В истории искусства есть одна выдающаяся и самая знаменитая семья художников – династия Брейгелей! Именно этот род подарил миру наибольшее количество значимых художников из всех фламандских семей. Искусствоведы насчитывают шесть живописцев эпохи Возрождения с фамилией Брейгель: Питер Старший (Мужицкий), Питер Младший (Адский), Ян Старший (Бархатный), Ян Младший, Амбросий и Абрахам.
Родоначальником династии же является мастер нидерландского ренессанса Питер Брейгель Старший (1525-1569 гг.). Еще при жизни художника его работы признали, ведь брейгелевские полотна отличаются глубоким символизмом, вниманием к деталям и уникальной способностью передавать повседневную жизнь крестьян и простых людей. Также Брейгель использовал уникальную технику смешивания красок, ставшую новаторской для того времени!
Питер Брейгель Старший часто критиковал общественные пороки через картины. Так, в 1562 году художник создал полотно «Две обезьяны», на котором животные олицетворяли грехопадение, людские пороки и низменность. В XVI веке люди считали, что обезьяны – это зеркало человеческих слабостей и недостатков, поэтому Брейгель Старший положил начало созданию комических сцен с обезьянами, которые стали популярными во фламандской живописи!
И всё же, что не так с обезьянами? Всё просто! Образ шебутных зверушек в искусстве прошел длинный путь, поэтому в разное время изображения обезьянок трактовались по-разному. Одни художники использовали образ обезьян, как экзотического зверька, которого держали богатые семьи. Обезьянка олицетворяла достаток и власть! Другие художники животным предписывали черты дьявола и посланника ада! Поэтому частенько обезьян можно встретить на полотнах с религиозной тематикой того времени. Прикованные обезьяны же символизировали победу добра над злом (укрощение греха!).
На картине Питера Брейгеля «Две обезьяны» изображены мартышки, сидящие перед окном, через которое открывается вид на Антверпен (город, в котором жил художник), они прикованы цепями к одному кольцу. Одна обезьянка напугано смотрит прямо на зрителя, вторая смотрит перед собой, ища что-то у своих лап.
Картина хранит в себе множество аллегорий и символов, которые помогают прочесть картину и понять главный замысел живописца:
- Обезьянки символизируют людей – пленников судьбы и безумцев, что сами себя сковывают в оковы!
- Цепи – это аллегория на рабство, ограничение людской свободы или же на состояние, когда человек становится заложником собственных же страстей...
- Вид из окна – это не просто пейзаж на торговый город Антверпен, но олицетворение свободного мира с вольными птицами и кораблями в море, к которому не могут прикоснуться прикованные существа.
4. Ключ на стене – это возможность освобождения, но, как часто это бывает, обезьянки игнорируют возможность изменить свою жизнь и добраться до долгожданной свободы! Ведь им, как и людям, проще оставаться в плену знакомого состояния и не менять свою жизнь, чтобы не стало ещё «хуже»...
5. Пустая ореховая скорлупка имеет несколько вариантов трактовки. Так, одни искусствоведы считают, что скорлупа – это олицетворение прошлой яркой жизни, к которой теперь нельзя прикоснуться! Другие же предполагают, что ореховая скорлупа – это аллегория на сладострастие или плотской грех, который заключили в цепи... Также есть предположение, что треснувшая скорлупка говорит о прожорливости и глупости мартышек, ведь их смогли заманить в оковы с помощью орехов... Обезьянки сами обменяли свою свободу на мимолетное наслаждение!
Интересно то, что искусствовед Маргарет А. Салливан уверена, что две прикованные обезьяны можно рассматривать как аллегорию глупых грешников. Цепи же – это результат необдуманных действий и отношений к материальным благам. Левая обезьяна символизирует алчность и жадность, а правая – расточительство...
Можно найти множество разных трактовок символов на полотне «Две обезьяны» Питера Брейгеля, но факт остается фактом – картина отражает взгляды художника на человеческие пороки, ограниченность мировоззрения и неспособность признавать свои ошибки...
Сейчас же небольшая картина «Две обезьяны» Питера Брейгеля Старшего хранится в Государственном музее Берлина, а ранее, в период с 2018 по 2019 гг.) работа была частью выставки «Брейгель – рука мастера» в Художественно-историческом музее Вены. Несмотря на маленькие размеры картины, она была расположена в отдельном зале!
Познакомиться и прикоснуться к великому искусству знаменитых художников династии Брейгеля можно на выставке «Босх и Брейгели. Загадки мистической эпохи»!
Адрес: Москва, ул. Большая Якиманка 26
Торгово-офисный центр «Якиманка 26»
График работы до 6 апреля 2025 года:
График работы:
Будни: 12:00 - 21:00
Выходные: 11:00 - 20:00