Найти в Дзене
Кинопоиск

Все фильмы с Джейсоном Стэйтемом — от худшего к лучшему

В российский прокат выходит «Мастер» — новый боевик, где Джейсон Стэйтем примеряет на себя очередную профессию и мстит злодеям. Мы пересмотрели все фильмы с британским актером и рассортировали их от худшего к лучшему. Будьте осторожны: во время прочтения материала есть риск преисполниться и начать говорить исключительно волчьими цитатами. Стэйтем снимается много и часто, и в этом рейтинге мы оценили каждую его работу с небольшими исключениями. В список не попали две ленты — «Гномео и Джульетта» и «Соучастник». В первом случае актер поучаствовал только в озвучке, а вот в триллере Майкла Манна у звезды поразительно скромная эпизодическая роль: он играет мужчину, который передает в аэропорту сумку герою Тома Круза. Это авторский рейтинг, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора. 44 Позорное возвращение любимых героев Четвертая часть «Неудержимых» — не просто самый слабый фильм франшизы, но и, возможно, одна из худших картин в карьере каждого участника звездного каста. Крутые
Оглавление

В российский прокат выходит «Мастер» — новый боевик, где Джейсон Стэйтем примеряет на себя очередную профессию и мстит злодеям. Мы пересмотрели все фильмы с британским актером и рассортировали их от худшего к лучшему. Будьте осторожны: во время прочтения материала есть риск преисполниться и начать говорить исключительно волчьими цитатами.

Стэйтем снимается много и часто, и в этом рейтинге мы оценили каждую его работу с небольшими исключениями. В список не попали две ленты — «Гномео и Джульетта» и «Соучастник». В первом случае актер поучаствовал только в озвучке, а вот в триллере Майкла Манна у звезды поразительно скромная эпизодическая роль: он играет мужчину, который передает в аэропорту сумку герою Тома Круза.

Это авторский рейтинг, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

44

«Неудержимые 4» (2022)

Позорное возвращение любимых героев

-2

Четвертая часть «Неудержимых» — не просто самый слабый фильм франшизы, но и, возможно, одна из худших картин в карьере каждого участника звездного каста. Крутые вояки из отряда Сильвестра Сталлоне изменились до неузнаваемости: теперь они со слезами на глазах вспоминают былые подвиги и жалуются на панические атаки. А когда умирает их глава — Барни Росс, — заунывно по нему скорбят и зачем-то носят с собой обожженную руку лидера. И это еще самая смотрибельная часть фильма.

Настоящий ужас начинается во время экшена: в боевике за 100 миллионов появляются дешевые компьютерные эффекты 2000-х и мельтешащий монтаж, из-за которого невозможно разобрать происходящее, а половину хронометража вместо звезд на экране находятся каскадеры. Создатели проделали огромную работу. Ведь нужно постараться, чтобы снять фильм, где Джейсон Стэйтем, Тони Джа и Дольф Лундгрен выглядят как найденные на LinkedIn их дешевые двойники.

43

«Во имя короля: История осады подземелья» (2006)

Непреднамеренная пародия на фэнтези-боевики

-3

Гений плохого кино Уве Болл снял фильм по видеоигре Dungeon Siege, где Джейсон Стэйтем играет рыцаря по кличке Фермер, — что может быть страннее? Дорогущий, но неудачный фэнтези-боевик напоминает кальку с «Властелина колец»: начиная от сюжета про волшебное путешествие и заканчивая NPC-врагами, внешне напоминающими назгулов. Большую часть хронометража герои просто бродят по однообразным лесным локациям и размышляют о судьбе королевства. Но иногда сквозь экран пробивается настоящее веселье: герой Джейсона Стэйтема повсюду носит с собой бумеранг — возможно, самое нелепое оружие в истории жанра.

42

«Неудержимые 3» (2012)

Неудачная ротация ветеранов жанра

-4

В попытке угнаться за молодой аудиторией авторы «Неудержимых» поменяли рейтинг фильма с R на PG-13, поэтому с экрана пропали сочный мат и кровавые убийства. Это особенно удивительное решение, если учесть, что франшиза создавалась для ностальгирующих по олдскульным боевикам мужчин за 40. К этому фильму серия удивительным образом скатилась в детские перестрелки, где все пули пролетают мимо героев. Второе предательство фанатов последовало откуда не ждали. Состав значительно омолодили, и в кадре стали чаще мелькать Глен Пауэлл, Келлан Латс и другие подрастающие звезды жанра. Оно бы и хорошо, но зрители явно покупали билеты ради ветеранов вроде Слая, Стэйтема и Лундгрена.

41

«Пчеловод» (2024)

Стэйтем выясняет, что там с деньгами

-5

Брутальный пчеловод Адам Клэй мстит телефонным мошенникам, которые довели пожилую соседку до самоубийства. Завязка могла бы лечь в основу самоироничного и китчевого экшена, но режиссер Дэвид Эйр решил пойти простым путем: снял серьезный боевик о мести. Вопреки названию Стэйтем не использует пчел в качестве орудия убийства, в основном в бой идут знакомые пистолеты-автоматы или кулаки. Похвастаться фильм может лишь брутальностью и цинизмом. В отличие от большинства экшен-героев, Адам Клэй не чурается отрезать врагам конечности и давить злодеев кабинами лифтов. Так что во время просмотра какой-никакой kill-count фанатам жанра обеспечен.

40

«Механик: Воскрешение» (2016)

Новые похождения киллера-загадки

-6

После финала первого фильма Артур Бишоп (Джейсон Стэйтем) залег на дно в Рио-де-Жанейро и взял говорящий псевдоним Сантос. Но прошлое настигает мужчину: герою нужно подстроить смерть еще троих людей. Если первый «Механик» был размеренным экшеном, то «Воскрешение» — классический батя-боевик: с сексуализированной девушкой в беде (Джессика Альба), крутыми мужчинами, бесконечно долго обсуждающими оружие, и эпичным протагонистом, способным на все. Он может отправиться в малазийскую тюрьму и убить человека с помощью змеиного яда. Или забраться на небоскреб и устранить жертву, проделав дыру в бассейне на крыше. Собственно, ради этих двух сцен и существует весь фильм.

39

«Призраки Марса» (2001)

Забытый хоррор мастера ужасов

-7

Спорный космохоррор Джона Карпентера сначала возненавидели, а спустя годы нарекли культовым. Это не просто фильм, а капсула времени из 2000-х. На протяжении полутора часов герои бегают по пустынным ландшафтам и прячутся от духов, которые вселились в тела беззащитных шахтеров: обезумевшие работяги изуродовали себя и теперь больше напоминают вокалистов метал-групп. Особенно кринжовым получился Стэйтем: всю первую половину фильма его герой буквально одержим желанием заняться с кем-нибудь сексом. Возможно, поэтому на экшен-сцены его персонажа уже не хватает.

38

«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» (2024)

Творческая неудача Гая Ричи

-8

Коллаборация Стэйтема и Ричи, как правило, исправно приводила к хорошему результату: но на «Фортуне» что-то поломалось. На весь фильм здесь от силы пара полноценных экшен-сцен, поэтому и герой Джейсона Стэйтема не успевает раскрыться — а все пацанские цитаты и хлесткие шуточки у него отбирает Обри Плаза. Фильм выглядит несколько блеклым: сюжет будто собран алгоритмами для очередного эксклюзивного боевика Netflix (секретное оружие? злодеи из СНГ? спасение мира?), а кино тонет под весом плохих каламбуров и бесконечных обменов колкостями — режиссер просто не знает, когда остановиться.

37

«Сделай погромче» (2000)

Заурядная уличная драма

-9

Амбициозная музыкальная драма про рэп затерялась на фоне более удачных картин вроде «8 мили» или «Ребят с улицы» — и вполне справедливо. Кино не раскрывает ни одну из тем: рэперы здесь показаны стереотипно, разборки — грязно, да и персонажи вторичные. Даже Стэйтем в роли харизматичного бандита выглядит как унылая копия самого себя из работ Гая Ричи: в нем нет ни малейшего намека на иронию. Собственно, во всем фильме тоже.

36

«Мег: Монстр глубины» (2018)

Беззубый боевик про акулу

-10

Можно ли снять парадоксально скучный фильм о противостоянии гигантской доисторической акулы и лысого англичанина? Оказывается, да. Хай-концепт — главное и, возможно, единственное достоинство фильма. Большая часть сюжета разворачивается под водой, где герои удирают от мегалодона на нарисованной лодке. Параллельно персонал гигантской морской станции тоже отбивается от кровожадного существа. В этом удивительно серьезном фильме нет места даже для малейшей шутки, и только когда два величайших существа планеты — Стэйтем и Мег — сталкиваются лбами, на экране возникает зрелище. Длится это, правда, от силы пять минут.

35

«Паркер» (2012)

Вор, убийца и романтик

-11

Профессиональный вор Паркер придерживается строгого морального кодекса: он не убивает без причины и всегда держит слово. Впрочем, его напарники не обременены подобными ориентирами, поэтому довольно быстро оставляют героя умирать на обочине. После бодрой сцены ограбления (в ней фигурируют клоуны и Стэйтем в облачении священника) фильм застревает на мучительно медленном сюжете про месть. Но есть и достоинства — здесь неожиданно милая романтическая линия о любви Паркера и местного риелтора в исполнении Дженнифер Лопес. Это в очередной раз доказывает, что Стэйтема надо почаще снимать в образе героя-любовника.

34

«Шальная карта» (2014)

Лысый заряжает колоду

-12

Бывший военный Ник Уайлд выходит на тропу мести, когда его подругу избивает богач. Может показаться, что с этого момента герой Стэйтема будет громить казино и раскидывать толпы врагов, но это не так. После бодрого начала режиссер Саймон Уэст отправляет зрителя в клоаку Вегаса: герой долго играет в казино, борется с внутренними демонами и решает, как ему прожить свою жизнь. Фильм как будто не может определиться, чем он хочет быть — взрывным боевиком или нуаром о запутавшемся мужчине с лудоманией. Это одна из немногих картин в фильмографии актера, где он выглядит ранимым и неуверенным. Но смотреть стоит только самым верным фанатам Стэйтема.

33

«Форсаж 10» (2023)

Бесславное возвращение саги

-13

Десятая часть семейной саги Доминико Торетто по описанию тянет на жанровый шедевр: Джейсон Момоа в роли местного Джокера, гигантская бомба, которая катится по Ватикану, и машины со встроенными пушками. Однако фильм становится жертвой поп-культурных трендов. Вин Дизель превращает картину в большой ностальгический капустник: фильм воспроизводит несколько сцен из старых частей, представляет антагониста, который связан родственными связями с прошлыми злодеями, а финал и вовсе обрывается на полуслове — продолжения придется ждать несколько лет. У одного из самых обаятельных персонажей серии, Шоу, здесь крайне скромная роль: герой Джейсона Стэйтема появляется на экране на пару минут.

32

«Без компромиссов» (2011)

Кошки-мышки с маньяком

-14

Бескомпромиссный коп (Стэйтем) гоняется за серийником (Эйдан Гиллен), который убивает полицейских, — уже эта завязка помогает фильму прыгнуть выше большинства боевиков из фильмографии актера. Лента развивается ровно так, как и ожидается: действие разворачивается на безрадостных и мрачных улицах Лондона, герои размышляют о законе и беззаконии, а харизматичный антагонист ожидаемо перетягивает на себя все внимание. Обходится без сюрпризов, поэтому ближе к середине сюжет начинает утомлять. Но противостояние персонажей Стэйтема и Гиллена — одна из причин, по которой фильм все же хочется досмотреть.

31

«Профессионал» (2011)

Мрачный экшен про военных

-15

Бывший наемный убийца Дэнни Брайс вынужден вернуться в профессию, чтобы спасти своего друга (Роберт Де Ниро) от арабского шейха. «Профессионал» — не самый типичный фильм в карьере Стэйтема. Это мрачное кино о разборках спецслужб и масштабных политических конфликтах, основанное на одноименной книге (ее, впрочем, не раз критиковали за недостоверность): поэтому вначале зрителя грузят экспозицией про войну в Дофаре и подразделения Особой воздушной службы Британии. Проблема в том, что сюжет быстро закольцовывается. Герой Стэйтема и его напарники отправляются на дело, убивают человека — и начинают по новой. От шпионского флера и напряженного политического триллера не остается и следа.

30

«Механик» (2010)

Старомодный экшен

-16

Ремейк крепко сваренного триллера 1972 года с Чарльзом Бронсоном про киллера, который подстраивает чужие смерти. В отличие от авантюрного оригинала, фильм Саймона Уэста — брутальный боевик. Артур Бишоп — человек чести и правил: он действует по строгому профессиональному кодексу, держит свой дом в полной чистоте, а после каждого задания садится на кресло и слушает любимые пластинки. Его размеренную жизнь нарушает сын последней жертвы главного героя — и так картина превращается в парадоксальную историю про ученика и учителя в духе «Смерть скачет на коне». Сцены убийств здесь — далеко не самая сильная часть.

29

«Неудержимые 2» (2012)

Все легенды боевиков в сборе

-17

Классик экшен-фильмов 1990-х и начала 2000-х Саймон Уэст сразу понял, чего не хватает франшизе, и привнес в фильм несколько абсурдных, но ярких трюков. Здесь Джейсон Стэйтем таранит боевой вертолет на мотоцикле, а Жан-Клод Ван Дамм убивает человека, загнав ему нож в сердце ногой. Количество звезд тоже выросло в геометрической прогрессии, так что даже когда на экране ничего не происходит, очередное появление Чака Норриса или Арнольда Шварценеггера захватывает зрительское внимание. Пускай фильм бесстыдно застрял в прошлом — в нем есть пара обаятельных эпизодов, которые сложно забыть даже через годы после просмотра.

28

«Последний рубеж» (2013)

Джейсон Стэйтем против Джеймса Франко

-18

Боевик по сценарию Сильвестра Сталлоне мог бы легко затеряться в каталоге экшен-фильмов про мстящих мужчин. Но в «Последнем рубеже» есть несколько деталей, которые превращают кино в милую жанровую безделушку. Главный злодей — наркодилер по кличке Аллигатор в исполнении Джеймса Франко. Его вражеский дуэт с Джейсоном Стэйтемом выглядит крайне дико: пока один картинно морщит брови и сверкает мускулами, другой активирует режим безудержной лицевой мимики и просто наслаждается ролью отбитого негодяя. Да и действие разворачивается в нетипичной для боевиков локации — в Луизиане, так что пацанские разборки происходят на фоне болот, лесов и старых амбаров. По крайней мере, во всем этом есть какая-то жизнь.

27

«Защитник» (2012)

У нас есть «Леон» дома

-19

Герой Стэйтема спасает девочку из лап китайской мафии: все потому, что у ребенка феноменальная память и ее использовали как хранилище для базы преступных данных. Броская тематика нью-йоркских триад и строгая, словно поставленная по учебнику, жанровая режиссура Боаза Якина позволяют фильму вырваться за рамки VOD-боевика: экшен здесь настолько приземленный и брутальный, что каждый удар и выстрел по протагонисту выглядят как летальные. Впрочем, сюжет постепенно сводится к одному невзрачному шаблону: это знакомая история про одиночку, который вынужден заботиться о ребенке.

26

«Лондон» (2005)

Самая театральная роль Стэйтема

-20

Самый странный фильм в карьере актер. Каким-то чудесным образом он попал в разговорный ромком о наркодилере (Крис Эванс), который никак не может забыть бывшую. Герой отправляется на вечеринку, где должна появиться возлюбленная, и берет с собой клиента — зависимого от кокаина банкира (собственно, Джейсон Стэйтем). Большую часть времени персонажи отсиживаются в туалете и обсуждают все на свете: от научных опытов над кроликами до поиска бога. Как ни странно, британский актер чувствует себя вполне спокойно: после работы с Гаем Ричи он, кажется, научился с невозмутимым лицом произносить даже самые смешные реплики — поэтому разбавляет сентиментальный сюжет парочкой удивительно острых шуток.

25

«Перевозчик 2» (2005)

Супергеройское кино о смертельном вирусе

-21

Сиквел превратил наивный европейский боевик в супергеройское кино. Пейзажи солнечной Франции сменились городскими ландшафтами Майами. А в истории стал фигурировать смертоносный вирус: если не остановить злодеев, вымрет все население планеты. Масштаб экшена тоже вырос: Джейсон Стэйтем в машине скачет по зданиям, а когда оказывается на ногах, разносит помещения гранатами и пулеметами. Парадоксально, но такой «апгрейд» идет франшизе не на пользу. «Перевозчик 2» легко смешивается в одну кучу с другими громкими и шумными блокбастерами нулевых. Тогда как первый фильм сохраняет свой собственный голос: это чудаческое переосмысление нуара с клиповой съемкой 2000-х.

24

«Мег 2: Бездна» (2023)

Иногда они возвращаются

-22

Режиссер хулиганских хорроров Бен Уитли взялся спасать зрителей от очередного утомительного нападения акулы. Возможно, вторая часть и не выводит серию на удобоваримый уровень, но хотя бы добавляет капельку абсурда. Здесь авторы уже спорят с законами физики: Джейсон Стэйтем на многокилометровой глубине без скафандра проплывает несколько метров — и умудряется не лишиться легких от давления. А финал картины и вовсе отдает китчевыми ужастиками студии Troma: режиссер откровенно упивается тем, как Мег и гигантский осьминог нападают на пляж, полный людей. Жаль, что это лишь несущественная часть фильма.

23

«Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019)

Те самые два друга на задней парте

-23

Спин-офф про двух самых ярких персонажей «Форсажа» грозил стать лучшим фильмом серии. Получилась первая картина франшизы, которая удерживает у экрана не экшеном, а умилительно токсичной химией между двумя протагонистами. Пока Дэвид Литч играет с компьютерными модельками и пытается сделать из Идриса Эльбы кинокомиксового злодея, Дуэйн Джонсон и Стэйтем просто развлекаются в кадре: унижают друг друга, дерутся и сверкают мускулами. Про двух этих персонажей можно было снять камерную комедию. Без взрывов, нелепых погонь и сюжетных поворотов из мыльных опер — смешное разговорное кино без изысков о том, как злейшие враги становятся лучшими друзьями.

22

«Перевозчик 3» (2008)

Стэйтем танцует стриптиз

-24

Если «Перевозчик 2» стал жертвой непомерных амбиций и голливудизации, то триквел, наоборот, покорно откатился к заводским настройкам. Герою Джейсона Стэйтема снова предстоит спасать девушку (на этот раз обаятельную украинку), светить голым торсом на фоне живописной Ривьеры и гонять по французским улочкам. Изобретательного экшена хватает: чего стоят сцены с прыжком машины на крышу движущегося поезда или драка, во время которой герой разносит врагов с помощью пиджака. Но запоминается все-таки не это, а ставший мемом эпизод стриптиза.

21

«Шпион» (2015)

SNL-комедия про самого странного спецагента

-25

В 2010-е Стэйтем окончательно сосредоточился на создании образа маскулинного мстителя. Возможно, именно поэтому его роль в «Шпионе» до сих пор вызывает восторг. Режиссер Пол Фиг буквально отзеркалил предыдущих персонажей актера: в шпионском боевике Джейсон до смешного крутой. Он редко участвует в экшене, зато много говорит. Например, о том, как его девушку выбросили из самолета в турбину другого самолета. Или как он вытаскивал у себя осколки из глаз. И пробовал 197 сортов яда. В сравнении с этим гэгом другие шутки «Шпиона» мгновенно меркнут: тогда-то и становится понятно, что перед нами ладно скроенная, но лишенная чувства меры SNL-комедия — на каждую удачную придумку здесь пять промахов.

20

«13» (2009)

«Игра в кальмара» по-европейски

-26

Грузинский режиссер Гела Баблуани переснял собственный одноименный триллер про турнир по русской рулетке с голливудскими актерами: Микки Рурком в роли беспечного стрелка, Майклом Шенноном в образе экспрессивного ведущего и Александром Скарсгардом в знакомом амплуа дуболома. Стэйтем же перевоплотился в плохого парня, который постоянно отправляет своего брата на смертельные игры и готов на все ради денег. Актер очень органично смотрится в роли лощеного пижона. А вот сам фильм проигрывает оригиналу: это скомканный пересказ дикой истории, который явно искромсали продюсерские ножницы. Да и сам автор-европеец наивно полагал, что сможет превратить томный триллер в голливудский аттракцион.

19

«Неудержимые» (2010)

Ветераны рвутся к власти

-27

Пестрый, шумный и избыточный оммаж мачистским 1980-м поначалу может раздражать своей наивностью и безудержным пафосом. Но через полчаса просмотра того, как крутые герои в кожанках колесят на ревущих байках и проводят свободное время в рокерских барах, невольно начинаешь и сам верить в эту пацанскую романтику. А когда стартует экшен, окончательно перестаешь анализировать происходящее на экране. Как здорово, что все они здесь сегодня собрались — и попытались свергнуть очередного тирана-диктатора в южноамериканской стране.

18

«Эффект колибри» (2012)

Нуар-перевертыш о ПТСР

-28

Бездомный ветеран Афганистана попадает в квартиру, оставленную почти на год без хозяина, и начинает новую жизнь. Он знакомится с сестрой милосердия, устраивается работать в китайский ресторан мойщиком посуды. Сюжет этого неонуарного боевика сильно отличается от большинства картин из фильмографии актера. Все потому, что «Эффект колибри» снял и написал любитель жанровых перевертышей Стивен Найт. В сценарии полно штампов: депрессивный ветеран, продажные копы, месть за убийство возлюбленной и даже торговля людьми. Но автору удается направить историю в дебри мрачного триллера: вязкого, неспешного и исследующего людей, которые носят маски и меняют личности как перчатки. Возможно, обсуждать этот фильм гораздо интереснее, чем его смотреть, — но актерский эксперимент Стэйтема точно удался.

17

«Ограбление на Бейкер-Стрит» (2008)

Лысый обносит очередной банк

-29

Фильм-ограбление по реальным событиям: в 1971 году кто-то арендовал помещение пустующего магазина, прорыл тоннель к рядом стоящему хранилищу и украл 1,5 миллиона фунтов. Полиция задержала подозреваемых, но, согласно легенде, настоящие виновные все еще бродят на свободе. У Стэйтема тут неожиданно приземленная роль. Он предстает в образе простого работяги, который идет на преступление ради лучшей жизни. Несмотря на авантюрный жанр, авторы не заигрывают со зрителем: план ограбления здесь предельно реалистичный и очень далек от уловок друзей Оушена, а экшен лишен голливудского лоска. Как ни странно, эта эстетика очень подходит Стэйтему: в декорациях серого и безрадостного Лондона его герои как влитые.

16

«Хаос» (2005)

Запутанный фильм-ограбление

-30

Группа преступников во главе с Лоренцом (Уэсли Снайпс) врывается в банк и берет заложников. Банда требует связать их с переговорщиком — детективом Коннерсом (Стэйтем). Когда спецназ заходит в здание, бандиты мгновенно скрываются, не забрав ни единого цента. Странная история про ограбление банка оборачивается диким WTF-триллером, который бомбардирует зрителя твистами. В лучших традициях 2000-х у большинства героев есть двойные интересы, а самые бравые стражи порядка на поверку оказываются предателями. Стэйтему отлично удается роль детектива с моральной червоточиной: жаль, что с каждым годом он стал все реже играть столь парадоксальных персонажей и сосредоточился на молчаливых мстителях.

15

«Война» (2007)

Криминальный боевик с сюрпризом

-31

На первый взгляд, полицейский боевик с Джетом Ли и Джейсоном Стэйтемом может удивить только кастом. Сюжет очень долго разгоняется и концентрируется вокруг не самого оригинального противостояния триад, якудз и американских правоохранителей. Но во второй половине истории зрителей ждет много сюрпризов. На смену томительной детективной линии приходит разудалое gun-fu, а твисты все больше напоминают сюжетные выкрутасы из эксцентричных боевиков вроде «Без лица». И да, это значит, что в процессе просмотра ваше отношение к герою Джейсона Стэйтема будет развиваться от любви до ненависти и обратно.

14

«Револьвер» (2005)

Недооцененный философский нуар

-32

Сложно не поддаться обаянию фильма, который позиционирует себя как эзотерический каббалистический нуар. Но еще сложнее — оторвать взгляд от Джейсона Стэйтема с роскошной шевелюрой и густыми усами. Это кино вообще очень старательно пускает пыль в глаза: Гай Ричи как будто сознательно перегружает скомканным пересказом восточной философии, разговорами о шахматах и пространными фрейдистскими монологами героев. А заодно ослепляет ярким неоном и запутывает нелинейным монтажом. Пускай смысла во всем этом фильме ненамного больше, чем в трехчасовых записях ночных аффирмаций, зато «Револьвер» — то редкое кино, что подкупает наглостью. Эдакий карточный фокус, который не особо и хочется разгадывать: гораздо приятнее смотреть, как тебя просто водят за нос.

13

«Сотовый» (2004)

Бойкий триллер про тех, кто на связи

-33

Фильм от завязки и до финала движется на силе роскошного — иначе не сказать — хай-концепта. Похищенная женщина Джессика (Ким Бейсингер) дозванивается до случайного человека через разбитый домашний телефон. Волею судеб спасителем оказывается беспечный тусовщик в исполнении Криса Эванса.

Фильм написан по всем канонам голливудского сценария: каждая сцена — новый поворот и подъем на американских горках. Если у главного героя садится телефон, он не раздумывая грабит сотовый салон и тем самым превращает картину в триллер про ограбление. А если в пробке сигнал пропадает, герой Эванса устраивает адреналиновые гонки по бордюрам. Не так важно, что Стэйтема тут довольно мало: он играет злодея, который каждые десять минут исправно проверяет Джессику на закрытом чердаке. Главное, что сам фильм — незабываемое жанровое баловство.

12

«Гнев человеческий» (2021)

Остроумная экранизация волчьих цитат

-34

Вдоволь наигравшись со смешными и нелепыми гангстерами, Гай Ричи решил снять брутальный мужской боевик без намека на иронию по мотивам французского боевика «Инкассатор». У Стэйтема снова роль тихони с сюрпризом: довольно быстро выясняется, что простой сотрудник инкассаторской службы — на самом деле глава преступного синдиката, движимый жаждой мести. Но так как сам фильм снят по-пижонски и с пафосом (с делением на главы и долгими однокадровыми эпизодами), персонаж не выглядит кринжово: он само олицетворение возмездия и злобы. Стэйтем откровенно наслаждается каждым напыщенным диалогом героя: неважно, что он говорит, — главное, что звучит круто.

11

«Форсаж 8» (2017)

Торетто гоняется с подводной лодкой

-35

Одна из самых диких частей «Форсажа» делает все, чтобы зритель не заскучал во время просмотра: семья Торетто удирает на скоростных машинах по льду от подлодки, Хоббс и Шоу устраивают масштабный побег из тюрьмы, а протагонист всей франшизы — Доминик — неожиданно примеряет на себя роль злодейской пешки. Бонус-трек для фанатов Стэйтема: уморительная сцена, где его (анти)герой одной рукой убивает толпы врагов, а другой тащит младенца в люльке-переноске. В отличие от неровной, но искренней и трогательной седьмой части, этот фильм страдает синдромом отличника. Создателям так хочется поразить публику, что они стреляют из всех пушек и забывают о главном правиле: если показывать на экране безумные погони и взрывы каждые пять минут, к финалу аудитория пресытится.

10

«Форсаж 7» (2015)

Семейная драма про прощание

-36

Финальная часть «Форсажа» с Полом Уокером не скупится на эффектные сцены. Любители сентиментальных прощаний пустят слезу на финале, где Доминик и Брайн разъезжаются в разные стороны. А ценители безумного экшена несколько раз пересмотрят эпизоды с прыжками на машине по небоскребам. У всех остальных не останется выбора: им придется наблюдать за роскошным антагонистом Декардом Шоу в исполнении Стэйтема. Он открывает фильм однокадровой проходкой по уничтоженной больнице и тем самым невольно сразу вызывает ассоциации с Джокером Хита Леджера. Аналогию подтверждает и безумная финальная сцена: в ней Торетто напоминает о главном принципе уличных драк, где всегда побеждает улица, — и дерется с Шоу на обломках машин с помощью гаечных ключей. Стэйтему не надо стараться: в чопорном костюме и с фирменной хрипотцой он уже идеальный злодей.

9

«Ограбление по-итальянски» (2003)

Триллер про мгновенную карму

-37

Разудалый heist-movie Ф. Гэри Грея использует талант Джейсона Стэйтема по назначению: актер играет ловеласа-водителя, который уверенно чувствует себя и на крутых поворотах, и наедине с женщинами. В остальном это чуть менее удачная версия «Одиннадцати друзей Оушена»: банда обманутых неудачников использует дикие технологии вроде микрокамер и пальчиковых взрывчаток, чтобы провернуть дело. При создании авторы вдохновлялись «Идентификацией Борна» и «Французским связным», так что на экране хватает напряженных погонь, а большинство трюков актеры выполняют самостоятельно. Эталонное кино 2000-х, когда трава была зеленее, машины — круче, а преступники — обаятельнее.

8

«Перевозчик» (2002)

Достойный батя-боевик с французским флером

-38

Сейчас франшиза ассоциируется с маскулинным лысым водителем, который раскидывает врагов при помощи дверцы машины, но первая часть была сделана совершенно иначе. Фрэнк Мартин — еще один нуарный персонаж в карьере Стэйтема. Он не задает вопросов, молчаливо выполняет работу и приезжает на точку с секундной точностью. Разумеется, пока не встречает девушку.

С первых минут в фильме явно прослеживается бессоновский стиль (режиссер «Такси» и «Пятого элемента» выступил сценаристом): актеры вечно норовят уткнуться в камеру лицом, а в погонях часто проявляются элементы слэпстика. Однако главное достоинство «Перевозчика» — наличие постановщика Кори Юэня. Он привносит эстетику гонконгских экшен-комедий: благодаря нему фильм заполучил поистине гениальную сцену, где герой Стэйтема дерется с врагами на масляном полу. Этот эпизод лучше всего, что было во франшизе и до, и после.

7

«Костолом» (2001)

Трогательная тюремная комедия про футбол

-39

Бывший капитан английской футбольной команды Дэнни Минихан (Винни Джонс) попадает в тюрьму и соглашается поучаствовать в полупрофессиональных соревнованиях. Ему нужно сколотить состав из воров, рецидивистов и, что важнее, безумного вратаря Монаха (Джейсон Стэйтем). «Костолом» явно подражает ранним комедиям Гая Ричи: в касте — знакомые лица из «Карты, деньги, два ствола» и «Большого куша», в центре сюжета — криминальные разборки, а все диалоги испещрены черным юмором, кокни и нецензурной бранью. Правда, в остальных аспектах фильм гораздо проще. Это классическая спортивная комедия про исправление, которая развивается ровно так, как от нее ожидаешь, поэтому в пантеоне британских криминальных фильмов «Костолом» скорее сидит на скамейке запасных.

6

«Противостояние» (2001)

Милейший боевик про двойников

-40

В мультивселенных энергия распределена между разными версиями одного и того же человека. Если кто-то умирает, оставшиеся копии обретают чуть больше сил. Этим правилом руководствуется злобный киллер Юло (Джет Ли): он уничтожил почти всех своих двойников из других миров — и скоро превратится в могущественное божество.

Чудаковатый сюжет про мультивселенные неплохо сохранился даже спустя 24 года: никакого фансервиса — просто искреннее дурачество с концепциями параллельных миров, где силы распределяются как очки в игре. А может быть, все дело в Джете Ли. Китайский актер играет сразу две роли: киллера Юла, который бегает по стенам и уворачивается от пуль, и наивного полицейского Гейба. Когда оба персонажа встречаются на экране, откровенно забываешь про огрехи фильма. К слову, Джейсон Стэйтем здесь еще не стал звездой, поэтому он выполняет важную функцию груши для битья: антагонист исправно отправляет героя в нокаут, чтобы схлестнуться в очередной драке со своим добрейшим и милейшим двойником.

5

«Адреналин: Высокое напряжение» (2009)

Сиквел, которому можно все

-41

Продолжение «Адреналина» — еще более необъяснимый феномен, чем первый фильм. С одной стороны, режиссеры Марк Невелдайн и Брайан Тейлор пошли проверенным путем: вооружившись ручной камерой, они снова отправили Джейсона Стэйтема бегать голышом по улицам Лос-Анджелеса и совершать безумные трюки. Вот только на этот раз у авторов, кажется, было больше творческого контроля, поэтому фильм больше напоминает китчевый боевик в духе «Токсичного мстителя».

Даже если не учитывать оскорбительные шутки над меньшинствами и людьми с синдромом Туретта, в картине хватает дичи: взять хотя бы невероятно долгую сцену секса на ипподроме или финальную перестрелку с антагонистом — буквально головой в аквариуме. Но лучший момент происходит в середине. Во время сражения с очередным соперником Чев Челиос падает на трансформаторную будку, и драка неожиданно превращается в stop-motion-дуэль двух антропоморфных кайдзю в духе «Годзиллы» — объяснения не нужны, достаточно просто наслаждаться.

4

«Смертельная гонка» (2008)

Пубертатный боевик про тачки

-42

Пол У. С. Андерсон больше известен как человек, который подарил миру не очень точную, но самую популярную экранизацию «Обители зла». При этом у режиссера есть и более удачный опыт адаптаций: в 2008 году он переснял фильм про гонки на выживание (оригинал 1975-го продюсировал сам Роджер Корман) — и вышло вполне пристойно. Градус мачизма здесь экстремально высокий: герой Стэйтема ездит на машине со встроенными пушками и броней, подбирает на трассе бонусы и покрывает лицо бледной маской — вроде тех, что носят убийцы из слэшеров. А еще не забывает ухлестывать за женщиной-штурманом с выразительным декольте. Иногда во время экшена сложно разобрать происходящее: и монтаж, и движения камеры у Пола У. С. Андерсона исправно хаотичные. Но важно ли это, когда гигантские машины снова оказываются на трассе и пытаются уничтожить друг друга самыми изощренными способами? Это кино — буквально мечта подростка 2000-х. За это и ценим.

3

«Большой куш» (2000)

Дерзкий анекдот Гая Ричи

-43

После успеха «Карты, деньги, два ствола» режиссер решил снять примерно еще одну хлесткую криминальную комедию: с параллельно развивающимися сюжетными ветками, черным юмором и обаятельными чудаковатыми героями. Что Турецкий (Джейсон Стэйтем), что инфантильный боксер Микки (Брэд Питт), что, наконец, Борис Бритва — герои экстра-класса, за которыми хочется следить с первой минуты. Добавить к этому россыпь легендарных цитат про песиков и Мэри Поппинс — получится идеальное народное кино, о котором будут вспоминать целые поколения.

Гай Ричи, выросший в благополучной семье, удивительно тонко чувствует своих персонажей из криминальной среды — и, как ни странно, искренне любит каждого, даже самого недалекого. Именно поэтому «Большой куш» работает надежно, как швейцарские часы: все сюжетные линии идут рука об руку и толкают друг друга к общему обрыву. Смущает в фильме лишь одно: тот же самый трюк Ричи проделал в дебюте. И там, как ни странно, смелости и экспериментаторства было больше.

2

«Адреналин» (2006)

Революционный цифровой боевик

-44

Один из главных экшенов нулевых постоянно крутили по телевидению, поэтому у российских миллениалов и зумеров многие сцены наверняка засели в подкорке. Если пересмотреть «Адреналин» сейчас, можно приятно удивиться: это авторский и во многом авангардный боевик. Марк Невелдайн и Брайан Тейлор дерзко играют с монтажом: грязное цифровое изображение плющится, разрывается на части и перекрашивается кислотными фильтрами — так авторы передают предсмертное состояние героя, которому отчаянно нужна очередная доза адреналина.

Сам экшен больше напоминает компиляцию лучших моментов «Чудаков»: главный герой падает с вертолета, ездит голышом на байке и вылетает из лобового стекла автомобиля. Боевик предвосхитил время: на экране постоянно что-то происходит, взрывается и шумит — что это, если не предсказание эпохи СДВГ и быстрой информации? Словом, первый полнометражный TikTok.

1

«Карты, деньги, два ствола» (1998)

Криминальная комедия в стиле шапито

-45

Первый фильм Гая Ричи стал определяющим не только для режиссера, который сделал себе имя на криминальных комедиях с запутанным многоуровневым сюжетом, но и для исполнителя главной роли — дебютанта в полнометражном кино Джейсона Стэйтема. Кто мог предположить, что спортсмен, стартовавший с персонажей уличных торгашей и хитрых дельцов, станет главной экшен-звездой нового поколения?

«Карты, деньги, два ствола» принято считать подражанием ранним тарантиновским картинам. Отчасти это правда: Ричи с таким же упоением перемешивает сюжетные линии и наслаждается не столько перестрелками, сколько болтовней — об оружии, пиве и счастливой жизни, которая ждет за горизонтом. Но, в отличие от «Бешеных псов» и «Криминального чтива», которые слеплены из любимых фильмов Тарантино, «Карты, деньги, два ствола» — кино особой выделки. Уже здесь Ричи использует абсолютно все приемы из музыкальных клипов и рекламы. И превращает свой полнометражный дебют в симфонию: сбивчивую, грубую и отдающую британским панком. А маскотом непричесанных лондонских улиц становится Джейсон Стэйтем: его персонаж — маленький человек, который постоянно идет на риск. Судьба вставляет герою палки в колеса в лице головорезов, стражей порядка и бедности, но, как известно, фортуна улыбается самым упрямым. И, в случае комедий Ричи, неисправимым придуркам.

Автор: Владислав Шуравин

Иллюстрация: Ася Соколова