Если кто-то и приходит ум, когда мы говорим о родстве музыки и литературы, так это Лана Дель Рей. Еще до выхода в 2020 году своего поэтического сборника "Вайолет, склонившаяся над травой" ее музыка всегда воспринималась слушателями и критиками как нечто удивительно поэтичное.
Лирическая библиотека Ланы обширна, и многие мировые авторы повлияли на ее музыкальное искусство. Лана не стесняется упоминать их в своем творчестве, делая откровенные отсылки на те или иные источники своего вдохновения. Кто же эти люди? Кем вдохновляется Лана Дель Рей, пока мы вдохновляемся ею? Давайте разберем самые популярные книжные отсылки Ланы Дель Рей, о которые вы, возможно, не знали.
Сильвия Плат
Американская поэтесса Сильвия Плат стала вдохновением для многих исполнителей. Лану с Сильвией сравнивали чуть ли не с начала карьеры первой, то ли из-за грусти в лирике, то ли из-за манеры исполнения.
И только в 2019 году Лана делает прямую отсылку на поэтессу в своей песне песня «hope is a dangerous thing for a woman like me to have – but I have it» из альбома Norman Fucking Rockwell! Как говорила Лана, песня была полностью написана под вдохновением от поэтессы, в какой-то момент она называлась "Сильвия" или "Сильвия Плат". Как и Плат, Лана говорила, что придерживается убеждения о том, что человек должен выбрать один-единственный путь и идти по нему всем сердцем.
“Я твердо верю в то, что ты должен закрыть дверь, запереть ее на ключ, выбросить ключ, и тогда начнется что-то хорошее... Иногда я тянусь к чему-то одному, но я все еще нахожусь в другом месте, и это на самом деле не работает вот так”, - сказала Лана в интервью PNC Live Studio, размышляя о своем решении заняться музыкой.
Наконец, Дель Рей цитирует Сильвию Плат как оказавшую на нее значительное влияние, прямо ссылаясь на поэтессу в «hope is a dangerous thing for a woman like me to have – but I have it”», напевая: «Я мечусь в своих гребаных ночных рубашках/ 24/7 Сильвия Плат». Эта строка отсылает к стихотворению Плат «Утренняя песня», в котором она пишет: «Один крик, и я спотыкаюсь с кровати, тяжелая и цветочная / В своей викторианской ночной рубашке».
Владимир Набоков
Творчество писателя Владимира Набокова находило свое отражение в песнях Ланы Дель Рей не один раз. Любовь Ланы к Набокову хорошо задокументирована, начиная с ее песни “Лолита” и заканчивая татуировкой “Набоков” на ее правой руке. Она особенно вдохновлялась его противоречивым романом "Лолита" в ее альбомах "Born To Die" и "Paradise".
Так, например, в песне "Off to the Races" Лана поет строчку "Light of my life, fire of my loins", описывая своего возлюбленного, заимствуя ее из первых строк "Лолиты". Песня Ланы Lolita из того же альбома полностью написана по мотивам одноименной книги Набокова 1955 года. Поклонники также предполагают, что ee песня “Carmen” так же может быть отсылкой к сцене из романа, когда Гумберт и Лолита поют: “О, моя Кармен, моя маленькая Кармен”. А конкретно к писателю отсылает маленькая татуировка на правой руке у Ланы с надписью "Набоков".
Анна Сьюэлл
Отсылка на английскую писательницу Анну Сьюэлл скрывается у всех на виду в названии песни Ланы “Black Beauty”.
- Black Beauty - меланхоличная песня об отношениях с мужчиной, чья красота прячется за внешним безразличием. Лирическая героиня любит его, поэтому видит хорошее во всем его плохом, однако она также страдает от того, как сильно жестокость и мрачность ее молодого человека влияет на ее жизнь.
Название песни, вкупе с ее посылом, является отсылкой к единственному опубликованному произведению английской писательницы Анны Сьюэлл "Черный Красавчик" (англ. "Black Beauty") 1877 года, в котором рассказывается история молодой черной лошади Бьюти, которого обучают быть уверенным, терпеливым и делать все возможное, чтобы угодить своему хозяину. Однако люди поступают с ним жестоко, и чем хуже с ним обращаются, тем хуже становится его здоровье и работоспособность. И чем хуже он работает, тем чаще его продают и тем хуже с ним обращается его новые хозяева. Не знаю, как вам, а мне этот замкнутый круг сильно напоминает то, о чем поет Лана в своей песне.
Роберт Фрост
Роберт Ли Фрост - единственный в своем роде поэт, получивший четыре Пулитцеровские премии за поэзию. В его знаменитое стихотворение 1923 года “Ничто золотое не может остаться навсегда” затрагивается идея о том, как ничто красивое, редкое или ценное не может длиться вечно и никогда по-настоящему не остается в жизни людей.
В своем стихотворении Фрост исследует быстротечность даже самых важных для нас вещей, и Лана использует его строчку во многом таким же образом, и делает это аж два раза! Лана поет “Nothing gold can stay” в двух разных треках: “Music To Watch The Boys” (2015) и “Venice Bitch” (2019). Да и если говорить в целом, тема того, что ничто не длится вечно, звучит в музыке Ланы регулярно, от увядания красоты в “Old Money” до потери невинности в “Gods & Monsters”.
Оскар Уайльд
Схожее мировоззрение исполнительницы и писателя Оскара Уайльда столкнуло этих двоих.
“У меня было видение превратить свою жизнь в произведение искусства”, - сказала Лана Дель Рей в одном из своих первых интервью.
На протяжении всей своей "Born To Die" Лана сталкивалась с критикой за создание персонажа, которого многие считали вымышленным, хоть подобные вещи и должны восприниматься исключительно как творческое заявление.
Большую часть своей карьеры Уайльд интересовался сочетанием искусства и жизни, наиболее известным из которых стал "Портрет Дориана Грея", повествующий о человеке, который хочет сохранить вечную красоту своего портрета и при этом теряет душу. Похожая тема звучит в “Gods & Monsters”, когда Лана пытается сохранить свою душу в Лос-Анджелесе. В песне она дословно цитирует строчку из эссе Оскара Уайльда 1889 года "The Decay of Lying", напевая "Life imitates art" (“Жизнь подражает искусству")
Фридрих Ницше
Философия Фридриха Ницше оказало глубокое влияние на современное искусство. В вышеупомянутой уже песне "Gods & Monsters" есть отсылка на философа.
"Бог мертв" - цитата Ницше из 1883 года. Лана в своей песне поет: "God's dead, I said baby that's alright with me" ("Бог мертв. И я сказала, "детка, в этом нет ничего страшного".) Ранняя карьера Ланы была насыщена фатальными, нигилистическими темами, но это единственный раз, когда она напрямую цитирует философа.
Аллен Гинзберг
“Я сочиняю романы, похожие на стихи битников на амфетаминах”, - поет Лана в песне “Brooklyn Baby”.
Бит-субкультура 40-х и 50-х годов включала в себя новые литературные формы, вдохновленные джазом, употреблением наркотиков, духовностью и желанием бросить вызов нормам. “Вой” поэта Аллена Гинзберга, написанный в середине 1950–х годов, оказал особое влияние на Лану.
В интервью NPR в 2014 году Лана рассказала о своем увлечении поэтом-битником: “Я думаю, что главное, что я действительно почерпнула у Гинзберга, - это то, что можно рассказать историю, рисуя картинки словами. И когда я узнал, что это может быть профессией, это привело меня в восторг. Это сразу стало моей страстью - играть со словами и поэзией."
Все, даже самые великие люди, кем-то вдохновляются. Любая сказанная кем-то фраза может вылиться в ваше личное, уникальное, самобытное искусство. Лана никогда не боялась черпать идеи извне и при этом оставаться собой. Вы тоже можете попробовать сделать это, особенно под мой плейлист самых поэтичных песен Ланы Дель Рей. Послушайте!