Найти в Дзене

🔍 Что скрывают тоннели будущего? Неизвестные факты и загадки новых линий метро Москвы

Когда вы в последний раз задумывались, как строится метро? Какие машины прокладывают километры подземных тоннелей? И почему некоторые ветки заканчиваются… в никуда? Вот, например: в московском метро снова выходит на работу гигант китайской инженерной мысли — ZTE DZ-777, прозванный «Победа». Неужели одна и та же машина будет прокладывать тоннели сразу на трёх ветках? А почему тоннели к «Бирюлёво» начали продлевать в никуда — «на перспективу»? Давайте разберемся, какие тайны скрывают новые ветки столичной подземки и что ждёт нас к 2029 году. Да-да, тот самый китайский гигантский щит диаметром 10 метров, который когда-то уже трудился на московских стройках. Он снова в строю — и его ждёт грандиозная миссия. Сначала — проходка тоннелей на Рублёво-Архангельской линии, затем — резкое перемещение на юг столицы, где начнётся эпопея Троицкой ветки. 📸 На фото видно: ярко-красная стрелка и надпись ZTE DZ-777 — машина снова в бою. Маршрут начинается от Депо «Ильинское» и идёт через будущие станции
Оглавление

Введение

Когда вы в последний раз задумывались, как строится метро? Какие машины прокладывают километры подземных тоннелей? И почему некоторые ветки заканчиваются… в никуда?

Вот, например: в московском метро снова выходит на работу гигант китайской инженерной мысли — ZTE DZ-777, прозванный «Победа». Неужели одна и та же машина будет прокладывать тоннели сразу на трёх ветках? А почему тоннели к «Бирюлёво» начали продлевать в никуда — «на перспективу»?

Давайте разберемся, какие тайны скрывают новые ветки столичной подземки и что ждёт нас к 2029 году.

1. Возвращение гиганта: ZTE DZ-777 «Победа» снова в деле

Да-да, тот самый китайский гигантский щит диаметром 10 метров, который когда-то уже трудился на московских стройках. Он снова в строю — и его ждёт грандиозная миссия. Сначала — проходка тоннелей на Рублёво-Архангельской линии, затем — резкое перемещение на юг столицы, где начнётся эпопея Троицкой ветки.

-2

📸 На фото видно: ярко-красная стрелка и надпись ZTE DZ-777 — машина снова в бою. Маршрут начинается от Депо «Ильинское» и идёт через будущие станции до «Строгино».

Но почему именно он? Ответ прост: «Победа» — один из немногих ТПМК (тоннелепроходческих комплексов), способных строить двухпутные тоннели с таким размахом. Диаметр в 10 метров позволяет проложить сразу два пути, а значит — ускорить строительство и снизить расходы.

2. Загадка Бирюлёвской линии: зачем строят тоннель «в никуда»?

Странный факт: один из тоннелей за станцией «Бирюлёво» уже продлён на 1200 метров (ранее в качестве задела на будущее планировалось построить небольшой полукилометровый участок тоннеля). Но зачем так далеко? Там пока нет станции, нет депо — только надпись на схеме: «Перспективное строительство».

-3

📸 На одной из схем — зелёные стрелки от «Бирюлёво» в никуда. Это и есть тот самый «тоннель на вырост».

Официально это резерв на будущее. А куда дальше в перспективе может «пойти» Бирюлёвская линия – мы рассказывали здесь.

3. Бирюлёвская и Троицкая: нужны новые гиганты

Ещё одна интересная деталь: для строительства тоннелей Троицкой и Бирюлёвской линий мэрия планирует закупить ещё два новых щита большого диаметра (10 метров) для проходки двухпутных тоннелей. То есть, всего — минимум три мощных ТПМК будут одновременно работать в разных концах города.

-4

📸 На схеме видно, как разноцветные стрелки — жёлтые, розовые, синие — обозначают разные этапы проходки. Каждый щит — это отдельная история.

Такой подход ускорит темпы строительства и сократит сроки.

Но будут ли это новые проходческие комплексы (и если будут, то из какой страны будет осуществляться закупка) или же их будут «собрать» со всей страны? А, быть может, начнут производить отечественныотечественные щиты большого диаметра на недавно реанимированном предприятипредприятии в Санкт-Петербурге?

4. Ошибка или хитрость? Почему депо «Ильинское» делают двухпутным

Обычно соединительные ветки в депо строятся щитами (в таком случае возводится два однопутных тоннеля), реже - открытым способом в монолите (например, ветви в электродепо «Столбово»). Но на Рублёво-Архангельской линии проектовщики лёгких путей не ищут — от станции «Ильинская» в депо ведёт двухпутный тоннель.

-5

📸 На схеме это видно как двойная зелёная стрелка от станции к депо.

Но какова причина такого необычного решения?

В перспективе линию планируется продлевать дальше в сторону Красногорска, Изумрудных холмов, а перегонные тоннели планируется пристроить по бокам от тоннеля, ведущего в депо. Вот такой необычный задел на будущее.

5. Щёлковская – Гольяново: забытая стройка возвращается

Скромный, но важный участок на востоке Москвы. Долгое время не было никакиз новостей о проходке тоннелей на участке продления «синей» линии от «Щёлковской» до «Гольяново». И вот — обновление: оба тоннеля планируют начать проходить в этом, а закончат строить в 2026 году.

-6

📸 На последнем фото — зелёные стрелки и блок «МЩК». Это расширение Арбатско-Покровской линии, о котором говорили ещё в 2010-х.

Почему так долго? Исторически проект неоднократно замораживался и пересогласовывался. Но теперь, похоже, взялись всерьёз – на всех площадках ведутся активные работы по выносу коммуникаций.

6. А что дальше?

На финальной схеме видно: пик работ — 2026–2028 годы. Тогда будут в активной фазе проходки тоннелей сразу на трех линиях: Рублёво-Архангельской, Троицкой и Бирюлёвской. В строй вступят новые станции, а на картах Москвы к 2030 году появятся сразу десятки новых километров метро.

-7

-8

📸 Таблицы показывают объёмы: тысячи метров тоннелей, десятки строительных участков. Масштаб впечатляет.

Заключение

А вы знали, что часть тоннелей метро строят «наперёд», в ожидании будущих районов и станций?

Как думаете, зачем действительно продлили тоннель за «Бирюлёво»? И почему «Победа» возвращается именно сейчас?

Не слишком ли оптимистичны и амбициозны планы столичных властей на ближайшие 4 года?

Если вам было интересно — подписывайтесь! В следующих материалах разберёмся, какие станции метро в Москве строили по ошибочным чертежам, а какие… стоят не там, где планировалось изначально.

------------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники: Gena Zwale (SSC)

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!