Найти в Дзене
Смысл в кино

В чем смысл фильма Знакомьтесь, Джо Блэк

Культовый фильм 90х режиссера Мартина Бреста в свое время был номинирован на Золотую малину в категории "Худший фильм", он провалился в прокате, а Брэд Питт считает роль смерти самой неудачной в своей карьере. Картина с трехчасовым хронометражом для кинотеатральных показов была урезана на час, были вырезаны многие сцены с подробностями о бизнесе Билла Пэрриша, а режиссер отказался от того, чтобы его имя было указано в титрах сокращенной версии, поэтому оно было заменено на его псевдоним Алан Смити.
При этом сейчас рейтинг фильма 8.1 Кинопоиска и 7.2 IMDb. Тот самый случай, когда фильм пройдя огонь, воду и помои критиков, спустя годы считается классикой 90х и занимает особое место в сердечках аудитории. Любопытно, что многие считают, что смысл фильма заключается в до боли банальном "жизнь коротка, нужно ценить каждый момент, а осознание ценности приходит только на пороге смерти". Вероятно, такие мысли возникли у зрителей из-за присутствия фигуры смерти в сюжете и последних днях жизни пе
Оглавление

Культовый фильм 90х режиссера Мартина Бреста в свое время был номинирован на Золотую малину в категории "Худший фильм", он провалился в прокате, а Брэд Питт считает роль смерти самой неудачной в своей карьере.

Постер к фильму "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Постер к фильму "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Картина с трехчасовым хронометражом для кинотеатральных показов была урезана на час, были вырезаны многие сцены с подробностями о бизнесе Билла Пэрриша, а режиссер отказался от того, чтобы его имя было указано в титрах сокращенной версии, поэтому оно было заменено на его псевдоним Алан Смити.
При этом сейчас рейтинг фильма 8.1 Кинопоиска и 7.2 IMDb.

Тот самый случай, когда фильм пройдя огонь, воду и помои критиков, спустя годы считается классикой 90х и занимает особое место в сердечках аудитории.

Действительно ли фильм о том, о чем кажется с первого взгляда?

Любопытно, что многие считают, что смысл фильма заключается в до боли банальном "жизнь коротка, нужно ценить каждый момент, а осознание ценности приходит только на пороге смерти".

Вероятно, такие мысли возникли у зрителей из-за присутствия фигуры смерти в сюжете и последних днях жизни персонажа легенды сэра Энтони Хопкинса.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Но на самом деле, жизнь Билла Пэрриша идеальна до уровня сахарной комы, не зря в последнем диалоге со смертью он произносит "столько патоки, что врачи не смогут произвести вскрытие".
И не кажется ли, что такую жизнь и каждый ее момент ценить достаточно легко?

И именно поэтому череду восторженных отзывов к фильму разбавляют ровно диаметральные комментарии "слащавый и затянутый", "настолько уверенно нелеп, что вы не скоро его забудете", "чрезмерно роскошный" и все в таком духе.

И с одной стороны, мы любим этот фильм за эстетический оргазм с темпоритмом спаривания бабочек, а с другой, - уж больно много вопросов "а такая жизнь вообще бывает?".

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И вот стоишь ты на перепутье между умными и красивыми и думаешь - а точно ли фильм о ценности жизни и бла-бла-бла?

Не всем нам уготовано прожить жизнь под лозунгом "американской мечты": подняться с низов, найти любимую работу, разбогатеть, встретить любовь всей жизни, завести любящую семью и остаться при этом человеком.

Большинство жизней выглядят так, как у той женщины в больнице, мы копим лишь горсть счастливых воспоминаний, которые забираем с собой.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И дело вовсе не в том, что у Билла Пэрриша есть какой-то чит-код от Sims, который хакает систему: что-то вроде живи со страстью и будет тебе зеленый ромбик над головой перед тем, как смерть заберет тебя, а твой призрак будет ходить вокруг дома.

Вопрос в том, что люди думают, что они сами управляют жизнью, просто нужно найти какую-то формулу, которая приведет к жизни Билла Пэрриша: просто наслаждайтесь жизнью и каждым моментом, знаете ли, как будто это кусок пиццы Четыре сыра, а по факту это пицца с ананасом, кому-то нравится, а кто-то будет в культурном шоке.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Тут все как по Булгакову:

А бывает еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск – тут иностранец прищурился на Берлиоза, – пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет – поскользнется и попадет под трамвай!
Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так?

Не мы выбираем, какая судьба нам уготована, мы лишь можем пытаться увидеть тот истинно наш путь. И далеко не всегда этот путь счастливый и радостный.
Этот как тот риторический вопрос:
Вы правда думаете, что мы живем на Земле, чтобы получать удовольствие, есть, пить и покупать дорогие сумочки? Серьезно? Точно для этого?

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И если так рассуждать, то в чем тогда смысл фильма? Что тут скрывается под всем этим роскошным флером, многозначительным молчанием и балансом между любовью и смертью?

И снова всё по Фрейду!

Первое, что выглядит любопытным, что фигура Джо для отца выглядит как смерть, а для дочери - как любовь.
Да, мы знаем, что Сьюзен влюблена не в смерть, а в парня из кафе, но почему смерть выбирает вселиться именно в него, а не в какую-нибудь старуху с газонокосилкой? Вряд ли из-за того, что Брэд Питт тут до смерти красив.
То есть внешне один и тот же герой являет собой две ипостаси.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И вот тут мы подходим к Фрейду и его пресловутому Эдипову комплексу, который так часто любят использовать киноделы, просто, как правило, выражается он не через классическую любовь сына к матери.
В данном случае Джо Блэк воплощает два основных человеческих инстинкта, которые символизируются двумя древнегреческими божествами -
Эросом (бог любви и сексуального влечения) и Танатосом (воплощение смерти).

Собственно, сам фильм начинается с того, что Билл слышит голос смерти в ответе «да», на подсознательный вопрос «мне конец?».

А на следующий день одна дочь рассказывает об идее для торжества на День рождения со стрелами, которые по традиции викингов (похоронной церемонии) будут запущены на катер, чтобы тот потонул (но только без трупа), а сам Билл говорит второй дочери, что она должна открыть сердце для стрелы.
И собственно, когда Биллу слышится голос смерти, тот хватается за сердце, как символ потери дочери.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Вообще весь фильм нам показывают контраст и при этом взаимосвязь любви для дочери и смерти для отца.

По Фрейду подобно тому, как сыну приходится соперничать с отцом за любовь матери, герои фильмов борются за объект своей любви с конкурентом, символизируя тем самым Эдипово соперничество.
То есть Джо в какой-то степени становится соперником Биллу за любовь его дочери.

И хотя в самом начале Билл говорит Сьюзен о том, что она должна полюбить без остатка, тем самым он подписывает себе смертельный приговор в ее сердце, отпуская ее. Она тут же встречает парня в кафе, попадающего в точку своим открытым сердцем для стрелы.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И как это зачастую и бывает, как только мы влюбляемся по-настоящему нашим родителям не нравится наш избранник, ведь по сути он или она являются символом их смерти.

Все это время нам показывали Билла как мудрого и рассудительного родителя, но как только Сьюзен влюбилась по-настоящему, он превращается в деспотичного родителя, стремясь контролировать, кого ей все-таки любить.

И снова Фрейд сообщает нам, что такое поведение имеет эдипову природу, ведь родитель желает монополизировать эмоции детей, а ребенок в свою очередь стремится к независимости, разрываясь между детской любовью и любовью к избраннику.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Так и случается:
Сьюзен влюбляется в Джо;
Билл говорит
«кто угодно только не он, да и вообще тот парень Дрю, который подходит ему, все же отличный вариант»;
Сьюзен соглашается с запретом отца, говоря что любит его, ведь он ее папа.

То есть Билл сопротивляется тому, что он перестанет быть единственным мужчиной в жизни своей любимой дочурки, а теперь его место займет молодой самец.
При этом Джо не раз показывает Биллу, что он тут не проситель, не его подчиненный и его невозможно уволить.

А до Фрейда были сказки

Эта тема прослеживается и в сказках для детей, вы же не раз замечали, что почему-то у главных героев, в особенности у девушек-принцесс обязательно должен умереть кто-то из родителей, а желательно оба, чтобы пройдя через препятствия, встретить свою истинную любовь.

Все как всегда в символике сепарации, ведь на самом деле, чтобы ребенок мог выйти во взрослую жизнь, нужно отсоединиться ментально от родительского влияния.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И дело не в том, что нужно дождаться физической смерти предков до седьмого колена. Но выход в самостоятельную жизнь выглядит как ментальная смерть родителей, спустить их с божественного пьедестала в своей голове, выстроить свои индивидуальные отношения с богом и нащупывать свой путь фрименской походкой, которая должна быть хаотична и имитировать звук ветра, чтобы песчаные черви консерватизма не пришли на ее звук.

При этом любовь и первый поцелуй, пробуждающий ото сна в хрустальном гробу, зачастую становится символом взросления.

И снова любовь и смерть идут рука об руку.

Принц тем временем скачет через препятствия

Любопытный вопрос: воскрес ли тот парень из кафе или что вообще произошло?
Вероятно, перед нами оказалась очередная метафора: когда ты влюбляешься по-настоящему, ты сталкиваешься с ощущением, что тебя сбивает машина.
Ведь настоящее чувство требует большой открытости и уязвимости, и далеко не все готовы, чтобы по тебе проехался каток чувств.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И очевидно, что первое чувство - это всегда влюбленность, которая позже перерастает в любовь. А любовь требует испытаний.

Джо не просто целует принцессу в хрустальном гробу. Прежде чем кричать «Акела промахнулся», замещая отца, он должен доказать истинность своих чувств и готовность взять ответственность, преодолевая все фрейдистские диагнозы, сказав своей любимой заветную фразу "Я прошел курс психотерапии, теперь я адекватный".

Билл указывает ему, что любовь подразумевает доверие, жертвенность, ответственность за свои поступки, умение прощать, жить во благо любимого человека, а не сиюминутные порывы.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И Джо отказывается от Сьюзен, открывая свое истинное лицо. Помогает Биллу восстановить свой авторитет в компании. И в конечном итоге, он как фигура смерти и Билл уходят в закат под салютные залпы. Забирая отца, Джо вместе с этим убивает ребенка в Сьюзен, делая ее свободной от отцовского влияния и переходящую в стадию взрослой жизни с любимым мужчиной.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Зачем Билл боролся за свою компанию?

Собственно, остается вопрос: зачем Билл так сильно бился за свою компанию, сохраняя свой пост, не думая о том, кому лучше и эффективнее передать дела? Он же знал, что ему остались считанные дни, а тут битва не на жизнь, а на смерть.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

И почему именно из-за этих подробностей о компании Билла режиссер решил отказаться от указания своего имени в урезанной версии?

Для Билла вся его жизнь - это семья и работа.
В семье появляется таинственный Джо, который хочет отобрать любовь дочери, вступая в битву с Фрейдом.
А на работе другой мужчина пытается отобрать и расчленить дело всей его жизни.

То есть выходит, что смерть для Билла - это отобрать все, что представляло для него смысл.
А там, и тут его, умудренного и страстного мужчину в самом расцвете сил, пытаются сместить молодые львы и гиены.

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Но если дочь он может и даже должен отпустить в свой жизненный путь, то с компанией не все так просто.

По сути для него сохранить компанию - это сохранить свою жизнь, показать, что даже после того, как дети выросли, он все равно востребован в этом мире, что жизнь на этом не закончена.

Многие люди в возрасте после того, как позволяют детям выпорхнуть из скворечника, не знают, чем себя занять, и складывается ощущение, что пришло время просто доживать свой век, периодически капая детям классическим "Когда внуки?".

Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"
Кадр из фильма "Знакомьтесь, Джо Блэк"

Но на самом деле, тут к Фрейду подключается Юнг, который говорит, что в 50 лет жизнь только начинается, ведь теперь у человека есть достаточно жизненного опыта, ресурсов и времени, чтобы наконец заняться собой.

Ведь странно выглядит финальная сцена: никто не думает, что Билл лежит где-то в лесу после приступа инфаркта.
Вероятно, перед нами случается метафорическая смерть отца и переход в новую стадию своего существования.

Подводя итог, перед нами оказывается не просто история о ценности жизни, а о трансформационных переходах между ролями на протяжении жизни.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада за ваши лайки и подписки, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять
по ссылке здесь.

Также недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.