Найти в Дзене
Heavy Old School

Нита Штраус: Я не Никки Сикс!

Metal Hammer UK. 2025. Февраль. #396

Ните Штраус было 15 лет, когда она впервые отправилась в тур. Она знала, что будет тяжело, но не ожидала, что придется убегать от торнадо.

«Мы играли где-то в Торнадо-Аллее», – говорит она, имея в виду район на юге США, где штормы – привычное дело. «Мы как раз собирались, когда кто-то сказал: «Лучше ехать прямо сейчас, надвигается торнадо». Когда мы ехали по шоссе, мы могли видеть эту штуку из-за машины! Это было безумие».

Последующие двадцать с лишним лет были не менее насыщенными. Резюме гитариста из Лос-Анджелеса читается как крайне разноплановая программа фестиваля: она играла со всеми, от Элиса Купера и Деми Ловато до Джермейна «Брата Майкла» Джексона и команды НФЛ LA Rams, а также выпустила пару сольных альбомов, последний из которых, The Call Of The Void, вышел в 2023.

На этом пути было несколько препятствий, и не в последнюю очередь зависимость от алкоголя, которая заставила ее бросить пить в 2015. Но сегодня, сидя в хорошо оборудованном отеле West London и потягивая бутилированную воду, она излучает позитив.

«Когда я думаю о том, что я сделала, – говорит она, – это просто сносит мне крышу».

Ты выросла в музыкальной семье?
– Мой отец был гастролирующим музыкантом. Он играл в рок-группе семидесятых под названием JIVA, подписанной на лейбле [гитариста BEATLES] Джорджа Харрисона. Мои родители понимали гастрольный образ жизни лучше, чем большинство людей, поэтому мне было очень удобно начать гастролировать в молодом возрасте.

Есть история, что твой род восходит к композитору Иоганну Штраусу. Это правда?
– Мне это говорили, когда я росла. Мой отец всегда повторял: «У тебя в жилах течет музыкальная королевская кровь». Но пару лет назад кто-то глубоко копнул в генеалогию и сказал, что это неправда. Мой отец реагирует типа: «Я не знаю, о чем говорит этот парень». Но даже если это окажется неправдой, я рада, что выросла, думая так, – это дает вам чувство цели, идею, что вы являетесь частью этой родословной.

Зачем брать в руки гитару? Почему бы не петь?
– Во-первых, я ужасная певица. Некоторые люди рождаются с даром. Я – нет. Ха-ха! Моим первым инструментом были барабаны, затем бас, но когда мне было около тринадцати лет, мой отец показал мне фильм под названием Перекрестки (?), где Стив Вай играл дьявольского гитариста. Это открыло мне глаза, как он эмоционировал и рассказывал истории через гитару.

– Я погружалась во все, что могла найти. Я была сильно увлечена шредом. Но увидеть Дженнифер Баттен, играющую с Майклом Джексоном на Суперкубке [1993] стало моментом, изменившим мою жизнь. То, что я слушала, было для парней. Увидев ее там, играющую, с развевающимися светлыми волосами, я типа [издает благоговейный звук]. Это было как найти Барби, которая похожа на тебя: «Я могу это сделать».

Можешь вспомнить свой первый концерт?
– Мне было тринадцать лет, и это было на Battle Of The Bands, место для всех возрастов в долине Сан-Фернандо, где я выросла. Была местная дэт-метал группа из трех человек, и им был нужен бас-гитарист. Мы назывались O.D.A., что расшифровывалось как Overt Display Of Anger – нелепое название. В Лос-Анджелесе привычное дело «pay to play» – нужно продать 10 билетов по 10 долларов за штуку, а затем принести деньги промоутеру. Мы продали всего три билета, поэтому моему отцу пришлось купить оставшиеся, чтобы я могла играть.

Ты вернула ему деньги?
– Знаешь что? Нет. Мне нужно пригласить его на ужин: «Это за то шоу».

-2

Ты впервые отправилась в тур в 15 лет. Это рано.

– Да, у меня была женская группа под названием LIA-FAIL. Мы выиграли еще один батл групп – мы часто выступали – и призом было четыре или пять концертов в Warped Tour. Поэтому в нашей бесконечной мудрости мы решили: «Ну, мы и так уже одалживаем фургон и трейлер, так что нам следует отправиться в свой собственный тур».

Как это было?

– Это было тяжело. Мы не зарабатывали, мы были голодные, уставшие и хотели пить. Две девочки были достаточно взрослыми, чтобы водить, поэтому они сменялись, пока другие две из нас были навигаторами. У нас не было роуди – просто четыре девочки, выбивавшиеся из сил на гастролях. Мы ели на заправках, теснились в гостиничных номерах, обгоняли торнадо...

И ваши родители нормально к этому относились?

– Да. Они понимали идею накопления опыта. Родители других девочек... может быть, немного меньше! Ха-ха-ха! Это было трудно, но все равно это самый веселый опыт, который у меня когда-либо был.

Каким человеком ты была в том возрасте?

– Я была болезненно застенчивой. В школе я сидела одна за обедом и играла на гитаре в одиночестве. До двадцати лет у меня не было парня. Но когда я начала выступать на концертах в таком раннем возрасте, то поняла, что моим способом общения была игра на гитаре. Так я общалась с окружающими. Я могла выступать и проявлять эмоции на сцене так, как мне было совершенно некомфортно делать это один на один.

– Вот почему по молодости я начала много пить. Выпивка означала, что я мог общаться со старшими ребятами на сцене. Никто не хотел тусоваться с пятнадцатилетней девчонкой-новичком, но алкоголь стал уравнителем: «Да, она молода, но она пьет, поэтому она крутая». Вот как я начала использовать алкоголь как костыль на протяжении многих лет.

Как ты сводила концы с концами в позднем подростковом возрасте и после двадцати в ожидании большого прорыва?

– Я работала в отделе косметики MAC в торговом центре и хваталась за любые концерты, которые могла себе позволить. Я выступала в Лос-Анджелесе с небольшими группами или играла с авторами-исполнителями, которым нужен был аккомпаниатор. Как-то я ходила в хип-хоп-студию и играла гитарные риффы, которые затем превращали в биты и пытались продать рэперам. Я собрала группу под названием KILL SLOWLY – я всегда хотела женскую метал-супергруппу. Я сделала это с LIA-FAIL. Я все еще пытаюсь сделать это сегодня.

В 2010 ты отыграла несколько концертов в Африке с Джермейном Джексоном. Как, черт возьми, ты оказалась в группе брата Майкла Джексона?

– KILL SLOWLY записали что-то с подачи Майкла Принса, который работал с Майклом Джексоном много-много лет. Как-то он позвонил и сказал: «Не хочешь пройти прослушивание для Майкла Джексона?» И я типа: «О боже, да!» Прослушивание так и не состоялось, но потом он позвонил еще раз и сказал, что Джермейн хочет дать несколько концертов в память о своем брате после его смерти, и хочу ли я это сделать? Я помню, как летела в аэропорт Сенегала, слушая свой iPod Nano. Парень рядом со мной спросил: «Вы слушаете песню Africa группы TOTO?» Я была очень впечатлена.

Ты перешла от Джермейна Джексона к трибьют-группе IRON MAIDEN, от THE IRON MAIDENS к Элису Куперу. Это чертовски хорошее резюме.

– У меня была тактика широкого охвата: я играла с любым, кто меня хотел. Я познакомилась с Кипом Уингером в рок-круизе, и через пару месяцев он сказал мне: «Чем занимаешься этим летом? Есть тур ALICE COOPER/MÖTLEY CRÜE, и Элис ищет кого-то...» Мне потребовалась доля секунды, чтобы сказать: «Я абсолютно свободна!»

– На моей первой репетиции Элис сказал: «Когда ты будешь в моей группе, я могу обещать тебе три вещи: «Ты увидишь мир, тебе будут платить, и тебе наложат швы». Меня хлестнули кнутом во время Go To Hell, меня пырнули мечом во время Billion Dollar Babies, я порвала мениск, спускаясь по лестнице, и мне пришлось сделать операцию. Совсем недавно его змея лизнула меня в язык. К счастью, она была не ядовитой, но я подумала: «Ты сказал, что я увижу мир, но ничего не сказал о поцелуях со змеей».

Ты протрезвела через год после присоединения к группе Элиса. Насколько все было плохо?

– Я бы не сказала, что упала на дно – я не как Никки Сикс, – но я была опасным наркоманом, потому что независимо от того, принимала ли я наркотики или пила, я была очень высокофункциональной. Я делал все, что могло бы навлечь на меня неприятности, но я никогда не играла плохо, никогда не падала. Но эта коварная штука проникала в мою личную жизнь. Некоторые парни из группы это заметили, и моему партнеру Джошу, который теперь мой муж, пришлось сказать мне: «Если ты будешь такой, я не знаю, как долго я буду с тебя. Я не могу смотреть, как ты разрушаешь свою жизнь». Это была высшая точка моей профессиональной карьеры до сих пор, и мне это казалось несправедливым – я не могла понять, почему ко мне придираются, и почему я должна стать занудой и рано ложиться спать.

-3

Ты ходила в реабилитационный центр, в АА или сама завязала?

– Я была слишком застенчива, чтобы ходить на собрания [АА]. Я просто завязала морским узлом.

Трудно ли сохранять трезвость?

– Это трудно, правда. Мой муж все еще выпивает, мои друзья тоже. Элис уже давно трезвенник, но он не против, если другие пьют, поэтому в гримерке есть бутылки вина, а в автобусе – бурбон. Единственное, что мы делаем по-другому в моем [сольном] туре, – мы не включаем алкоголь в райдер и не запасаемся им в автобусе. Народ может попить пива в автобусе, но я говорю: «Пожалуйста, не держите здесь кучу пива». Но это сложно. Это заставляет задуматься о своей этике и морали — у меня есть все возможности выпить, и никто не узнает, но трезвость для меня – это то, что ты делаешь, когда никто не видит.

Кто был самой большой знаменитостью, которую ты встретила с тех пор, как присоединилась к группе Элиса?

– Было благотворительное шоу на Гавайях, которое организовал менеджер Элиса, и Джим Керри вышел на сцену с нами в полном гриме Элиса, чтобы спеть No More Mr. Nice Guy. После этого мы поговорили с ним о CANNIBAL CORPSE. Джош сказал: «Я слышал, что это ты привел CANNIBAL CORPSE в фильм Эйс Вентура». И Джим: «Правда, я люблю эту группу». Это было довольно сюрреалистично.

Ты временно покинула группу Элиса в 2022, чтобы отправиться в тур с Деми Ловато. Каково было войти в этот мир?

– Это было не таким уж большим отходом, как я полагала. Деми записала реально крутой рок-альбом, поэтому они наняли рок-группу, чтобы сделать рок-шоу. Деми в душе металлистка. Я проходила мимо ее гримерки, и она слушала MEGADETH. Она познакомила меня с замечательной дэткор-группой под названием BODYSNATCHER. Она настоящая.

Звучит так, будто ее фанаты приняли тебя так, как некоторые фанаты метала не приняли идею Деми Ловато создать рок-альбом...

– Ее фанаты настолько преданны, что будут следовать за ней, что бы она ни делала. Дело в том, что мир рока и металла, который я люблю и который является моим домом, – это кучка плаксивых и ноющих малышей. Если группа немного отходит от того, что делала раньше, фанаты начинают вопить: «Все, что они теперь делают, ужасно!» METALLICA – самая популярная группа в мире, а люди все равно ругают их новые вещи.

– Я думаю, что во многом это связано с тем, что все чувствуют, что они должны защищать нашу сцену и обеспечивать ее безопасность – никакие посторонние не могут сюда проникнуть, что, по-моему, безумно. Если поп-исполнитель хочет сделать рок-альбом, отлично. Если рок-исполнитель хочет сделать R’n’B-альбом, отлично. Музыка для всех.

-4

Ты стала первой женщиной – сольной исполнительницей, которая заняла первое место на рок-радио с синглом Dead Inside [2021]. Это определенное достижение, но для достижения этой вехи потребовалось долгое время.

– В моей карьере было несколько достижений, которые поражали меня тем, что я оказалась там первой, потому что это казалось тем, что должно было быть сделано давным-давно, например, стать первой женщиной – подписанной артисткой гитар Ibanez в 2018. Это заставило меня задуматься: «Как возможно, что никто еще этого не сделал?»

Как думаешь, почему такие вещи так долго не случались?

– Я думаю, это просто состояние сцены. Когда я росла, было так мало женщин-гитаристок, на которых можно было бы равняться. Лита Форд и Нэнси Уилсон [HEART], Дженнифер Баттен, PHANTOM BLUE и Орианти проложили нам путь. Теперь я могу назвать так много имен. Мы находимся в золотом веке гитаристов – герой есть для всех и каждого. У вас есть женщины-гитаристы, и черные герои-гитаристы, и азиатские герои-гитаристы, и геи- и трансгендеры-гитаристы. У каждого есть свое представление. Тогда это было большой редкостью.

– В туре Деми не только была чисто женская группа, у нас было много женщин в команде – женщина-дизайнер по свету, женщина-шоураннер. Не только VIP и мерч, но и на руководящих должностях в туре. У меня есть женщина-менеджер тура, женщина-фотограф, женщина-создатель контента. Круто видеть, как женщины возвышаются во всех частях гастрольного мира.

Ты чувствуешь себя образцом для подражания?

– Да, и это немного пугает. Но это делает все стоящим, когда я получаю комментарий в своем Instagram или кто-то приходит на встречу и говорит: «Моя дочь видела, как ты играешь с Деми Ловато, и теперь она попросила гитару на день рождения». Я была ребенком, который увидел гитариста, который ему понравился, и поэтому захотел взять гитару в руки. Если я могу помочь создать это для следующего поколения, в этом и суть.

Был пройден долгий путь, чтобы добраться до этого момента. Сделала бы ты что-нибудь по-другому, чтобы ускорить процесс?

– Я бы ничего не поменяла. Я достигла такого, о чем даже никогда не думал. Все, что я делала всю свою жизнь, привело меня сюда.

#NitaStrauss #AlicrCooper #rock #heavymetal

Читайте больше в HeavyOldSchool