Найти в Дзене
Life.Akbars

Как «закрыть» кассовый разрыв?

Кассовый разрыв — ситуация, когда у предпринимателя нет денег на текущие обязательные расходы, например, выплату зарплаты сотрудникам. Кассовый разрыв — не показатель убыточности: иногда из-за ошибок в управлении с ним сталкиваются даже успешные компании. В статье разберем, из-за чего чаще всего возникает кассовый разрыв, как его избежать, и что делать, если он уже случился. Плохой контроль за финансами. Если в компании нет четкого графика платежей и денежных поступлений, то в какой-то момент может оказаться, что бизнес с миллионными доходами не может оплатить запуск рекламы на 100 000 ₽. Например, когда ожидаемая сумма еще не поступила, а средства из запаса уже потрачены. Дебиторская задолженность. Если компания работает по постоплате, то денег на текущие платежи может не хватить. Подробно о том, что такое дебиторская задолженность и как с ней работать, мы рассказали в этой статье. Неудачные вложения: например, предприниматель закупил большое количество товара, надеясь его быстро расп
Оглавление

Кассовый разрыв — ситуация, когда у предпринимателя нет денег на текущие обязательные расходы, например, выплату зарплаты сотрудникам. Кассовый разрыв — не показатель убыточности: иногда из-за ошибок в управлении с ним сталкиваются даже успешные компании. В статье разберем, из-за чего чаще всего возникает кассовый разрыв, как его избежать, и что делать, если он уже случился.

Из-за чего обычно возникает кассовый разрыв

Плохой контроль за финансами. Если в компании нет четкого графика платежей и денежных поступлений, то в какой-то момент может оказаться, что бизнес с миллионными доходами не может оплатить запуск рекламы на 100 000 ₽. Например, когда ожидаемая сумма еще не поступила, а средства из запаса уже потрачены.

Дебиторская задолженность. Если компания работает по постоплате, то денег на текущие платежи может не хватить. Подробно о том, что такое дебиторская задолженность и как с ней работать, мы рассказали в этой статье.

Неудачные вложения: например, предприниматель закупил большое количество товара, надеясь его быстро распродать, но сделать этого не удалось.

Сезонность бизнеса, когда основная прибыль приходится на несколько месяцев в году. Вместе с сезоном прекращаются и денежные поступления, при этом обязательные платежи остаются круглогодичными.

Непредвиденные расходы или убытки, такие, как срочный ремонт оборудования, ущерб от пожара или банкротство контрагента. В этой статье подробно рассказали о том, как действовать, если контрагент задолжал деньги и обанкротился.

Как рассчитать кассовый разрыв

Кассовый разрыв считают по формуле:

ДС (денежные средства на начало периода) + П (поступления) — Р (расходы) = ОДС (остаток денежных средств)

Период расчета может быть любой: день, неделя или месяц. Отрицательный ОДС говорит о том, что в компании образовался кассовый разрыв.

Пример:

На начало марта у ИП на счете было 100 000 ₽, а 10 марта от заказчика поступило еще 850 000 ₽. До 15 марта предприниматель должен закрыть следующие расходы:
— зарплата сотрудникам — 450 000 ₽;
— аренда помещения + коммунальные расходы — 225 000 ₽;
— платеж по кредиту — 190 000 ₽;
— платеж поставщику за товар — 265 000 ₽.
Итого: 1,13 млн ₽
Рассчитаем ОДС: (100 000 ₽ + 850 000 ₽) –  1 130 000 ₽ = – 180 000 ₽.
На 15 марта кассовый разрыв составил 180 000 ₽: имеющейся у ИП суммы не хватает на оплату операционных расходов.

Как избежать кассового разрыва

Нужно сопоставлять операционные расходы с остатками на счетах и будущими поступлениями. Также полезно вести платежный календарь: очень часто кассовый разрыв образуется в «зазорах», когда денег еще нет, а время обязательных платежей уже подошло. Учет можно вести в тетради, таблице Excel или с помощью специальных сервисов: Adesk, «Аспро.Финансы», «Финансист» и других.

Пример:

Марат — фермер, поставляет мясо и молоко в торговые сети своего города. Чтобы избежать кассового разрыва, он разделил обязательные платежи в течение месяца на три периода:
— 1-5 число: коммунальные платежи, зарплата сотрудникам — 350 000 ₽;
— 7-10 число: закупка корма, топлива и расходников — 185 000 ₽;
— 15-20 число: платежи по кредитам — 150 000 ₽.
Таким же образом Марат записывает даты поступления денег от покупателей. Две сети магазинов рассчитываются с ним ежемесячно после 25 числа, и с этих денег фермер откладывает 350 000 ₽ на расходы в начале следующего месяца.
Все договоры отсрочек Марат старается заключать с учетом своих финансовых обязательств: он согласен отгрузить мясо в начале месяца, если оплату за него переведут не позже 18 числа, так как до 20-го ему нужно внести платеж за кредит.

Использовать электронный документооборот (ЭДО): с ним можно обмениваться договорами и счетами мгновенно, и покупатель не задержит оплату под предлогом, что документ потерялся.

Контролировать дебиторскую задолженность:

  • установить максимальную сумму, на которую бизнес может дать рассрочку или отсрочку;
  • тщательно проверять контрагентов перед заключением сделок, как это сделать — рассказали в этой статье;
  • работать только по предоплате, особенно с новыми покупателями и теми партнерами, которые уже подводили с оплатой;
  • составить график поступлений и своевременно напоминать контрагентам о сроках оплаты.

Нужно вовремя оплачивать кредиты, кроме того, следует рассчитать максимальную сумму, которую вы сможете выплатить в качестве аванса или предоплаты поставщикам и подрядчикам.

Наладить комфортный график платежей: если основные расходы приходятся на первую половину месяца, нужно стараться заключать договор отсрочки с оплатой до 15 числа. Также можно попросить сдвинуть даты расчетов по действующим договорам на более ранние.

Создать подушку безопасности. Например, когда я владела заведением, моя подушка безопасности состояла из суммы аренды помещения за 6 месяцев, плюс 200 000 ₽ на срочный ремонт или замену оборудования.

Что делать при кассовом разрыве

Попросить у кредиторов отсрочку платежа или возможность оплатить долг в рассрочку. Для сохранения отношений лучше честно рассказать о причинах проблем с оплатой, и о том, что предпринял руководитель, чтобы такая ситуация не повторялась.

Выстроить расходы по приоритетам: сначала закрывать самые важные платежи, просрочка по которым приведет к остановке бизнеса, финансовым и репутационным потерям. К таким расходам относятся зарплата сотрудникам, налоги, аренда, кредиты, закупка товара или расходников.

Временно отказаться от части расходов. Можно отложить покупку новой офисной мебели, отказаться от корпоративов или урезать рекламный бюджет —  конкретное решение зависит от типа бизнеса.

Использовать личные накопления, чтобы закрыть долги, а когда ситуация стабилизируется — вернуть деньги.

Оформить кредит или лизинг. Для покрытия небольших кассовых разрывов скорее всего хватит краткосрочного кредита сроком до года. Если же бизнесу нужно закупить крупную партию товара, а денег не хватает — выручит факторинг: банк предоставит рассрочку на 120 дней, залог и поручители не требуются.

Кассовый разрыв грозит множеством рисков, например, увольнением сотрудников из-за задержки зарплаты, а если кто-то из них обратится в суд из-за невыплаты денег — то и штрафами от трудовой инспекции. Чтобы неприятная ситуация не повторилась, стоит учесть и исправить ошибки.

Например, летом в моем заведении было мало посетителей, и иногда не хватало денег на закупку расходников. В это время я просила собственника помещения разбить арендные платежи на две части, а с поставщиками договорилась об отсрочке платежа на пару недель. Этого было достаточно, чтобы не копить долги в непростой период.

Чтобы закрыть кассовый разрыв, оформите овердрафт в Ак Барс Банке сроком на 1 год и индивидуальной процентной ставкой.

Также читайте в нашем журнале: