Свою историю музей научного производственного предприятия «Звезда» ведет с 1961 года. Тогда в просторном здании центрифуги на территории отдела авиационно-космической медицины для руководства страны была организована первая экспозиция скафандров и образцов созданного спасательного оборудования. А с 1970 года и до сих пор он размещается в подземном бомбоубежище конструкторского корпуса. И самое главное, в музее все экспонаты -- исторические раритеты, это как минимум те образцы, в которых космонавты реально тренировались или летали в космос.
Когда же в СССР впервые зашла речь о создании скафандра для космонавта? Когда конструкторы поняли, что человек может покорить космос. Но надо понимать, что космический корабль можно запустить лишь тогда, когда ракета развила скорость 28.000 км\ч. До того летательные аппараты взлетали с меньшей скоростью, поэтому космос был для нас закрыт.
За 10 лет до космического полета Юрия Гагарина ракеты запускались либо просто в автоматическом режиме, либо с животными на борту. Но уже в то время остро встал вопрос о создании защитных костюмов для экипажей летательных аппаратов различного назначения, бортовых и автономных систем жизнеобеспечения, средств передвижения в открытом космосе, средств спасения и многого другого, что необходимо космонавту для выживания в экстремальных условиях.
Почему основная нагрузка по созданию скафандров для космонавтов легла на НПП «Звезда»?
Дело в том, что предприятие (ранее Завод № 918) было изначально организовано как головное научно-производственное предприятие для решения задач обеспечения безопасности летчиков. Учитывая, что первые системы спасения и жизнеобеспечения для космонавтов разрабатывались именно на базе авиационной техники, конструкторам предприятия и было поручено создавать отечественные космические скафандры.
Как же выглядел первый скафандр? Первые скафандры по заказу НИИ авиационной медицины и Академии наук СССР конструкторы делали для… собачек. Всего было задействовано для полетов в космос 48 собак, из них 20 погибли при различных обстоятельствах.
Именно собаки прокладывали человеку дорогу в космос на высотных ракетах-модификациях Р-1 в 1953 – 1954 годах. Тогда для спасения животных была создана катапультная кресло-тележка с системой подачи кислорода, а также скафандр с рабочим давлением 0,4–0,5 кг/кв.см. Всего было изготовлено 20 таких изделий. В 1954 – 1956 годах в шести полетах ракет Р-1Д была доказана возможность пребывания живых существ на высоте 100 - 110 километров, а также изучены физиологические функции животных в 10-минутной невесомости и при действии перегрузок во время старта и при катапультировании. То есть ракета выходила на заданную орбиту, и уже на участке спуска после полета по баллистической траектории кресла-тележки поочередно катапультировались, потом соответственно раскрывались парашюты и четвероногие космические пилоты-собаки приземлялись.
Были случаи, когда парашюты не раскрывались. Собаки гибли. И тогда всякая неудача приостанавливала работы. Что-то изобретали заново. Однажды, когда ракета взорвалась при старте, было принято решение сделать систему аварийного спасения, которая и сейчас существует.
Конечно, горечь и обиду испытывали конструкторы космических систем спасения, когда собаки гибли. Но собака Лайка стала официально первым живым существом на орбите. В СССР был потом культ с ее именем – выпустили марки, конфеты «Лайка», даже сигареты с таким наименованием. Но, как известно, судьба ее трагична: Лайку ведь запускали безвозвратно. Корабль еще не имел возможности вернуться назад. Поэтому в тележке была установлена система, которая через семь дней должна была усыпить собаку…
Потом был создан космический корабль, который возвращался на землю. И в нем были установлены для собачек катапультные кресла. Самым эпохальным был парный полет Белки и Стрелки. Они провели в невесомости на орбите 22 часа. Ученые получили важную информацию о физиологии живого существа, как оно переносит невесомость. И после посадки реально впервые увидели, как одну собаку укачало – она падала, скулила, ее рвало…
Результатом многолетнего труда стал выход человека в космос. Но Сергей Королев принял решение послать первого человека на орбиту только на один оборот вокруг земли. По этому поводу Юрий Гагарин однажды пошутил, что он так и не понял, кто он – «первый человек или последняя собака в космосе».
Его скафандр СК-1, который хранится музее, – настоящий. А свеженький он потому, что использовался только один раз. В космосе Юрий пробыл почти два часа, приземлился нормально. Скафандр его был довольно простой, как и представленный в музее СК-2 Валентины Терешковой, в котором она в 1963 году побывала в космосе.
А вот скафандру «Беркут» досталось больше. Этот скафандр изначально создавался как универсальный и предназначался как для выхода в открытый космос, так и для спасения космонавта при разгерметизации кабины корабля, при аварийной ситуации в полете. Именно в нем в 1965 году Алексей Леонов из корабля «Восход-2» выходил в открытый космос.
Как известно, 11-минутный выход был успешным. Но что космонавтам там пришлось пережить – знают только они, специалисты и историки, пишущие о космонавтике. За время выхода в космос Леонов похудел на шесть килограммов! Подробности, кстати, очень красочно показаны в российском фильме «Время первых»…
Если присмотреться к этому экспонату, то можно заметить, что защитная оболочка скафандра и ботинки до сих пор испачканы пепелищем костра, который космонавты разжигали в тайге. Ведь после приземления их нашли не сразу! Кстати, именно после этого полета была создана космическая поисково-спасательная служба.
А вот личный скафандр второго космонавта из того экипажа - Павла Беляева находится в музее ракетно-космической корпорации «Энергия», где развернута экспозиция, которая имитирует выход космонавта из шлюзовой камеры.
Как известно, сразу же после полета первых двух пилотируемых космических кораблей сама программа «Восход» была закрыта. Появились трехместные корабли, скафандры стали усложняться. Скафандры разрабатывались под каждую программу. Например, полужесткий скафандр «Кречет» - для космонавтов, которые готовились для выхода на лунную поверхность. Вес каждого с системами жизнеобеспечения составлял более ста килограммов. Но он давал возможность 10-часовой работы на поверхности Луны. В музее он есть - один из нескольких сохранившихся, так как до 1972 года наше предприятие участвовало в программе по созданию долговременной лунной базы и отрабатывало способы перемещения в условиях имитации лунного тяготения на лунодроме и в полетах на летающей лаборатории Ту-104А.
Вот представлены спасательные скафандры, которые надевают космонавты при спуске на землю. Весят около семи килограммов. Они стали обязательными после того, как произошла трагедия в спускаемом аппарате «Союз-11», когда погибли Добровольский, Волков и Пацаев. Причем разгерметизация была не конструкционная: раньше времени открылся дыхательный клапан. Он должен открываться на высоте 14 километров, чтобы выровнять давление на улице и внутри спускаемого аппарата. И клапан подвел: он открылся на высоте 160 километров -- кровь космонавтов вскипела. Когда врачи осматривали погибших, то увидели, что они сняли даже привязные ремни. То есть они увидели проблему, но им не хватило времени для спасения – атмосфера разрядилась за 20 секунд.
Современные скафандры для внекорабельной деятельности предназначены для многолетнего орбитального базирования. Они используются и обслуживаются космонавтами из различных экипажей только на орбите – это экономнее, чем возвращать скафандры на Землю. Ресурс у таких скафандров на 12–15 выходов в космос. Потом «Орланы» вместе с бытовыми отходами загружаются в автоматические корабли «Прогресс» и затапливаются в Тихом океане либо выносятся за борт станции и через некоторое время сходят с орбиты и сгорают. Лишь скафандр «Орлан ДМА» №18 после выработки ресурса на станции «Мир» в 1998 году был возвращен на землю на американском космическом корабле «Шаттл».
Когда космонавт выходит в открытый космос, у него совсем другие проблемы – выполнить программу выхода. Нужно сделать тысячу операций, причем правильно. Например, за пределами станции он должен цепляться двумя карабинами за перила, не терять ни на секунду ориентации в пространстве. Иначе… Улетит в космическое пространство!
Но даже на такой случай, чтобы его поймать, был изготовлен сейфер – установка для перемещения и маневрирования космонавта. Она разрабатывалась для военных нужд, в частности, перехвата искусственных спутников земли потенциального противника в рамках программы полета космических кораблей «Восход-5» – «Восход-10». Это автономная ракетная установка работала на сжатом воздухе. Такой «космический мотоцикл» был на станции «Мир». И на нем там отлетали от станции на 45 метров! Управлялся «мотоцикл» джойстиками, как в компьютерных играх. Скорость его была небольшая -- 1 м/с. ДТП там не происходило, но выяснилось, что страховочный фал задевал за все антенны, поэтому до сих пор космонавты ползают по станции, как муравьи - с карабинами.
В 1988 году один из кораблей в автоматическом режиме действительно слетал в космос. Предполагалось, что космонавты должны находиться во время полета в катапультных креслах, в нем система аварийного спасения не предусматривалась. Причем кресло позволяло катапультироваться на скоростях от 0 до 3М и на высотах до 30 километров, обеспечивая спасение космонавтов как на старте, при выведении на орбиту, так и при спуске на землю.
Кстати, в 1988 -- 1990 годах пять катапультных кресел К-36РБ в комплекте со скафандрами «Стриж» прошли окончательные летно-конструкторские испытания на высотах 35 -- 40 километров при сверхзвуковых скоростях 3,2…4,1 М во время выведения на орбиту кораблей «Прогресс-38» – «Прогресс-42».
Игорь Кандраль, фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при размещении гиперссылки