Найти в Дзене
MovieFacts

Фильмы, которые изменили мир

Оглавление

Фильмы — это не просто развлечение. Они могут изменить наше восприятие, повлиять на общественные нормы и даже изменить ход истории. В этой статье мы рассмотрим несколько культовых фильмов, которые оставили неизгладимый след в кинематографе и обществе. Каждый из них по-своему изменил мир, и сейчас мы разберем, как именно это произошло.

2001 год: Космическая Одиссея

Начнем с шедевра Стэнли Кубрика — "2001 год: Космическая Одиссея". Этот фильм сместил границы научно-фантастического кино и визуальных эффектов, подняв жанр на абсолютно новую высоту. Фильм изначально был встречен как восторженными похвалами, так и резким осуждением. Хотя некоторые критики и зрители изначально не совсем понимали, как относиться к проекту Кубрика, вскоре он завоевал заслуженную репутацию одного из главных достижений кинематографа. В последующие десятилетия ни один научно-фантастический фильм не смог сравниться с ним по величию.

-2

По сюжету экипаж космического корабля Discovery, капитаны Дэйв Боумен, Фрэнк Пул и их бортовой компьютер HAL 9000 должны исследовать район галактики и понять, почему инопланетяне следят за Землей. На этом пути их ждало множество неожиданных открытий. Сценарист фильма, великий фантаст Артур Кларк, как-то заявил: "Если вы полностью поняли 2001, значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели поднять намного больше вопросов, чем дать ответов".

Одним из наиболее важных элементов подхода Кубрика к фильму был реализм, верный отход от научно-фантастических фильмов прошлого. Для этого Кларк и Кубрик привлекли консультантов как из космических агентств, так и из промышленности, чтобы они консультировали по таким вопросам, как проектирование космических кораблей, компьютерных дисплеев и элементов управления. Таким образом, они привнесли в фильм потрясающую точность и правдоподобие реальных возможностей космического корабля. Это была колоссальная работа. Отснятый для фильма материал почти в 200 раз превысил продолжительность вышедшей на экран ленты. Только задумайтесь! При этом сцены были собраны настолько правильно, что фильм держит в напряжении от начала и до конца. Для ленты, где первое слово произносится лишь на 25-й минуте, неплохо, правда? Особенно учитывая, что она действительно отчасти изменила мир.

Психо

-3

Следующий фильм, который изменил мир, — "Психо" Альфреда Хичкока. Насилие и сексуальность в том объеме, который был изображен в "Психо", никогда раньше не показывались на большом экране. Утверждается, что это одна из причин, по которой Хичкок решил выпустить фильм в черно-белом цвете, чтобы сделать кровавые сцены более привлекательными. "Сцена в душе в цвете в 1960 году была просто недоступна для показа", — говорил Майкл Брук из Британского института кино.

По сюжету, Мэрион Крейн недовольна романом с разведенным мужчиной, который уделяет ей внимание только наездами, поэтому девушка крадет на работе крупную сумму и в спешке бежит из города. Мэрион останавливается на ночь в мотеле, которым управляет Норман Бейтс, юноша, страдающий от гнета своей горячо любимой, но деспотичной матери. Фильм "Психо" играет с перспективой и эмоциями зрителей так, как не было ни в одном фильме, который выходил до него. Третий акт фильма изменил все до основания.

Да, "Психо" прославился своим известным поворотом сюжета, который Хичкок строго охранял от разглашения во время показа фильма. Он изменил привычные ожидания зрителей и показал, что главный персонаж, которого они полагали центром фильма, может быть неожиданно убит. Этот поворот в сюжете стал культовым и повлиял на подходы к созданию напряжения и интриги в кино, а также стал одной из известных характеристик фильмов Хичкока.

-4

"Психо" сделал все предыдущие фильмы ужасов неактуальными и положил конец гнетущему конформизму 50-х годов в искусстве и культуре, что отразилось на обществе в последующие годы. "Психо" открыл новые горизонты для жанра психологического триллера. Фильм отличается не только напряженным сюжетом, но и глубоким анализом психологии и мотивации персонажей. Это вдохновило многих других режиссеров и сценаристов на создание своих шедевров и привело к развитию психологического триллера как отдельного жанра в кино. Фильм, поистине изменивший мир.

В джазе только девушки

-5

Не можем обойти стороной и "В джазе только девушки" 1959 года. Несмотря на образ, созданный для нее Голливудом, Мэрилин Монро доказала, что может быть такой же забавной, как и все остальные. Хотя в фильме есть фиксированное повествование, история переносит зрителей в квазигаллюцинаторное путешествие, которое кажется слишком восхитительно манерным, чтобы быть поведением. Именно за это эту ленту так и полюбили зрители по всему миру.

Когда чикагские музыканты Джо и Джерри случайно становятся свидетелями бандитской перестрелки, они в срочном порядке смываются на поезде во Флориду, прикинувшись женщинами. Теперь они Джозефина и Дафна, новенькие и хорошенькие инструменталистки женского джаз-бенда. До поры до времени их маскировка срабатывает, но вскоре любвеобильная солистка влюбляется в переодетого мужчину, а Джозефину, престарелый миллионер подкатывает к Дафне... а босс мафии, разгадав тайну маскарада, решает срочно разделаться со свидетелями.

Правильность не главное в таких фильмах, как "В джазе только девушки". Имея за плечами шесть номинаций на Оскар, лента с момента выхода на экраны приобрела почти всеобщую известность. Критики сегодня считают его одним из величайших фильмов, когда-либо созданных, и, безусловно, одной из лучших комедий со времен Чарли Чаплина, притворявшегося Адольфом Гитлером. Сложно не согласиться.

Матрица

-6

"Матрица" 1999 года — это фильм, который изменил представление о спецэффектах и философии в кино. В самой знаковой сцене Морфеус протягивает руки и, держа в каждой ладони цветную таблетку, предлагает Нео выбор. Примешь синюю таблетку — история закончится. Ты проснешься в своей постели и будешь верить во все, во что захочешь верить. Примешь красную таблетку — и увидишь, насколько глубока кроличья нора. Когда кинематограф принял красную таблетку, все изменилось.

Если вы любитель кино и разбираетесь в спецэффектах, то знаете, что трюки, бросающие вызов гравитации в фильме "Матрица", установили совершенно новый ориентир для кинопроизводителей на стыке тысячелетий. Техника "буллет тайм", позволяющая замедлить действия вокруг персонажей и показать динамичные сцены с захватывающей детализацией, оказала глубокое влияние на будущее кино. Этот визуальный эффект, создающий впечатление отделения времени и пространства, придал фильму "Матрица" огромное отличие от других кинолент того времени.

В 90-е годы достижения в области цифровых технологий сделали возможной компьютерную графику, и вся трилогия "Матрица" в значительной степени полагалась на компьютерную графику с изображениями, которые намного опережали свое время. В результате мы получили целый ряд реально захватывающих экшн-сцен. Также "Матрица" затрагивает философские и метафизические темы, такие как реальность, иллюзия, свобода выбора и сущность человеческой природы. Фильм вызвал массовое обсуждение и вдохновил зрителей на размышления о глубинных вопросах существования и их собственной роли в мире.

Мимо прочего, "Матрица" представила новые стандарты в кинематографических боевых сценах и хореографии. Фильм включает в себя множество эпических сражений, совмещающих кино и боевые искусства, впервые применяя смешение различных стилей, включая кунг-фу, каратэ и бразильское джиу-джитсу. Этот новаторский подход к боевым искусствам оказал значительное влияние на последующие фильмы и снятие боевых сцен. Такие ленты, как "Обитель зла", "Эквилибриум", "Трон наследия", "Начало" и даже "Джон Уик" были бы невозможны в таком виде, в котором они есть сегодня, без "Матрицы". Отрицать это бессмысленно.

Унесенные ветром

-7

"Унесенные ветром" 1939 года — это эпический фильм о гражданской войне в США, который вызвал огромный интерес и стал одним из самых коммерчески успешных фильмов всех времен. Могучие ветры гражданской войны в один миг уносят беззаботную юность Скарлетт О'Хара, когда привычный шум балов сменяется грохотом канонад на подступах к родному дому. Для молодой женщины, вынужденной бороться за новую жизнь на разоренной земле, испытания и лишения становятся шансом переосмыслить идеалы, обрести веру в себя и найти настоящую любовь.

Взрывоопасная комбинация Вивьен Ли, Кларка Гейбла, Хэтти Макдэниел и Оливии де Хевилленд в главных ролях до сих пор остается самым кассовым фильмом всех времен с поправкой на инфляцию, конечно. По состоянию на 2023 год фильм заработал в прокате более 3 миллиардов и 900 миллионов долларов, то есть почти 4 миллиарда в пересчете на сегодняшние деньги. "Унесенные ветром" стали не только финансовым, но и культурным хитом, получив 10 номинаций и 5 побед на Оскаре 1940 года.

Разрушительно ядовитая финальная фраза Ретта Батлера "Честно говоря, моя дорогая, мне наплевать" была признана Американским институтом кино лучшей киноцитатой всех времен. "Унесенные ветром" навсегда останутся в истории кино и мировой поп-культуры. Это факт.

Ночь живых мертвецов

-8

Никто не ожидал, что "Ночь живых мертвецов" вдохновит на создание совершенно нового жанра фильмов. Но это именно то, к чему привела эта классика Джорджа Ромеро. С тех пор фильм превратился в сложную франшизу, включающую в себя несколько сиквелов, ремейков и адаптаций.

Барбара и ее брат Джонни приезжают на кладбище, расположенное в уединенном загородном месте. Неожиданно на них нападают существа, напоминающие восставших из могил мертвецов.

Барбара укрывается в расположенном неподалеку доме, где также находят убежище парень Бен, супруги Гарри и Хелен Куперы с дочерью Карен, а также влюбленные Том и Джуди. BBC в свое время объявила "Ночь живых мертвецов" новой зарей в создании фильмов ужасов, особенно из-за радикального использования концепции зомби. "Ночь живых мертвецов" — это не просто еще один фильм ужасов. Эта история также является критикой послевоенной Америки и глобального политического ландшафта той эпохи.

"Ночь живых мертвецов" по сути был первым фильмом, который представил зомби в современной интерпретации как мертвых людей, восставших из могил. Фильм создал шаблон для многих последующих зомби-фильмов и сериалов, а также внес существенный вклад в формирование жанра. Несомненно, "Ночь живых мертвецов" оказала влияние на многих режиссеров, включая Квентина Тарантино и Джона Карпентера, которые нашли вдохновение в стиле фильма и его смелых решениях. Эта лента однозначно повлияла не только на жанр или кинопроизводство в целом, но и на мир в принципе.

Филадельфия

-9

"Филадельфия" 1993 года — это душераздирающая судебная драма, рассказывающая историю Эндрю Беккета, успешного адвоката, который болен СПИДом. В 93-м заражение СПИДом было фактически смертным приговором. К тому времени болезнь унесла жизни более 200 тысяч американцев. Несмотря на это, широко распространенный страх и ненависть к группе, по которой болезнь ударила сильнее всего, означали, что решение этой проблемы не было особенно важным в списке приоритетов для большинства политиков.

Именно в таком климате режиссер Джонатан Демме выпустил свою душераздирающую судебную драму "Филадельфия". В начале фильма партнеры из его юридической фирмы обнаруживают оба его секрета и вскоре после этого увольняют его. Далее следует напряженная судебная тяжба, когда Эндрю пытается подать в суд на своего бывшего работодателя за незаконное увольнение. Несмотря на то, что Эндрю в конце концов выигрывает дело, вскоре после этого он все же теряет жизнь, когда болезнь наконец забирает его.

По современным меркам, это был бы довольно обычный фильм, едва ли заслуживающий комментариев. Но нельзя переоценить, насколько беспрецедентным он был для крупного театрального релиза того времени. Часто считают, что "Филадельфия" стала важной частью дестигматизации СПИДа и помощи Америки в рассмотрении тяжелого положения меньшинств и молчаливой чумы, которая их пожирала. В своем обзоре Роджер Эберт, говоря, что такой фильм давно просрочен, назвал его праведным первым шагом и сказал, что с "Филадельфии" лед тронулся. Именно этот фильм произвел глобальный эффект бабочки и ознаменовал переход к более чуткому взгляду на эпидемию.

Возможно, именно видя, как Том Хэнкс, всемирно обожаемый актер, играет кого-то, пораженного смертельной болезнью, люди смогли в своем восприятии очеловечить жертв так, как СМИ этого не делали. "Филадельфия" стала важным шагом в борьбе за права людей, страдающих от СПИДа, и помогла изменить общественное мнение о заболевании.

Бэмби

-10

"Бэмби" 1942 года стал самым амбициозным мультфильмом Диснея на тот момент. Художники должны были убедиться, что пятна на спине Бэмби идеально воспроизведены в каждом кадре. Они также использовали технику масляной живописи для глубины фона, что означало, что в мультфильме использовались два стиля анимации. Однажды утром на маленькой освещенной весенним солнцем лесной полянке родился олененок. Посмотреть на нового лесного принца сбежались и слетелись все звери и птицы. Олененка назвали Бэмби.

Когда Бэмби научился ходить и разговаривать, он обзавелся друзьями, кроликом Тампером и скунсом Цветочком. А однажды на лугу, куда привела его мама, Бэмби познакомился с маленькой веселой оленихой Фейлин. Но жизнь в лесу бывает опасной и жестокой. Впервые Бэмби столкнулся с этим, когда прозрачный осенний лесной воздух пронзили выстрелы. Все звери начали в панике убегать, и тогда Бэмби впервые услышал страшное слово "человек".

Конечно же, не только стиль анимации произвел фурор. В результате той сцены, в которой Бэмби жестоко теряет свою мать из-за охотничьего ружья, охота на оленей как спорт стала порицаться. Охотники и любители были настолько тронуты этим мультфильмом, что вскоре отказались от своего хобби, сократившись в количестве на 50%. Этот так называемый эффект Бэмби означал, что он вскоре стал национальным символом прав животных, изменив курс охотничьей индустрии и тех, кто в ней участвует.

Один конкретный пример инцидента, который многие связывают непосредственно с влиянием "Бэмби", произошел через год после премьеры мультфильма в 1943 году, когда группа охотников в Висконсине настаивала на дополнительном сезоне охоты на безрогих оленей. Это предложение вызвало огромный общественный резонанс, намного больше, чем охотники испытывали когда-либо в прошлом, пытаясь принять аналогичные меры. И поэтому предложение о дополнительном охотничьем сезоне было отклонено.

Паразиты

-11

"Паразиты" 2019 года — это южнокорейский фильм режиссера Пона Джунг Хо, который обращается к вопросам социального неравенства и классовой борьбы. Обычное корейское семейство Кимов жизнь не балует. Приходится жить в сыром грязном полуподвале, воровать интернет у соседей и перебиваться с случайными подработками. Однажды друг сына семейства, уезжая на стажировку за границу, предлагает тому заменить его и поработать репетитором у старшеклассницы в богатой семье Пак. Подделав диплом о высшем образовании, парень отправляется в шикарный дизайнерский особняк и производит на хозяйку дома хорошее впечатление. Тут же ему в голову приходит необычный план по трудоустройству сестры.

Если по какой-то необъяснимой причине вы еще не смотрели "Паразиты", это нужно сделать как можно скорее. Конечно, "Паразиты" стали первым международным фильмом, получившим премию "Оскар" за лучший фильм, а невероятная речь победителя Пона Джунхо дала нам цитату: "Как только вы преодолеете барьер субтитров высотой в 3 сантиметра, вы познакомитесь с огромным количеством потрясающих фильмов".

После выхода в свет его фильма и описания бедности, властям Сеула было предложено исследовать Банджиха, квартиры на цокольном этаже, в которых живут многие жители города. В результате их выводов был разработан план ремонта полутора тысяч его подвальных квартир. Фильм "Паразиты" критически отражает социальные проблемы, такие как неравенство классов, бедность и коррупция. Он вызвал общественные дебаты о неравенстве и классовой сегрегации, став объектом анализа и обсуждения в различных кругах. Этот фильм — один из немногих на эту тему, действительно изменивший мир.

Рождение нации

-12

В отличие от большинства фильмов в этом списке, "Рождение нации" изменило мир неправильным образом, с разрушительными последствиями. Фильм, действие которого происходит во время гражданской войны в США, был снят еще в 1915 году. Только представьте, больше века прошло. Спустя много десятилетий после окончания войны и резкого сокращения численности Клук-Клукс-клана, после победы Американского Союза и отмены рабства, "Рождение нации" показало Куклукс-клан спасателями и побудило ультраправых зрителей присоединиться к группе.

Счастливая семья Камерон живет в доме в Пьемонте в Южной Каролине. У доктора и госпожи Камерон три сына — Бенджамин, Уэйт и Дюк, и две дочери — старшая Маргарет и младшая Флора. К ним в гости приезжают друзья из Пенсильвании — Тед и Фил. Фил влюбляется в старшую дочь Камерона, а Бен Камерон влюбляется в Элзи Стоунмен, увидев ее фотографию. Таким было начало этой истории.

С точки зрения повествования, фильм рассказывает о семье Камерон, на которую напали черные солдаты. Затем их спасают члены Куклукс-клана, что вдохновляет старшего сына семьи Камеронов присоединиться к ним, подняться по служебной лестнице и в конечном итоге стать лидером. После выхода фильма в 1920-х годах почти несуществующий клан снова вырос до 4 миллионов членов. Можно с уверенностью сказать, что "Рождение нации" — один из самых противоречивых фильмов, когда-либо созданных, особенно из-за позитивного изображения Куклукс-клана.

Выход фильма вызвал беспорядки в Филадельфии, Бостоне и ряде других городов Америки. По словам критика Роджера Эберта, "Рождение нации" представляет собой вызов современной аудитории, потому что это великий фильм, который выступает за зло. Этот фильм однозначно изменил мир, ухудшив ситуацию с расовыми предрассудками и насилием.

Аноним

-13

"Аноним" 2011 года — это фильм, который поднял вопросы о литературном наследии и сомнениях в авторстве произведений Уильяма Шекспира. Хотя он не оказал прямого влияния на мир или культуру в таком же значительном масштабе, как некоторые другие фильмы, он стимулировал дискуссии о возможном авторстве произведений Шекспира, что является одной из центральных тем фильма.

Фильм стал предметом множества обзоров, анализов и интерпретаций, которые позволили людям изучить и обсудить представленные в фильме идеи и вопросы. Эта лента дает совершенно неожиданный ответ на извечный вопрос, а кем же был или не был Шекспир, и кто на самом деле скрывается за этим всемирно известным именем великого человека?

"У вас, миледи, вашу семью, меня, королеву Елизавету, нас всех будут помнить только за то, что мы жили в то время, когда ваш супруг водил пером по бумаге". Эта цитата, пожалуй, лучше всего раскрывает тему этой истории. Фильм также способствовал повышению интереса к историческим событиям и литературе. Многие зрители, возбужденные дискуссией вокруг фильма, начали интересоваться более глубоким изучением эпохи и авторства литературных произведений.

Творение Роланда Эмериха вдохновило некоторых зрителей на более активное изучение альтернативных исторических теорий и подходов к интерпретации исторических фактов. Он побудил людей задуматься о том, какие другие возможные исторические факты могли быть забыты или искажены в процессе передачи информации.

Звездные войны

-14

"Звездные войны" 1977 года стали культовым явлением и оказали огромное влияние на киноиндустрию и поп-культуру. Эта эпическая космическая сага внесла существенный вклад в развитие киноиндустрии и спецэффектов, да и всего мира в принципе. Фильмы этой серии принесли значительные технические инновации, включая разработку моделей и миниатюр, компьютерной графики и звуковых эффектов. Это стимулировало развитие визуальных эффектов в кино и техническую сторону производства фильмов.

"Звездные войны" коренным образом изменили эстетику и повествование голливудских фильмов, сместив фокус с глубоких содержательных историй, основанных на драматических конфликтах, на обширные блокбастеры, нагруженные спецэффектами. До "Звездных войн" спецэффекты в фильмах практически не развивались, начиная с 1950-х. Коммерческий успех "Звездных войн" вызвал бум на создание современных спецэффектов в конце 70-х годов. Были увеличены инвестиции в спецэффекты, а такие компании, как Industrial Light & Magic и Digital Productions, были созданы именно для их создания.

Сегодня, полвека спустя, эти студии до сих пор создают спецэффекты для самых крупных блокбастеров. В "Звездных войнах" сочетались научная фантастика, вестерн, военный жанр и квазимистический эпик. Наряду с "Челюстями", "Звездные войны" положили начало традиции летних блокбастеров в индустрии развлечений, когда фильмы открываются на многих экранах одновременно. Эта история также создала модель для крупной кинотрилогии и показала, что права на мерчендайзинг фильма могут приносить больше денег, чем сам фильм.

"Звездные войны" сформировали огромную преданную фанатскую базу. Франшиза стала ярким символом поп-культуры и имеет множество предметов культурного наследия, таких как персонажи, цитаты, музыка, костюмы и другие символы. И популярна эта франшиза остается на протяжении уже почти пяти десятилетий.

Челюсти

-15

"Челюсти" 1975 года — это исключительный случай, когда фильм изменил мир, пожалуй, в худшую сторону. Действие картины протекает в течение пяти дней на острове Эмити, где расположен небольшой курортный городок. В этом тихом и солнечном месте произошли ужасные трагические события, начало которым было положено ранним утром, когда шеф местной полиции Мартин Броуди и его помощник находят на берегу останки тела девушки. Она стала первой жертвой огромной белой акулы, которая появилась у берегов Эмити.

С каждым днем число жертв кровожадной акулы продолжает увеличиваться. Отважный охотник на акул, ветеран Второй мировой войны, рыбак Квинт на своем судне пытается выловить и убить акулу-людоеда. Известно, что посещаемость пляжей резко упала после выхода на экраны фильма Стивена Спилберга. Тем из вас, кто не видел "Челюсти", явно знакомы с ощущениями в животе, когда вы идете плавать, и вам в голову приходит мысль об огромной трехтонной акуле.

Конечно, люди убили на миллионы акул больше, чем акулы убили людей, но фильм "Челюсти" сделал животное антагонистом, и в результате такого изображения популярность охоты на акул возросла, что в свою очередь привело к заметному сокращению популяции акул. Но это не все плохие новости. Питер Бенчли, автор романа, на котором основаны "Челюсти", позже понял, насколько ошибочным было его изображение акул. Он посвятил свою жизнь, а также свои гонорары от "Челюстей", усилиям по сохранению популяции акул.

Заключение

Фильмы, несомненно, могут стать катализатором масштабных изменений. В большинстве случаев они не меняют мир каким-либо очевидным образом, но в микромасштабе они могут изменить ход жизни людей, обучая их так, как не может школьная программа. Каждый из перечисленных фильмов оставил свой след в истории и продолжает влиять на общество, формируя наше восприятие и понимание мира.

Какой из перечисленных фильмов вам нравится больше всего и почему? И какого в этом списке не хватает? Эти вопросы открывают пространство для обсуждения и размышлений о том, как кино может не только развлекать, но и изменять наше восприятие реальности. Фильмы — это мощный инструмент, способный затрагивать важные темы и поднимать актуальные вопросы, которые волнуют общество.

Каждый из этих фильмов стал не просто частью истории кино, но и важным элементом культурного контекста, в котором мы живем. Они заставляют нас задуматься о том, как искусство может влиять на общество, формировать мнения и даже менять мир.

Автор: ДКино