карамазовы», которую он вместе с Кириллом Лавровым доснимал как кинорежиссер, после смерти Ивана Александровича Пырьева.
Нужно сказать, что неискушённым в режиссуре актерам пришлось доснимать самые сложные, невероятные по своему эмоциональному накалу эпизоды «Мокрое», «Суд над Митей Карамазовым» и «Разговор с чёртом». Лавров и Ульянов прекрасно справились с этой задачей и фильм «Братья Карамазовы» с большим успехом демонстрировался не только в нашей стране, но и за её пределами. Достаточно сказать, что он стал лучшим фильмом в Советском Союзе 1970 года, получил приз Московского кинофестиваля и был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм года на иностранном языке.
Еще снимаясь в «Карамазовых» Михаил Александрович получил от кинорежиссера Юрия Озерова приглашение на роль маршала Жукова в киноэпопеи «Освобождение». Сам актер поначалу сомневался, стоит ли соглашаться на роль всенародно любимого Маршала Победы, но после того, как Озеров сообщил, что его кандидатуру назвал сам Георгий Константинович, согласился. В итоге он стал лучшим Жуковым в мировом кинематографе, сыграв легендарного полководца в 15 кинопроектах.
Ещё одной знаковой ролью для Михаила Ульянова стал генерал Чарнота в фильме «Бег» режиссеров Алова и Наумова
Михаил Александрович прожил удивительно насыщенную творческую жизнь. Он снялся в 138 фильмах, сыграл более 60 ролей в театре, работал как театральный режиссер и ставил телевизионные проекты.
В течение 20 лет возглавлял родной Театр имени Вахтангова. Был секретарем правления Союза кинематографистов СССР, председателем правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателем Союза театральных деятелей России.
Театралы со стажем наверняка вспомнят его великолепную игру в самых знаменитых Вахтанговских постановках:
Всего на сцене родного театра Михаил Александрович Ульянов сыграл около 60 ролей и 4 спектакля поставил, как режиссер.
Нужно сказать, что Михаил Ульянов был великий труженик и даже в 90-е годы, когда отечественные театр и кино были в полном упадке, продолжал активно работать и в частности сыграл несколько запомнившихся зрителям киноролей:
Одной из последних работ Михаила Александровича стала роль вора в законе по кличке Отец в фильме Егора Кончаловского «Антикиллер». По его собственному признанию он сыграл персонажа максимально похожего на Дона Корлеоне сыгранного Марлоном Брандо в фильме «Крестный отец».
Кстати сказать, с Брандо и другим голливудским актером Джеком Николсоном Михаил Ульянов был знаком лично и находился в приятельских отношениях много лет.
Народный артист СССР Михаил Александрович Ульянов скончался вечером 26 марта 2007 года на 80-м году жизни в Центральной клинической больнице Москвы. Похоронен на 10 участке Новодевичьего кладбища. В ноябре 2009 года рядом с мужем была похоронена актриса Алла Петровна Парфаньяк (1923-2009). Вместе они прожили почти 50 лет.
В память о замечательном актере на фасаде дома №29 по улице Большая Бронная установлена мемориальная доска.
А год назад, 27 марта 2024 года памятник замечательному актеру был открыт в Михайловском саду, расположенном между улицами Татарская и Бахрушина.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.