Найти в Дзене
Краткий пересказ

Отцы и дети. Краткое содаржание

“Отцы и дети” - знаменитый роман И.С. Тургенева, написанный в 1860-1861 годах и отражающий острые социальные противоречия того времени. Сюжет разворачивается вокруг молодого нигилиста Евгения Базарова и его друга Аркадия Кирсанова, которые приезжают в имение Кирсановых. Действие начинается 20 мая 1859 года. Николай Петрович Кирсанов, 44-летний помещик, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия, окончившего университет в Петербурге. Тургенев рисует портрет Николая Петровича: это человек мягкий, мечтательный, слегка неуверенный в себе, но искренне любящий сына. Он вспоминает свою жизнь: раннюю смерть жены, трудности воспитания Аркадия, попытки модернизировать имение, которое всё равно приходит в упадок. Николай Петрович волнуется, как сын воспримет его новые отношения с Фенечкой, простолюдинкой, живущей в его доме. Аркадий приезжает не один — с ним его друг, Евгений Васильевич Базаров, человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Аркадий представляется отцу сдержанно, стара
Оглавление

“Отцы и дети” - знаменитый роман И.С. Тургенева, написанный в 1860-1861 годах и отражающий острые социальные противоречия того времени.

Сюжет разворачивается вокруг молодого нигилиста Евгения Базарова и его друга Аркадия Кирсанова, которые приезжают в имение Кирсановых.

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Приезд Аркадия и Евгения Базарова

Действие начинается 20 мая 1859 года. Николай Петрович Кирсанов, 44-летний помещик, ожидает на постоялом дворе приезда сына Аркадия, окончившего университет в Петербурге. Тургенев рисует портрет Николая Петровича: это человек мягкий, мечтательный, слегка неуверенный в себе, но искренне любящий сына. Он вспоминает свою жизнь: раннюю смерть жены, трудности воспитания Аркадия, попытки модернизировать имение, которое всё равно приходит в упадок. Николай Петрович волнуется, как сын воспримет его новые отношения с Фенечкой, простолюдинкой, живущей в его доме.

Аркадий приезжает не один — с ним его друг, Евгений Васильевич Базаров, человек высокого роста в длинном балахоне с кистями. Аркадий представляется отцу сдержанно, стараясь казаться взрослым, но в глазах Николая Петровича он всё ещё ребёнок. Базаров держится холодно, отказывается от официальных объятий, чем смущает Кирсанова-старшего. Аркадий, гордый дружбой с «нигилистом», намекает отцу, что Базаров — человек необыкновенный.

По дороге в имение Марьино Николай Петрович робко сообщает, что в доме живёт «девушка» (Фенечка). Аркадий снисходительно улыбается, демонстрируя прогрессивные взгляды. Базаров молчит, погружённый в свои мысли. Николай Петрович пытается завязать разговор, спрашивает о занятиях Евгения. Тот отвечает, что изучает естественные науки, а «химик в двадцать раз полезнее поэта». Аркадий восторженно поддерживает друга.

Природа вокруг — увядающие поля, покосившиеся избы — символизирует кризис «дворянских гнёзд». Николай Петрович смущён, чувствуя себя отсталым рядом с молодыми. Аркадий, напротив, наслаждается ролью «просветителя».

В Марьине их встречает Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия. Его внешность — идеальный костюм, выхоленные ногти, английский стиль — контрастирует с небрежностью Базарова. Павел Петрович, бывший светский лев, сохраняет аристократические манеры. Его холодное любопытство к Базарову сразу перерастает в скрытое противостояние.

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

За обедом Павел Петрович провоцирует Базарова вопросами о нигилизме. Евгений отвечает резко: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Аркадий восхищён, Николай Петрович пытается смягчить конфликт. Павел Петрович, потрясённый «дерзостью разночинца», заявляет, что без принципов жить невозможно.

Утром Базаров отправляется собирать лягушек для опытов. Аркадий, желая казаться взрослым, узнаёт о существовании сводного брата, сына Фенечки и Николая Петровича. Он посещает Фенечку в её скромной комнатке, обещает не осуждать отца. Фенечка, робкая и добрая, вызывает у него нежность.

Павел Петрович заходит к Базарову в комнату, пытаясь понять его взгляды. Диалог наполнен скрытыми выпадами. Базаров презрительно отзывается о романтизме, искусстве, называет Павла Петровича «архаическим явлением». Тот, сохраняя внешнее спокойствие, внутренне кипит от гнева.

Аркадий рассказывает Базарову историю дяди: в молодости Павел Петрович был блестящим офицером, но из-за несчастной любви к княгине Р. бросил карьеру, скитался по Европе, а затем поселился в Марьине. Базаров цинично комментирует: «Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви… это не мужчина». Аркадий, воспитанный на романтических идеалах, смущён.

Николай Петрович, услышав спор, вспоминает свою юность, умершую жену, чувствуя разрыв с новым поколением. Он пытается читать Пушкина, но Базаров называет поэта «не имеющим значения». Николай Петрович в замешательстве берёт вместо этого брошюру немецкого материалиста.

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Базаров встречает Фенечку в саду. Её естественность и простота привлекают его. Он шутит, предлагает стать её доктором, трогает её щёку. Фенечка смущена, но не противится. Павел Петрович, ставший свидетелем сцены, возмущён «вульгарностью» Базарова.

Вечером между Павлом Петровичем и Базаровым вспыхивает спор о русском народе. Базаров утверждает, что мужик — невежественный пьяница, но его надо исправлять. Павел Петрович парирует: «Народ не может жить без святынь». Николай Петрович вновь пытается примирить их, но безуспешно.

Аркадий предлагает Базарову поехать в губернский город, где живёт их знакомый, чиновник Ситников. По дороге Базаров насмехается над либерализмом Кирсановых: «Твой отец добряк, но он отставной человек, его песенка спета».

В городе они встречают Ситникова, крикливого «прогрессиста», который называет себя учеником Базарова. Тот отмахивается от него: «Ты дурак, Ситников». Аркадий удивлён цинизмом друга, но не решается возражать.

Ситников везёт их к Евдоксии Кукшиной, «эмансипированной» даме, имитирующей салон Жорж Санд. Её дом — смесь беспорядка и претензии на интеллектуальность. Кукшина говорит о феминизме, Шопенгауэре, но её речи поверхностны. Базаров пьёт шампанское и иронизирует, Аркадий стыдится всей сцены. Выходя, Базаров замечает: «Эта Кукшина просто дура».

На балу Аркадий знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, молодой вдовой аристократкой. Её спокойствие, ум и красота очаровывают его. Одинцова проявляет интерес к Базарову, приглашает их в своё имение Никольское. Аркадий, ревнуя, пытается рассказать ей о «великом» Базарове, но та лишь улыбается.

Базаров, наблюдая за Одинцовой, впервые теряет уверенность: «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Аркадий упрекает его в бесчувственности.

Вернувшись в Марьино, Базаров работает в лаборатории, Аркадий блуждает по усадьбе, размышляя об Одинцовой. Павел Петрович, узнав о визите к Кукшиной, с сарказмом спрашивает: «Это ваши новые друзья?» Базаров отвечает, что «не жалуюсь на отсутствие идиотов в провинции».

Николай Петрович делится с братом сомнениями: «Мы отстали, они опередили нас». Павел Петрович гневно отвергает это: «Они разрушают, но кто построит?» Аркадий, случайно подслушав разговор, чувствует себя чужим в собственном доме.

Анна и Катя Одинцовы

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Аркадий и Базаров приезжают в Никольское, имение Анны Сергеевны Одинцовой. Их встречает сама хозяйка, поражающая своей холодной красотой и уверенностью. Рядом с ней — младшая сестра Катя, скромная девушка с задумчивым взглядом. Одинцова, вдова с независимым состоянием, сразу берёт инициативу в свои руки: она приглашает гостей осмотреть дом, удивляя Базарова изысканностью интерьеров и библиотекой с научными трудами. Аркадий, очарованный Анной Сергеевной, пытается обратить её внимание на Базарова, рассказывая о его «гениальности», но та лишь иронично улыбается.

Базаров, обычно насмешливый, чувствует себя неловко. Он замечает, что Одинцова — не типичная провинциальная аристократка: её речь умна, вопросы о естественных науках точны. В разговоре она ловко парирует его циничные замечания, называя нигилизм «отрицанием без любви к созиданию». Вечером Аркадий признаётся другу, что влюблён в Одинцову, но Базаров отмахивается: «Ты не создан для горькой, бобыльной жизни... Тебе бы семью создать».

Одинцова предлагает гостям прогуляться по саду. Аркадий идёт с Катей, Базаров — с Анной Сергеевной. Между ними завязывается спор о природе человека. Базаров утверждает, что люди, как деревья, все одинаковы, но Одинцова возражает: «Каждый лист уникален, как и душа». Аркадий, пытаясь блеснуть перед Катей, говорит о поэзии, но та предпочитает слушать, лишь изредка задавая вопросы.

Вечером Базаров, необычно молчаливый, рассматривает портрет Одинцовой в гостиной. Анна Сергеевна ловит его взгляд и шутливо спрашивает: «Вы изучаете меня как биологический вид?» Он краснеет, впервые теряя самообладание.

Одинцова рассказывает Аркадию о своей жизни. После смерти матери она воспитывала сестру Катю, затем вышла замуж за богатого старика, чтобы спасти семью от нищеты. Брак был без любви, но дал ей свободу. После смерти мужа она путешествовала по Европе, разочаровавшись в светской жизни. Её история поражает Аркадия: он видит в ней «женщину-загадку», но чувствует, что ей недоступны обычные чувства.

Базаров, случайно подслушав разговор, думает: «Она всё испытала, всё презирает... Может, мы родственные души?»

Одинцова всё чаще приглашает Базарова на приватные беседы. Они говорят о смерти, религии, смысле бытия. Базаров, обычно отрицающий «романтическую чепуху», невольно восхищается её умом: «Вы опасная женщина... Вы хотите, чтобы все вам поклонялись». Анна Сергеевна отвечает: «А вы не из поклоняющихся».

Аркадий ревнует, но понимает, что Катя ему ближе. В разговоре с ней он признаётся, что разочаровался в нигилизме. Катя, любительница музыки и природы, мягко говорит: «Жизнь нельзя загнать в теорию».

Признание Базарова

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Ночью Базаров, не в силах спать, встречает Одинцову в зимнем саду. Его сдержанность ломается: «Это глупо... я безумно люблю вас». Анна Сергеевна, дрогнув, отстраняется: «Вы меня не поняли... Я не хочу тревожить свой покой». Базаров, униженный, уезжает на рассвете, бросив Аркадию: «Здесь мне нечего делать».

Аркадий, оставшись в Никольском, сближается с Катей. Они гуляют, читают стихи, и он понимает, что его чувства к Одинцовой были лишь восторгом юнца.

Базаров, мрачный и замкнутый, возвращается с Аркадием в имение Кирсановых. Николай Петрович рад сыну, но чувствует перемену в нём. Павел Петрович, заметив подавленность Базарова, язвительно замечает: «Ваш друг, кажется, получил урок?»

Базаров пытается вернуться к опытам, но наука больше не приносит утешения. Он раздражается на Фенечку, которая, по его мнению, «портит» Николая Петровича своей простотой.

Ссора с Павлом Петровичем

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Павел Петрович, всё ещё ненавидящий Базарова, провоцирует его на спор о аристократизме. Базаров кричит: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения пойти не может!» Кирсанов-старший в ярости вызывает его на дуэль, но Николай Петрович умоляет не доводить до беды.

Аркадий, видя ожесточение дяди, решает уехать в Никольское к Кате. Базаров, узнав об этом, насмехается: «Ты уже попал в силки романтизма».

Утром Павел Петрович вызывает Базарова на дуэль под предлогом «спора о принципах». Они встречаются в роще. Павел Петрович промахивается, Базаров ранит его в ногу. Николай Петрович, нашедший их, в ужасе: «Это средневековое варварство!»

Базаров, перевязывая рану, думает: «Мы оба дураки... Исход предрешён». Павел Петрович, теряя сознание, шепчет: «Вы победили...»

Павел Петрович, оправляясь от раны, просит брата жениться на Фенечке. Николай Петрович, потрясённый, соглашается. Фенечка, плача от счастья, целует ему руки: «Я недостойна!»

Базаров, чувствуя себя лишним, собирается уехать к родителям. Аркадий, вернувшийся из Никольского, признаётся, что сделал предложение Кате. Базаров сухо поздравляет: «Ты не герой... но счастливый человек».

Перед отъездом Базаров заходит попрощаться с Фенечкой. Он говорит ей: «Любите Николая Петровича... он золотой человек». Фенечка, чувствуя его одиночество, целует его в лоб.

На пороге Базаров сталкивается с Павлом Петровичем. Молчание. Наконец, Кирсанов протягивает руку: «Мы больше не враги». Базаров пожимает её, но в глазах — горечь.

Возвращение к родителям

Базаров приезжает в скромное имение своих родителей — Василия Ивановича и Арины Власьевны. Отец, уездный лекарь, встречает сына сдержанно, но в его глазах — слезы радости. Мать, набожная и простодушная женщина, обнимает Евгения, осыпая его ласковыми словами: «Енюша, голубчик!» Базаров, привыкший к иронии, раздражён их чрезмерной заботой: «Перестаньте, матушка, не ребёнок я».

Родители пытаются скрыть волнение, но их поведение выдаёт страх потерять сына снова. Василий Иванович хвастается новыми медицинскими инструментами, надеясь заинтересовать Базарова, но тот холодно отвечает: «Всё это старо». Вечером, за чаем, Арина Власьевна украдкой крестит спящего Евгения, что вызывает у него смешанное чувство стыда и нежности.

Контраст между аскетичным бытом родителей и их безграничной любовью подчёркивает одиночество Базарова. Он отрицает «чувствительность», но не может игнорировать родственные узы.

Базаров пытается забыться в работе: помогает отцу лечить крестьян, собирает гербарии. Однако рутина не приносит утешения. Он понимает, что его нигилизм бессилен перед деревенской бедностью и болезнями. Василий Иванович, заметив мрачность сына, робко спрашивает: «Не влюблён ли ты?» Базаров грубо обрывает его: «Влюблён? У меня других дел нет!»

Внезапно приезжает Аркадий. Базаров, скрывая радость, насмехается: «Что, романтик, соскучился?» Аркадий признаётся, что едет в Никольское к Кате. Базаров решает сопровождать его, чтобы «развеяться». Родители, провожая сына, чувствуют, что это прощание.

По дороге в Никольское Базаров заезжает к Одинцовой. Анна Сергеевна принимает его холодно, но соглашается на прогулку. В саду Базаров, теряя самообладание, говорит: «Я всё ещё люблю вас... как безумец». Одинцова, потрясённая, отвечает: «Вы не умеете любить. Вы хотите владеть, а не отдавать».

Базаров уходит, понимая, что между ними пропасть. Аркадий, тем временем, делает предложение Кате. Та, покраснев, соглашается: «Я всегда верила в вашу доброту».

Болезнь Базарова

Вернувшись к родителям, Базаров впадает в апатию. Он помогает отцу вскрывать труп крестьянина, умиравшего от тифа, и случайно ранит палец. Рана воспаляется — начинается заражение крови. Василий Иванович, отрицая очевидное, твердит: «Всё заживёт!»

Базаров, осознавая близость смерти, просит послать за Одинцовой. В бреду он шепчет: «России нужен я... Нет, видно, не нужен».

Одинцова привозит немецкого доктора, но спасти Базарова невозможно. Перед смертью он просит Анну Сергеевну поцеловать его: «На тлен... дунуть». Та, плача, целует в лоб. Базаров умирает со словами: «Теперь... темнота...»

Родители рыдают над телом. Василий Иванович кричит: «Я говорил, он великий человек!» Но даже в горе Базаров-старший остаётся рабом иллюзий о сыне.

Эпилог. Судьбы героев

Через полгода Аркадий женится на Кате. Николай Петрович, женившийся на Фенечке, счастлив в роли отца и помещика. Павел Петрович уезжает в Дрезден, где живёт «благородным отшельником», сохраняя аристократические манеры.

Одинцова выходит замуж за «холодного, но умного» политика. В её гостиной по-прежнему говорят о прогрессе, но она знает: её жизнь — «комфортная пустыня».

Аркадий и Катя навещают родителей Базарова. Арина Власьевна, постаревшая и сгорбившаяся, каждый день ходит на могилу сына. Василий Иванович, потерявший интерес к жизни, твердит: «Он был гений!»

На могиле Базарова растут цветы. Тургенев замечает: «Они говорят о вечном примирении и жизни бесконечной...»

Последний аккорд

Отцы и дети. Краткое содаржание
Отцы и дети. Краткое содаржание

Автор переносит читателя в имение Кирсановых. Николай Петрович играет на виолончели, Аркадий учит сына читать, Катя улыбается, гладя беременный живот. Даже Павел Петрович, получив письмо от Фенечки с фотографией племянника, на мгновение смягчается.

Тургенев завершает роман фразой:

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...