Найти в Дзене
Грамота.Ру

Театр начинается с вешалки, или Учение Станиславского

Театр начинается с вешалки. Этот известный всем оборот восходит к словам К. С. Станиславского, адресованным цеху гардеробщиков МХАТа: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей». И сегодня, в День театра, мы решили рассказать об учении Станиславского. Театральный режиссёр считал, что говорить — значит действовать. Чтобы слово стало мощным инструментом воздействия, оно должно быть наполнено смыслом, эмоциями и конкретной целью. Эта цель, которую Станиславский назвал действенной задачей, становится ключом к раскрытию идейного замысла автора и передаче его слушателям. Нужно задавать себе вопрос: «Чего я хочу добиться от слушателя в этом куске?» Действенная задача тесно связана со сверхзадачей — главной целью чтения, которая направлена на пробуждение в аудитории высоких чувств: любви к Родине, уважения к труду, восхищения красотой человеческих отношений. Она пом

Театр начинается с вешалки. Этот известный всем оборот восходит к словам К. С. Станиславского, адресованным цеху гардеробщиков МХАТа: «Наш Художественный театр отличается от многих других театров тем, что в нем спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей». И сегодня, в День театра, мы решили рассказать об учении Станиславского.

Театральный режиссёр считал, что говорить — значит действовать. Чтобы слово стало мощным инструментом воздействия, оно должно быть наполнено смыслом, эмоциями и конкретной целью. Эта цель, которую Станиславский назвал действенной задачей, становится ключом к раскрытию идейного замысла автора и передаче его слушателям. Нужно задавать себе вопрос: «Чего я хочу добиться от слушателя в этом куске?»

Действенная задача тесно связана со сверхзадачей — главной целью чтения, которая направлена на пробуждение в аудитории высоких чувств: любви к Родине, уважения к труду, восхищения красотой человеческих отношений. Она помогает исполнителю не просто произносить текст, но и вдохновлять, убеждать, волновать зрителей.

Один из важнейших элементов выразительного чтения — видение. Как думаете, что это значит? Верно: чтец должен не только понимать текст, но и ярко представлять образы, описанные автором. И чем живее эти образы в воображении исполнителя, тем сильнее они воздействуют на аудиторию! Ведь воображение, подкрепленное личным опытом и ассоциациями, помогает оживить текст, передать слушателям не только слова, но и эмоции.

Особую роль в искусстве звучащего слова играет подтекст — то, что остается за строками: мысли, чувства, намерения героев. И это объяснимо: раскрытие подтекста требует глубокого погружения в произведение. Однако важно не только понять подтекст, но и передать его слушателям, чтобы они почувствовали то же, что и исполнитель.

А как же общение между чтецом и аудиторией, хотите спросить вы? И будете правы. Это должен быть не просто монолог, а живой диалог, в котором исполнитель делится своими мыслями и чувствами, а слушатели отвечают эмоциональным откликом. Такое общение может быть прямым, когда чтец обращается к аудитории, или косвенным, когда он как бы разговаривает с самим собой или с воображаемым собеседником.

К какому выводу можно прийти? Искусство звучащего слова — это синтез науки и творчества. Оно требует не только технического мастерства, но и глубокого понимания текста, умения видеть за словами живые образы и передавать их слушателям. А вы согласны с этим?
____
Смотрите больше контента в VK Видео и VK Клипах от крупнейших театров и музеев страны, искусствоведов и выдающихся артистов по хэштегу #театрвовсем — окунитесь в удивительную атмосферу театра!

Мария Харченко