«Образцовейший киноклуб СССР» — так «Литературная газета» писала в 1934 году о новом Доме кино на Васильевской. Здесь проходили главные кинопремьеры страны, творческие вечера и дискуссии. В этих стенах бывали Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Софи Лорен.
В Большом зале, который всегда был переполнен, показывали премьеры, ставшие классикой. В феврале 2024 года Дом кино закрылся, оставив за собой 90 лет истории советского и российского кинематографа. Что мы потеряли? Место, где рождалось настоящее кино — не как продукт, а как искусство. Давайте вспомним, за что мы любили Дом кино.
Как начиналась кинематографическая история на Васильевской
История знаменитого Дома кино на Васильевской улице ведет отсчёт с начала двадцатого века. В 1909 году на средства «Московского столичного попечительства о народной трезвости» был открыт Народный дом для крестьян, которых постепенно «внедряли» в столичную жизнь. Там проводили концерты, ставили спектакли, даже были лекции и буфет, но строго безалкогольный. В революционные времена такую деятельность посчитали опасной, и в здание переместились разные «неприметные» конторы.
В 1930 годах советские кинематографисты стали всё активнее говорить, что им необходимо собственное пространство. Они даже организовали внутренний сбор средств, но и на ремонт старого здания там не набралось. Тогда они усилили коллективный натиск на власть и добились осуществления мечты — 4 мая 1934 года торжественно был открыт Московский Дом кино на Васильевской улице, в доме бывшего Народного дома. Его участниками, помимо работников кинематографии, были студенты старших курсов ВГИКа.
Дом кино с первых дней существования стал местом встреч великих мастеров искусства. Это был не просто кинотеатр, где показывали премьеры — а культурное пространство, которое объединило в себе выставки, творческие вечера, кинофестивали, конференции, семинары и другие мероприятия.
В 1935 году в Доме кино прошел Первый советский кинофестиваль (1-й Московский международный кинофестиваль), посвященный 15-летию советской кинематографии. На торжественном открытии показали две конкурсные картины – «Чапаев» братьев Васильевых и «Мария Шапделен» французского режиссера Жюльена Дювивье. В фестивале приняли участие 9 стран: СССР, США, Великобритания, Франция, Италия, Чехословакия, Венгрия, Китай и Польша. Параллельно с показами в Доме кино фильмы транслировались в кинотеатре «Ударник». Иностранные делегации гуляли по Москве, а советский зритель увидел зарубежное кино — это было что-то невероятное для того времени.
В последующие годы Дому кино пришлось странствовать по Москве: сначала остановился в здание на Ленинградском шоссе, потом переместился в гостиницу «Советская», затем — в «Первый кинотеатр». Однако в 1968 году Дом кино вернулся на уже родную Васильевскую улицу. Там, на пересечении со 2-й Брестской улицей рядом со старым народным домом, был возведен новый Дом кино. В этом здании кинематографисты провели следующие почти 60 лет, вплоть до закрытия в 2025 году.
Дом кино: знаменитый не только фильмами
В 1967 году в центре Москвы, на углу Васильевской и Второй Брестской улиц, появился новый Дом кино. Проектировал его Евгений Стамо — тот самый, что создал Кремлёвский дворец съездов. В строгих линиях фасада угадывался советский модернизм: белая плитка, чистая геометрия, никакого излишества. Но главный акцент — высоко в углу здания, где взмывает в небо чугунная птица с оливковой ветвью, символ мира, парящий над киноплёнкой.
Настоящая художественная жемчужина — огромное мозаичное панно Фернана Леже, встречающее зрителей в фойе. Его вдова, Надежда Ходасевич, подруга Екатерины Фурцевой, передала этот эскиз специально для Дома кино. Здесь — женщины, цветы, голуби, яркие цвета, движение. Не просто декор, а смысловой центр, который был особенно дорог посетителям.
Легендарное место помнили и по другой причине. Здесь находился известный ресторан, где после премьер собирались режиссёры, актёры, критики. Но бывало и так, что до премьеры дело не доходило.
«Помню, как фильм “Парад планет” Абдрашитова и Миндадзе в очередной раз не приняли в Госкино. Тогда все с горя пошли в бар, там были и Абдрашитов, и Миндадзе, все им сочувствовали, кончилось тем, что все жутко напились», — вспоминает кинокритик Андрей Плахов.
Здесь праздновали триумфы и переживали неудачи — заведение жило вместе с кино.
Что скрывали стены Дома Кино?
Центральный дом кино включал несколько залов:
- Большой зал (1100 мест) — сцена главных премьер и фестивалей.
- Белый зал (550 мест) — уютное пространство, где можно было «спрятаться» от толпы.
- Малый зал (60 мест) — камерные показы для узкого круга.
- Конференц-зал (70 мест) — обсуждения, дискуссии, кинопроекты.
В дни премьер Дом кино наполнялся до отказа. Если фильм считался шедевром или, наоборот, было ясно, что в прокат он не выйдет или появится лишь в нескольких провинциальных клубах, залы заполнялись до отказа. Приходилось тащить стулья, садиться на ступеньки. В темноте слышался тихий гул — шёпот тех, кто обсуждал последние новости о фильме.
Кроме официальных пространств, у Дома кино были и «тайные маршруты». Вот, узкий коридор за гардеробом — только для своих. Он соединял здание с Союзом кинематографистов и вёл к ресторану и легендарному бару на четвёртом этаже. Кто знал этот путь — чувствовал себя частью закрытого киноклуба.
Дом, открытый для всего мира
Попасть в Дом кино было престижно ради просмотра отечественных фильмов. Что уж говорить о зарубежных кинокартинах. Именно здесь можно было посмотреть премьеры, которые не ввозились в страну.
Дом притягивал к себе всех творцов. Попасть туда было почти невозможно. Но те счастливчики, которые хотя бы раз оказывались внутри, попадали в окружение художников, поэтов, актеров и режиссеров – Зураб Церетели, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский. Это лишь те немногие, о ком мы написали. Масштаб места вы можете понять самостоятельно.
Здесь же проходил и Московский международный кинофестиваль. Событие, приковывающее внимание культурной Москвы. Достать билеты было практически невозможно. Лучшие кинокартины привозили специально для фестиваля и крутили их до поздней ночи. Качество показанных работ поражает и сегодня – Феллини, Висконти, Бертолуччи и даже эротическая немецкая комедия «Греческая смаковница». Напомним, что в стране в это время действовала статья 228 УК РСФСР — «Об ответственности за изготовление, хранение и распространение порнографических изданий, изображений или торговлю ими».
В 1965 году на Московский международный фестиваль в Дом кино приезжала Софи Лорен с фильмом Витторио де Сика «Брак по-итальянски». Джина Лоллобриджида также была гостьей популярного Дома. Двери всегда были открыты не только для советских актеров и режиссеров, но и для заморских гостей. Никаких преград для культурного обмена внутри не существовало. В большом зале даже была установлена система для синхронного перевода. По воспоминаниям постоянных гостей Дома кино, которые подробно отражены в книге Александра Гафина «Наш любимый дом кино», переводчики совершали подвиг – без подготовки, на ходу, они делали фильмы доступными для всех, кто хотел понять, почувствовать и переместиться на другую часть земного шара, ранее невиданного.
Но Дом кино был не только про фильмы. Это было уникальное место с рестораном, который в 1970-е гремел на всю Москву, бильярдной комнатой, в которую было не так-то просто попасть и где обсуждались идеи для будущих фильмов. Дом кино действительно был домом, в котором могли расти, развиваться и вдохновляться новые таланты.
Чем для вас запомнился Дом Кино? Делитесь воспоминаниями в комментариях – мы открываем обсуждение.
Авторы: Арина Полякова, Алёна Крапивенцева, Анна Бородина