Найти в Дзене

Михаил Воронин: «Не бойтесь трудных дорог»

26 марта мог бы отметить свой 80-летний юбилей двукратный олимпийский чемпион, абсолютный чемпион мира 1966 г. по спортивной гимнастике Михаил Воронин. В нем сошлись лучшие качества выдающихся советских гимнастов, его предшественников: особая, интеллектуальная красота выполнения упражнений Бориса Шахлина, силовая грация Альберта Азаряна на кольцах, элегантность Валентина Муратова… «Элегантен, подобно Муратову, и собранный, как Шахлин», — так говорили о Воронине. О спортивной биографии Михаила Яковлевича рассказывает на страницах 4-го номера журнала «Физкультура и спорт» в прошлом дублер Льва Яшина, а ныне заслуженный тренер России Олег Иванов. Воспоминание о кумире Гимнаст Михаил Воронин: «Не бойтесь трудных дорог» Первый раз я увидел соревнования по спортивной гимнастике во Дворце спорта в Лужниках в 60-е годы — проводились какие-то крупные международные состязания. И меня буквально поразило самовыражение наших гимнастов. Могучая фигура Бориса Шахлина, исполина, человека-бойца, сильн

26 марта мог бы отметить свой 80-летний юбилей двукратный олимпийский чемпион, абсолютный чемпион мира 1966 г. по спортивной гимнастике Михаил Воронин. В нем сошлись лучшие качества выдающихся советских гимнастов, его предшественников: особая, интеллектуальная красота выполнения упражнений Бориса Шахлина, силовая грация Альберта Азаряна на кольцах, элегантность Валентина Муратова… «Элегантен, подобно Муратову, и собранный, как Шахлин», — так говорили о Воронине.

О спортивной биографии Михаила Яковлевича рассказывает на страницах 4-го номера журнала «Физкультура и спорт» в прошлом дублер Льва Яшина, а ныне заслуженный тренер России Олег Иванов.

Воспоминание о кумире

Гимнаст Михаил Воронин: «Не бойтесь трудных дорог»

Фото: из архива журнала ФИС
Фото: из архива журнала ФИС

Первый раз я увидел соревнования по спортивной гимнастике во Дворце спорта в Лужниках в 60-е годы — проводились какие-то крупные международные состязания. И меня буквально поразило самовыражение наших гимнастов. Могучая фигура Бориса Шахлина, исполина, человека-бойца, сильной личности. Как он настраивался на выполнение упражнений на снарядах, как бы отрешаясь от всего и сосредоточившись на своем внутреннем мире! Неслучайно тогда о нем говорили: «Железный Шахлин». Или прославленный мастер и классик колец, могучий Альберт Азарян…

Эти спортсмены, в первую очередь Шахлин, были кумирами нашего героя — Михаила Воронина, которому 26 марта исполнилось бы 80 лет.

А лично я познакомился с Михаилом в те же далекие 60-е годы, когда мы, молодые футболисты московского «Динамо», зимой вместе с признанными ветеранами в начале дня обязательно занимались акробатикой и гимнастикой в спортзале под трибуной в центре «Юный динамовец». Спустившись на несколько ступенек в фойе прославленного центра, можно было увидеть, как справа тренируются борцы под руководством олимпийского чемпиона, прославленного динамовца-фронтовика Анатолия Парфенова, а слева — гимнастический зал. Здесь у нас, футболистов, проходила обязательная акробатико-гимнастическая тренировка на развитие и укрепление различных групп мышц. Мы занимались на различных снарядах под руководством специалистов спортивной гимнастики. Такие упражнения, как считал наш тренер Вячеслав Соловьев, а впоследствии и Константин Бесков, помогают развивать силу, ловкость, координацию движений, подвижность суставов.

Вспоминаю, как, пока мы отрабатывали какие-то кувырки, сальто-мортале, в углу зала на скамейке скромно и тихо сидел элегантный юноша и с любопытством смотрел на наши выкрутасы на матах, — возможно, вспоминая свое детство, когда он хотел записаться в футбольную школу, но судьба сложилась иначе, и Миша Воронин очутился в гимнастике, которая сделала из мальчишки величину мирового уровня.

Тронув меня за плечо, великий вратарь «Динамо» Лев Яшин сказал: «Запомни, Олег, этого юношу— вскоре он станет чемпионом мира по гимнастике. Я видел, как он упорно и жадно, до полного изнеможения тренируется». Я тогда удивился предугадыванию своего великого коллеги, но он оказался прав. Через несколько лет Михаил Воронин действительно стал абсолютным чемпионом мира по гимнастике, и кто-то из международной федерации сравнил этого юношу с корифеями прошлого, сказав: «Элегантен, подобно Муратову, и собранный, как Шахлин».

Живя недалеко от стадиона «Динамо», Михаил с ранних лет рос без отца, с матерью, которой приходилось несладко, работая и воспитывая сына. Заработок был небольшой, жили без особых излишеств, и Миша после школы, учеба в которой ему давалась легко, с большим удовольствием бежал на стадион, зимой играя в хоккей, а летом часами гоняя в футбол. Так стадион «Динамо» стал для Михаила целым миром. Послевоенные мальчишки, многие из которых остались без родителей, обрели здесь второй дом, видели разных спортсменов из разных видов спорта и, естественно, стремились во всем копировать их, подражать.

Трудно даже представить, как Михаил занимался самовоспитанием, какие внутренние силы помогали ему с детства выработать дисциплину, умение скромно, без эмоциональных всплесков, не выказывая никаких чувств, развивать себя, идти к намеченной цели. Сдержанный, лобастый строгий юноша, отвечая на вопросы, всегда старался смотреть в глаза собеседнику пристально, трезво, порой даже холодновато. Ставя очередную задачу, стремился ее выполнить.

Фото: из архива журнала ФИС
Фото: из архива журнала ФИС

Гимнастика не сразу понравилась юному Михаилу: там, казалось бы, не было той энергетики, азарта борьбы, которая присуща спортивным играм. Но, впервые увидев гимнастов, здоровых, сильных ребят с их великолепной мускулатурой, решил записаться в секцию гимнастики и Воронин. Однако тренер, оценив его тщедушную фигурку, тонкую длинную шею, отказал. Но, увидев однажды не то на тренировке в динамовском зале, не то в кадрах кинохроники Бориса Шахлина, Михаил твердо решил заниматься гимнастикой и со второй попытки попал в секцию гимнастики «Динамо». Первым же тренером стал его учитель физкультуры Константин Садиков. Заметив паренька на соревнованиях по хоккею, он посоветовал ему ходить в секцию гимнастики. Этот вид спорта в итоге и захватил Михаила.

Первые тренеры в динамовской секции — Балашов, а затем и Беляев — заложили основы будущих его успехов: совершенство координации, темперамента, начиная с несложных движений и доводя их до автоматизма, по ходу придумывая следующие, более сложные.

Сегодня рассказывать о спортивных достижениях Михаила Воронина только по личным далеким воспоминаниям юности и пролистывая в Интернете информацию о его жизненном пути, непросто, и я попросил поделиться своими воспоминаниями о выдающемся динамовском гимнасте его бывших товарищей — одноклубников, руководителей Центра гимнастики. Это Андрей Зудин, президент Гимнастического клуба «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина, Виктор Мельников, вице-президент Гимнастического клуба «Динамо», заслуженный тренер России, и Валерий Мацур, член Президиума совета ветеранов МГО общества «Динамо». Мы собрались в кабинете президента клуба, из окна которого открывался великолепный обзор на новый гимнастический центр с ультрасовременным оборудованием.

Первым откликнулся Валерий Мацур, причем его лицо сразу как-то помолодело, даже посветлело, разгладились морщины, он как бы возвращался в свою юность, вспоминая общение с Михаилом:

«Какие характерные черты отличали Михаила Яковлевича? Во-первых, поразительная настойчивость, во-вторых, он никогда не стеснялся учиться. Он же начинал как хоккеист и мог бы стать классным игроком, потому что у него при небольшом росте стопа была, как ни странно, крупная, сорок третий размер. У футболистов обычно чем меньше стопа, тем сильнее удар. И Миша приходил часто смотреть, какие движения в футболе, в легкой атлетике, в борьбе, в боксе — везде он находил какую-то изюминку. Он был неразговорчив, молчун, и при этом всё впитывал и впитывал в себя».

Далее продолжает Виктор Мельников:

«Послевоенные ребята понимали, что жить-то надо дальше и двигаться дальше, и если уж взялся за дело, нужно доводить его до конца. Но кто-то должен дать толчок пацану. В гимнастику привел Мишу школьный учитель физкультуры. И район “Динамо” наложил свой отпечаток: он жил здесь, учился, тренировался, и всё в одном месте, не нужно никуда ездить. Не получилось в одном виде спорта — выбрал другой… Конечно, есть и наследственность. Но главное — он был страшно целеустремлен. Любое упражнение, действие оттачивал до совершенства. Сережа Диомидов, Витя Лисицкий и Михаил Воронин — основа сборной команды, тренировались кто в ЦСКА, кто в “Динамо”, но общались, учились друг у друга, воспринимали лучшие качества своих коллег. С кольцами Воронин вошел в историю: он впервые стал выполнять элементы с прямыми руками. Выполнял маховые элементы. Во всех движениях Михаил Яковлевич был элегантен и нацелен всегда на высокое».

Андрей Зудин добавил:

«Воронин, конечно, уникальный человек, культурный, никогда не напирал на свою значимость, свои заслуги никогда не выпячивал, скромный… Грубить, орать — такого не было ни разу. Он говорил: “Мужики, ну надо! Приняли решение — доведем до конца”. Порядочность, даже когда это невыгодно».

Гимнастика в нашей стране, начиная с блестящих выступлений на Олимпиадах 1952 и 1956 годов Виктора Чукарина, ставшего абсолютным олимпийским чемпионом, а затем Бориса Шахлина и Юрия Титова, знала и взлеты, и падения. Вначале было полное преимущество советской школы гимнастики, и казалось, что эта гегемония будет продолжаться вечно. Но на Олимпиаде в Риме в 1960 году на верхнюю ступень пьедестала взобралась сборная Японии, а у наших гимнастов как раз назревала смена поколений. Поговаривали, что наши прославленные гимнасты уже «постарели», и нужно дать дорогу молодым. С тех пор наши мужчины долгие годы оставались лишь вторыми на крупных международных турнирах. Наступила эра японских гимнастов.

Олимпиада в Токио 1964 года показала, что советская сборная действительно нуждается в молодых талантах. Так в мужской гимнастике появились Виктор Лисицкий, Сергей Диомидов… Молодые гимнасты демонстрировали качественно новые упражнения. Именно 1964 год стал поворотным в нашей гимнастике. Костяк сборной страны был собран из опытных ветеранов Шахлина, Титова, Кердемелиди и молодых Диомидова, Карасева, Воронина…

Драматически складывался чемпионат мира 1966 года в Дортмунде. Звание абсолютного чемпиона выигрывает Михаил Воронин, но наша команда в очередной раз проигрывает командное первенство японцам. Воронин и Диомидов получают золотые медали в отдельных видах многоборья, большая радость нашей сборной, а вот ветераны Шахлин и Титов остаются без медалей. Проигрывает и наша женская сборная — лишь серебряная медаль Кучинской в многоборье вселяет надежду, что наша гимнастика всё-таки находится на передовых позициях в мире. И в эти моменты решающее слово оказалось за Михаилом Ворониным.

Как вспоминал сам Михаил Яковлевич, он хотел поднять настроение после проигрыша наших ветеранов японцам, и со своим тренером Евгением Корольковым они выработали сообща план действий:

«Основной бой было решено дать на коне и кольцах, где можно было рассчитывать на первые места. На коне фаворитом считался югослав Мирослав Церар, признанный мастер. Во время исполнения программы у него были незначительные ошибки, и я думал, что смогу его догнать, но концовки комбинации не получилось… Почему так произошло, до сих пор не могу понять, и мне досталась серебряная медаль, но она подняла мой дух. Удивительно спокойным встал я под кольцами, когда зажегся на табло мой номер. У меня был большой отрыв, и мне захотелось сделать что-нибудь невероятное. Вот какой огонь желания загорелся во мне!
Я работал не для оценки, даже забыл, что мне надо получить хороший балл. Я работал на кольцах для души и от души, сделал всё, на что был способен в тот момент. Всё так здорово прошло, что когда я увидел на табло оценку 9,9 балла, то сильно удивился: за что же сняли одну десятую? Чемпион мира в упражнениях на кольцах! Мог ли я мечтать об этом?..
С Корольковым у меня всегда были какие-то простые беседы. “Ну, Мишаня, доволен Дортмундом?” — “Что-то у меня сейчас такое ощущение, что надо срочно идти в зал и тренироваться, а не то титул у меня завтра отнимут. С чего бы это?” — “Всё правильно, тебе кажется, что случилось что-то невероятное, земля перевернулась. Успокойся, скоро всё образуется. Ты будешь уверенно чувствовать себя в новой роли абсолютного чемпиона мира”.
Вечером 27 сентября, когда закончился последний день первенства, я записал в своем дневнике: “Я — абсолютный чемпион мира. Абсолютный, Мишка, ты слышишь? Нет, не верится… Что я должен еще сделать для гимнастики, которую я люблю? Да я просто обязан быть первым… Отдать всё, всё для любимой гимнастики. Это цель моя и задача”».

Позднее он говорил: «Рановато я стал чемпионом (в Дортмунде). Навалилась такая ответственность, и я поставил себе цель больше никогда не проигрывать».

Автор: Олег ИВАНОВ, заслуженный тренер России

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте