Отобрал для себя список 10 самых страшных рассказов Говарда Лавкрафта. Библиографию этого автора прочел почти всю и сейчас, еще раз просмотрев ее, выделил вот самые-самые рассказы, по которым можно понять суть писательского стиля и подхода всеми любимого мастера ужасов. Итак, вот список.
Рассказ № 10.
«Изгой»
Несчастлив тот, кто существует в темном одиночестве бесконечных сумерек. Страстно желает он увидеть солнечный свет, единственный путь к которому — черная разрушенная башня, что возносится над глухим немым лесом в неизвестное небо.
Мне этот рассказ нравится из-за классического сюжетного поворота, которыми так славится Лавкрафт. На протяжении всего текста главный герой рисуется нам несчастным, одиноким человеком, к которому испытываешь сострадание. Но это лишь пролог к ужасу, который оказывается гораздо ближе, чем кажется.
Рассказ № 9.
«Притаившийся ужас»
В поселении скваттеров, расположившемся у подножия холма Вершина Бурь, начали пропадать люди. Ходят слухи о таинственном существе, появляющимся только в ночь страшных гроз, которые притягивает особняк Мартенса, что покоится на вершине холма.
Это просто классический рассказ с монстром, которые у Лавкрафта получались лучшими.
Рассказ № 8.
«Крылатая смерть»
В гостинице «Ориэндж» произошла трагедия: умер в своем номере ученый Томас Слоунвайт. Судя по всему, причиной его смерти является редкое насекомое, чей укус смертелен. Коронер и свидетель происшествия начинают изучать записи погибшего — и им открывается страшная тайна...
Этот рассказ несет в себе оригинальную задумку, и очень напоминает мне один из самых страшных рассказов Рэя Брэдбери «Наблюдатели».
Рассказ № 7.
«Ужас в музее»
В свое время Джордж Роджерс работал у мадам Тюссо и проявил в создании восковых фигур недюжинный талант, однако по неизвестным причинам уволился. Позже стали ходить слухи о его психическом нездоровье, и Роджерс невольно подтвердил их, открыв собственный «музей ужасов». Представленные в нем восковые фигуры — маньяки, убийцы, извращенцы — были исполнены с высочайшим мастерством, и все же самая гениальная экспозиция мастера находилась за перегородкой с табличкой «Только для взрослых». Стивену Джонсу, ценителю подобного искусства, трудно было поверить, что эти бесформенные, богомерзкие существа могла породить человеческая фантазия.
Лучше бы он не пытался выяснить правду...
Этот рассказ типичный пример того, как ужас прячется в повседневном интерьере и грань, отделяющая бутафорию от чего-то жуткого очень тонкая.
Рассказ № 6.
«Модель Пикмана»
Ричард Пикмен – великий художник, живописец мрака, портретист легиона демонов. Что же он пишет – свои фантазии или портреты с натуры?
Мне понравился подход Лавкрафта к темной стороне искусства как такового. Он весьма точно уловил главную истину об искусстве, что подлинные шедевры художник всегда создает на основе реального прототипа. А то, что нарисовал Пикман, за гранью разума. Кто же или что же было ему натурой?
Рассказ № 5.
«Тварь на пороге»
Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.
Но однажды Эдвард встречает девушку — Асенат Уэйт, и сразу же влюбляется в неё. Вот только об Асенат ходили дурные слухи насчет её гипнотических способностей. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами...
Очень психологический, драматический рассказ с женщиной главным героем и приемом переселения душ. Здесь не просто очередной ужас, а личная трагедия героя, которому сопереживаешь и узнаешь о роковом повороте опять же в финале.
Рассказ № 4.
«Ужас Данвича»
Второго февраля 1913 года у Лавинии Уэйтли родился сын Уилбер. Странный мальчик, который рос не по дням, а по часам, внушал страх жителям Данвича. Его деда считали колдуном, а сам он читал в библиотеке Мискатоникского университета черные книги, где выискивал информацию об ужасном Ключнике Миров.
«Однако все это только пролог к Данвичскому кошмару».
Классический известный рассказ Лавкрафта, хрестоматийный пример характерного его приема, когда потомок древнего рода узнает страшные тайны из своего прошлого и над ним довлеет неумолимый рок. Ужасная судьба – это страшно.
Рассказ № 3.
«Герберт Уэст, реаниматор»
На тёмных улицах Аркхема, в тени университетских лабораторий и кладбищенских холмов, молодой учёный Герберт Уэст бросает вызов самой природе, пытаясь воскресить мёртвых. Его помощник, балансирующий между восхищением и страхом, становится свидетелем экспериментов, которые разрушают границы человеческого понимания. Каждая новая попытка оживить мёртвых приносит всё больше ужасающих последствий. Но что будет, если научное рвение превратится в одержимость?
Очень люблю этот рассказ, потому что он удачно совмещает в себе ужасы и научную фантастику: полубезумный ученый пытается повернуть смерть вспять и это приводит к ужасающим последствиям. История в духе «Франкенштейна».
Рассказ № 2.
«Музыка Эриха Занна»
Каждую ночь глухой Эрих Занн исполняет потрясающие по красоте мелодии на виоле. Сосед снизу, восхищаясь его талантом, пытается завести с дружбу с музыкантом и сталкивается со странным поведением старика. Почему-то он панически боится открывать вечно занавешенное окно в своей комнате.
Опять мастер обращается к теме искусства и его темной, неизвестной стороны. Неожиданный аспект музыки как вида искусства раскрывается Лавкрафтом с потрясающим мастерством, и конечно удивляет, и ужасает.
Рассказ № 1.
«Цвет иных миров»
Все началось с метеорита.
На ферму Нейхема Гарднера с неба упала скала. И начали происходить странные события: деревья в саду Гарднера светились ночью, приобретая неизвестный на Земле цвет. Скоро изменения коснулись животных на ферме, а затем очередь дошла и до людей...
Шедевр на все времена. Рассказ об Ином в самом широком смысле. Иное всегда пугает, и космический непознаваемый ужас – это центральная тема в творчестве Лавкрафта, которое вертится вокруг жестоких древних богов.