В российский прокат выходит «Мастер» — новый боевик, где Джейсон Стэйтем примеряет на себя очередную профессию и мстит злодеям. Мы пересмотрели все фильмы с британским актером и рассортировали их от худшего к лучшему. Будьте осторожны: во время прочтения материала есть риск преисполниться и начать говорить исключительно волчьими цитатами.
Стэйтем снимается много и часто, и в этом рейтинге мы оценили каждую его работу с небольшими исключениями. В список не попали две ленты — «Гномео и Джульетта» и «Соучастник». В первом случае актер поучаствовал только в озвучке, а вот в триллере Майкла Манна у звезды поразительно скромная эпизодическая роль: он играет мужчину, который передает в аэропорту сумку герою Тома Круза.
Это авторский рейтинг, и мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
44
«Неудержимые 4» (2022)
Позорное возвращение любимых героев
Четвертая часть «Неудержимых» — не просто самый слабый фильм франшизы, но и, возможно, одна из худших картин в карьере каждого участника звездного каста. Крутые вояки из отряда Сильвестра Сталлоне изменились до неузнаваемости: теперь они со слезами на глазах вспоминают былые подвиги и жалуются на панические атаки. А когда умирает их глава — Барни Росс, — заунывно по нему скорбят и зачем-то носят с собой обожженную руку лидера. И это еще самая смотрибельная часть фильма.
Настоящий ужас начинается во время экшена: в боевике за 100 миллионов появляются дешевые компьютерные эффекты 2000-х и мельтешащий монтаж, из-за которого невозможно разобрать происходящее, а половину хронометража вместо звезд на экране находятся каскадеры. Создатели проделали огромную работу. Ведь нужно постараться, чтобы снять фильм, где Джейсон Стэйтем, Тони Джа и Дольф Лундгрен выглядят как найденные на LinkedIn их дешевые двойники.
43
«Во имя короля: История осады подземелья» (2006)
Непреднамеренная пародия на фэнтези-боевики
Гений плохого кино Уве Болл снял фильм по видеоигре Dungeon Siege, где Джейсон Стэйтем играет рыцаря по кличке Фермер, — что может быть страннее? Дорогущий, но неудачный фэнтези-боевик напоминает кальку с «Властелина колец»: начиная от сюжета про волшебное путешествие и заканчивая NPC-врагами, внешне напоминающими назгулов. Большую часть хронометража герои просто бродят по однообразным лесным локациям и размышляют о судьбе королевства. Но иногда сквозь экран пробивается настоящее веселье: герой Джейсона Стэйтема повсюду носит с собой бумеранг — возможно, самое нелепое оружие в истории жанра.
42
«Неудержимые 3» (2012)
Неудачная ротация ветеранов жанра
В попытке угнаться за молодой аудиторией авторы «Неудержимых» поменяли рейтинг фильма с R на PG-13, поэтому с экрана пропали сочный мат и кровавые убийства. Это особенно удивительное решение, если учесть, что франшиза создавалась для ностальгирующих по олдскульным боевикам мужчин за 40. К этому фильму серия удивительным образом скатилась в детские перестрелки, где все пули пролетают мимо героев. Второе предательство фанатов последовало откуда не ждали. Состав значительно омолодили, и в кадре стали чаще мелькать Глен Пауэлл, Келлан Латс и другие подрастающие звезды жанра. Оно бы и хорошо, но зрители явно покупали билеты ради ветеранов вроде Слая, Стэйтема и Лундгрена.
41
«Пчеловод» (2024)
Стэйтем выясняет, что там с деньгами
Брутальный пчеловод Адам Клэй мстит телефонным мошенникам, которые довели пожилую соседку до самоубийства. Завязка могла бы лечь в основу самоироничного и китчевого экшена, но режиссер Дэвид Эйр решил пойти простым путем: снял серьезный боевик о мести. Вопреки названию Стэйтем не использует пчел в качестве орудия убийства, в основном в бой идут знакомые пистолеты-автоматы или кулаки. Похвастаться фильм может лишь брутальностью и цинизмом. В отличие от большинства экшен-героев, Адам Клэй не чурается отрезать врагам конечности и давить злодеев кабинами лифтов. Так что во время просмотра какой-никакой kill-count фанатам жанра обеспечен.
40
«Механик: Воскрешение» (2016)
Новые похождения киллера-загадки
После финала первого фильма Артур Бишоп (Джейсон Стэйтем) залег на дно в Рио-де-Жанейро и взял говорящий псевдоним Сантос. Но прошлое настигает мужчину: герою нужно подстроить смерть еще троих людей. Если первый «Механик» был размеренным экшеном, то «Воскрешение» — классический батя-боевик: с сексуализированной девушкой в беде (Джессика Альба), крутыми мужчинами, бесконечно долго обсуждающими оружие, и эпичным протагонистом, способным на все. Он может отправиться в малазийскую тюрьму и убить человека с помощью змеиного яда. Или забраться на небоскреб и устранить жертву, проделав дыру в бассейне на крыше. Собственно, ради этих двух сцен и существует весь фильм.
39
«Призраки Марса» (2001)
Забытый хоррор мастера ужасов
Спорный космохоррор Джона Карпентера сначала возненавидели, а спустя годы нарекли культовым. Это не просто фильм, а капсула времени из 2000-х. На протяжении полутора часов герои бегают по пустынным ландшафтам и прячутся от духов, которые вселились в тела беззащитных шахтеров: обезумевшие работяги изуродовали себя и теперь больше напоминают вокалистов метал-групп. Особенно кринжовым получился Стэйтем: всю первую половину фильма его герой буквально одержим желанием заняться с кем-нибудь сексом. Возможно, поэтому на экшен-сцены его персонажа уже не хватает.
38
«Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» (2024)
Творческая неудача Гая Ричи
Коллаборация Стэйтема и Ричи, как правило, исправно приводила к хорошему результату: но на «Фортуне» что-то поломалось. На весь фильм здесь от силы пара полноценных экшен-сцен, поэтому и герой Джейсона Стэйтема не успевает раскрыться — а все пацанские цитаты и хлесткие шуточки у него отбирает Обри Плаза. Фильм выглядит несколько блеклым: сюжет будто собран алгоритмами для очередного эксклюзивного боевика Netflix (секретное оружие? злодеи из СНГ? спасение мира?), а кино тонет под весом плохих каламбуров и бесконечных обменов колкостями — режиссер просто не знает, когда остановиться.
37
«Сделай погромче» (2000)
Заурядная уличная драма
Амбициозная музыкальная драма про рэп затерялась на фоне более удачных картин вроде «8 мили» или «Ребят с улицы» — и вполне справедливо. Кино не раскрывает ни одну из тем: рэперы здесь показаны стереотипно, разборки — грязно, да и персонажи вторичные. Даже Стэйтем в роли харизматичного бандита выглядит как унылая копия самого себя из работ Гая Ричи: в нем нет ни малейшего намека на иронию. Собственно, во всем фильме тоже.
36
«Мег: Монстр глубины» (2018)
Беззубый боевик про акулу
Можно ли снять парадоксально скучный фильм о противостоянии гигантской доисторической акулы и лысого англичанина? Оказывается, да. Хай-концепт — главное и, возможно, единственное достоинство фильма. Большая часть сюжета разворачивается под водой, где герои удирают от мегалодона на нарисованной лодке. Параллельно персонал гигантской морской станции тоже отбивается от кровожадного существа. В этом удивительно серьезном фильме нет места даже для малейшей шутки, и только когда два величайших существа планеты — Стэйтем и Мег — сталкиваются лбами, на экране возникает зрелище. Длится это, правда, от силы пять минут.
35
«Паркер» (2012)
Вор, убийца и романтик
Профессиональный вор Паркер придерживается строгого морального кодекса: он не убивает без причины и всегда держит слово. Впрочем, его напарники не обременены подобными ориентирами, поэтому довольно быстро оставляют героя умирать на обочине. После бодрой сцены ограбления (в ней фигурируют клоуны и Стэйтем в облачении священника) фильм застревает на мучительно медленном сюжете про месть. Но есть и достоинства — здесь неожиданно милая романтическая линия о любви Паркера и местного риелтора в исполнении Дженнифер Лопес. Это в очередной раз доказывает, что Стэйтема надо почаще снимать в образе героя-любовника.
34
«Шальная карта» (2014)
Лысый заряжает колоду
Бывший военный Ник Уайлд выходит на тропу мести, когда его подругу избивает богач. Может показаться, что с этого момента герой Стэйтема будет громить казино и раскидывать толпы врагов, но это не так. После бодрого начала режиссер Саймон Уэст отправляет зрителя в клоаку Вегаса: герой долго играет в казино, борется с внутренними демонами и решает, как ему прожить свою жизнь. Фильм как будто не может определиться, чем он хочет быть — взрывным боевиком или нуаром о запутавшемся мужчине с лудоманией. Это одна из немногих картин в фильмографии актера, где он выглядит ранимым и неуверенным. Но смотреть стоит только самым верным фанатам Стэйтема.
33
«Форсаж 10» (2023)
Бесславное возвращение саги
Десятая часть семейной саги Доминико Торетто по описанию тянет на жанровый шедевр: Джейсон Момоа в роли местного Джокера, гигантская бомба, которая катится по Ватикану, и машины со встроенными пушками. Однако фильм становится жертвой поп-культурных трендов. Вин Дизель превращает картину в большой ностальгический капустник: фильм воспроизводит несколько сцен из старых частей, представляет антагониста, который связан родственными связями с прошлыми злодеями, а финал и вовсе обрывается на полуслове — продолжения придется ждать несколько лет. У одного из самых обаятельных персонажей серии, Шоу, здесь крайне скромная роль: герой Джейсона Стэйтема появляется на экране на пару минут.
32
«Без компромиссов» (2011)
Кошки-мышки с маньяком
Бескомпромиссный коп (Стэйтем) гоняется за серийником (Эйдан Гиллен), который убивает полицейских, — уже эта завязка помогает фильму прыгнуть выше большинства боевиков из фильмографии актера. Лента развивается ровно так, как и ожидается: действие разворачивается на безрадостных и мрачных улицах Лондона, герои размышляют о законе и беззаконии, а харизматичный антагонист ожидаемо перетягивает на себя все внимание. Обходится без сюрпризов, поэтому ближе к середине сюжет начинает утомлять. Но противостояние персонажей Стэйтема и Гиллена — одна из причин, по которой фильм все же хочется досмотреть.
31
«Профессионал» (2011)
Мрачный экшен про военных
Бывший наемный убийца Дэнни Брайс вынужден вернуться в профессию, чтобы спасти своего друга (Роберт Де Ниро) от арабского шейха. «Профессионал» — не самый типичный фильм в карьере Стэйтема. Это мрачное кино о разборках спецслужб и масштабных политических конфликтах, основанное на одноименной книге (ее, впрочем, не раз критиковали за недостоверность): поэтому вначале зрителя грузят экспозицией про войну в Дофаре и подразделения Особой воздушной службы Британии. Проблема в том, что сюжет быстро закольцовывается. Герой Стэйтема и его напарники отправляются на дело, убивают человека — и начинают по новой. От шпионского флера и напряженного политического триллера не остается и следа.
30
«Механик» (2010)
Старомодный экшен
Ремейк крепко сваренного триллера 1972 года с Чарльзом Бронсоном про киллера, который подстраивает чужие смерти. В отличие от авантюрного оригинала, фильм Саймона Уэста — брутальный боевик. Артур Бишоп — человек чести и правил: он действует по строгому профессиональному кодексу, держит свой дом в полной чистоте, а после каждого задания садится на кресло и слушает любимые пластинки. Его размеренную жизнь нарушает сын последней жертвы главного героя — и так картина превращается в парадоксальную историю про ученика и учителя в духе «Смерть скачет на коне». Сцены убийств здесь — далеко не самая сильная часть.
29
«Неудержимые 2» (2012)
Все легенды боевиков в сборе
Классик экшен-фильмов 1990-х и начала 2000-х Саймон Уэст сразу понял, чего не хватает франшизе, и привнес в фильм несколько абсурдных, но ярких трюков. Здесь Джейсон Стэйтем таранит боевой вертолет на мотоцикле, а Жан-Клод Ван Дамм убивает человека, загнав ему нож в сердце ногой. Количество звезд тоже выросло в геометрической прогрессии, так что даже когда на экране ничего не происходит, очередное появление Чака Норриса или Арнольда Шварценеггера захватывает зрительское внимание. Пускай фильм бесстыдно застрял в прошлом — в нем есть пара обаятельных эпизодов, которые сложно забыть даже через годы после просмотра.
28
«Последний рубеж» (2013)
Джейсон Стэйтем против Джеймса Франко
Боевик по сценарию Сильвестра Сталлоне мог бы легко затеряться в каталоге экшен-фильмов про мстящих мужчин. Но в «Последнем рубеже» есть несколько деталей, которые превращают кино в милую жанровую безделушку. Главный злодей — наркодилер по кличке Аллигатор в исполнении Джеймса Франко. Его вражеский дуэт с Джейсоном Стэйтемом выглядит крайне дико: пока один картинно морщит брови и сверкает мускулами, другой активирует режим безудержной лицевой мимики и просто наслаждается ролью отбитого негодяя. Да и действие разворачивается в нетипичной для боевиков локации — в Луизиане, так что пацанские разборки происходят на фоне болот, лесов и старых амбаров. По крайней мере, во всем этом есть какая-то жизнь.
27
«Защитник» (2012)
У нас есть «Леон» дома
Герой Стэйтема спасает девочку из лап китайской мафии: все потому, что у ребенка феноменальная память и ее использовали как хранилище для базы преступных данных. Броская тематика нью-йоркских триад и строгая, словно поставленная по учебнику, жанровая режиссура Боаза Якина позволяют фильму вырваться за рамки VOD-боевика: экшен здесь настолько приземленный и брутальный, что каждый удар и выстрел по протагонисту выглядят как летальные. Впрочем, сюжет постепенно сводится к одному невзрачному шаблону: это знакомая история про одиночку, который вынужден заботиться о ребенке.
26
«Лондон» (2005)
Самая театральная роль Стэйтема
Самый странный фильм в карьере актер. Каким-то чудесным образом он попал в разговорный ромком о наркодилере (Крис Эванс), который никак не может забыть бывшую. Герой отправляется на вечеринку, где должна появиться возлюбленная, и берет с собой клиента — зависимого от кокаина банкира (собственно, Джейсон Стэйтем). Большую часть времени персонажи отсиживаются в туалете и обсуждают все на свете: от научных опытов над кроликами до поиска бога. Как ни странно, британский актер чувствует себя вполне спокойно: после работы с Гаем Ричи он, кажется, научился с невозмутимым лицом произносить даже самые смешные реплики — поэтому разбавляет сентиментальный сюжет парочкой удивительно острых шуток.
25
«Перевозчик 2» (2005)
Супергеройское кино о смертельном вирусе
Сиквел превратил наивный европейский боевик в супергеройское кино. Пейзажи солнечной Франции сменились городскими ландшафтами Майами. А в истории стал фигурировать смертоносный вирус: если не остановить злодеев, вымрет все население планеты. Масштаб экшена тоже вырос: Джейсон Стэйтем в машине скачет по зданиям, а когда оказывается на ногах, разносит помещения гранатами и пулеметами. Парадоксально, но такой «апгрейд» идет франшизе не на пользу. «Перевозчик 2» легко смешивается в одну кучу с другими громкими и шумными блокбастерами нулевых. Тогда как первый фильм сохраняет свой собственный голос: это чудаческое переосмысление нуара с клиповой съемкой 2000-х.
24
«Мег 2: Бездна» (2023)
Иногда они возвращаются
Режиссер хулиганских хорроров Бен Уитли взялся спасать зрителей от очередного утомительного нападения акулы. Возможно, вторая часть и не выводит серию на удобоваримый уровень, но хотя бы добавляет капельку абсурда. Здесь авторы уже спорят с законами физики: Джейсон Стэйтем на многокилометровой глубине без скафандра проплывает несколько метров — и умудряется не лишиться легких от давления. А финал картины и вовсе отдает китчевыми ужастиками студии Troma: режиссер откровенно упивается тем, как Мег и гигантский осьминог нападают на пляж, полный людей. Жаль, что это лишь несущественная часть фильма.
23
«Форсаж: Хоббс и Шоу» (2019)
Те самые два друга на задней парте
Спин-офф про двух самых ярких персонажей «Форсажа» грозил стать лучшим фильмом серии. Получилась первая картина франшизы, которая удерживает у экрана не экшеном, а умилительно токсичной химией между двумя протагонистами. Пока Дэвид Литч играет с компьютерными модельками и пытается сделать из Идриса Эльбы кинокомиксового злодея, Дуэйн Джонсон и Стэйтем просто развлекаются в кадре: унижают друг друга, дерутся и сверкают мускулами. Про двух этих персонажей можно было снять камерную комедию. Без взрывов, нелепых погонь и сюжетных поворотов из мыльных опер — смешное разговорное кино без изысков о том, как злейшие враги становятся лучшими друзьями.
22
«Перевозчик 3» (2008)
Стэйтем танцует стриптиз
Если «Перевозчик 2» стал жертвой непомерных амбиций и голливудизации, то триквел, наоборот, покорно откатился к заводским настройкам. Герою Джейсона Стэйтема снова предстоит спасать девушку (на этот раз обаятельную украинку), светить голым торсом на фоне живописной Ривьеры и гонять по французским улочкам. Изобретательного экшена хватает: чего стоят сцены с прыжком машины на крышу движущегося поезда или драка, во время которой герой разносит врагов с помощью пиджака. Но запоминается все-таки не это, а ставший мемом эпизод стриптиза.
21
«Шпион» (2015)
SNL-комедия про самого странного спецагента
В 2010-е Стэйтем окончательно сосредоточился на создании образа маскулинного мстителя. Возможно, именно поэтому его роль в «Шпионе» до сих пор вызывает восторг. Режиссер Пол Фиг буквально отзеркалил предыдущих персонажей актера: в шпионском боевике Джейсон до смешного крутой. Он редко участвует в экшене, зато много говорит. Например, о том, как его девушку выбросили из самолета в турбину другого самолета. Или как он вытаскивал у себя осколки из глаз. И пробовал 197 сортов яда. В сравнении с этим гэгом другие шутки «Шпиона» мгновенно меркнут: тогда-то и становится понятно, что перед нами ладно скроенная, но лишенная чувства меры SNL-комедия — на каждую удачную придумку здесь пять промахов.
20
«13» (2009)
«Игра в кальмара» по-европейски
Грузинский режиссер Гела Баблуани переснял собственный одноименный триллер про турнир по русской рулетке с голливудскими актерами: Микки Рурком в роли беспечного стрелка, Майклом Шенноном в образе экспрессивного ведущего и Александром Скарсгардом в знакомом амплуа дуболома. Стэйтем же перевоплотился в плохого парня, который постоянно отправляет своего брата на смертельные игры и готов на все ради денег. Актер очень органично смотрится в роли лощеного пижона. А вот сам фильм проигрывает оригиналу: это скомканный пересказ дикой истории, который явно искромсали продюсерские ножницы. Да и сам автор-европеец наивно полагал, что сможет превратить томный триллер в голливудский аттракцион.
19
«Неудержимые» (2010)
Ветераны рвутся к власти
Пестрый, шумный и избыточный оммаж мачистским 1980-м поначалу может раздражать своей наивностью и безудержным пафосом. Но через полчаса просмотра того, как крутые герои в кожанках колесят на ревущих байках и проводят свободное время в рокерских барах, невольно начинаешь и сам верить в эту пацанскую романтику. А когда стартует экшен, окончательно перестаешь анализировать происходящее на экране. Как здорово, что все они здесь сегодня собрались — и попытались свергнуть очередного тирана-диктатора в южноамериканской стране.
18
«Эффект колибри» (2012)
Нуар-перевертыш о ПТСР
Бездомный ветеран Афганистана попадает в квартиру, оставленную почти на год без хозяина, и начинает новую жизнь. Он знакомится с сестрой милосердия, устраивается работать в китайский ресторан мойщиком посуды. Сюжет этого неонуарного боевика сильно отличается от большинства картин из фильмографии актера. Все потому, что «Эффект колибри» снял и написал любитель жанровых перевертышей Стивен Найт. В сценарии полно штампов: депрессивный ветеран, продажные копы, месть за убийство возлюбленной и даже торговля людьми. Но автору удается направить историю в дебри мрачного триллера: вязкого, неспешного и исследующего людей, которые носят маски и меняют личности как перчатки. Возможно, обсуждать этот фильм гораздо интереснее, чем его смотреть, — но актерский эксперимент Стэйтема точно удался.
17
«Ограбление на Бейкер-Стрит» (2008)
Лысый обносит очередной банк
Фильм-ограбление по реальным событиям: в 1971 году кто-то арендовал помещение пустующего магазина, прорыл тоннель к рядом стоящему хранилищу и украл 1,5 миллиона фунтов. Полиция задержала подозреваемых, но, согласно легенде, настоящие виновные все еще бродят на свободе. У Стэйтема тут неожиданно приземленная роль. Он предстает в образе простого работяги, который идет на преступление ради лучшей жизни. Несмотря на авантюрный жанр, авторы не заигрывают со зрителем: план ограбления здесь предельно реалистичный и очень далек от уловок друзей Оушена, а экшен лишен голливудского лоска. Как ни странно, эта эстетика очень подходит Стэйтему: в декорациях серого и безрадостного Лондона его герои как влитые.
16
«Хаос» (2005)
Запутанный фильм-ограбление
Группа преступников во главе с Лоренцом (Уэсли Снайпс) врывается в банк и берет заложников. Банда требует связать их с переговорщиком — детективом Коннерсом (Стэйтем). Когда спецназ заходит в здание, бандиты мгновенно скрываются, не забрав ни единого цента. Странная история про ограбление банка оборачивается диким WTF-триллером, который бомбардирует зрителя твистами. В лучших традициях 2000-х у большинства героев есть двойные интересы, а самые бравые стражи порядка на поверку оказываются предателями. Стэйтему отлично удается роль детектива с моральной червоточиной: жаль, что с каждым годом он стал все реже играть столь парадоксальных персонажей и сосредоточился на молчаливых мстителях.
15
«Война» (2007)
Криминальный боевик с сюрпризом
На первый взгляд, полицейский боевик с Джетом Ли и Джейсоном Стэйтемом может удивить только кастом. Сюжет очень долго разгоняется и концентрируется вокруг не самого оригинального противостояния триад, якудз и американских правоохранителей. Но во второй половине истории зрителей ждет много сюрпризов. На смену томительной детективной линии приходит разудалое gun-fu, а твисты все больше напоминают сюжетные выкрутасы из эксцентричных боевиков вроде «Без лица». И да, это значит, что в процессе просмотра ваше отношение к герою Джейсона Стэйтема будет развиваться от любви до ненависти и обратно.
14
«Револьвер» (2005)
Недооцененный философский нуар
Сложно не поддаться обаянию фильма, который позиционирует себя как эзотерический каббалистический нуар. Но еще сложнее — оторвать взгляд от Джейсона Стэйтема с роскошной шевелюрой и густыми усами. Это кино вообще очень старательно пускает пыль в глаза: Гай Ричи как будто сознательно перегружает скомканным пересказом восточной философии, разговорами о шахматах и пространными фрейдистскими монологами героев. А заодно ослепляет ярким неоном и запутывает нелинейным монтажом. Пускай смысла во всем этом фильме ненамного больше, чем в трехчасовых записях ночных аффирмаций, зато «Револьвер» — то редкое кино, что подкупает наглостью. Эдакий карточный фокус, который не особо и хочется разгадывать: гораздо приятнее смотреть, как тебя просто водят за нос.
13
«Сотовый» (2004)
Бойкий триллер про тех, кто на связи
Фильм от завязки и до финала движется на силе роскошного — иначе не сказать — хай-концепта. Похищенная женщина Джессика (Ким Бейсингер) дозванивается до случайного человека через разбитый домашний телефон. Волею судеб спасителем оказывается беспечный тусовщик в исполнении Криса Эванса.
Фильм написан по всем канонам голливудского сценария: каждая сцена — новый поворот и подъем на американских горках. Если у главного героя садится телефон, он не раздумывая грабит сотовый салон и тем самым превращает картину в триллер про ограбление. А если в пробке сигнал пропадает, герой Эванса устраивает адреналиновые гонки по бордюрам. Не так важно, что Стэйтема тут довольно мало: он играет злодея, который каждые десять минут исправно проверяет Джессику на закрытом чердаке. Главное, что сам фильм — незабываемое жанровое баловство.
12
«Гнев человеческий» (2021)
Остроумная экранизация волчьих цитат
Вдоволь наигравшись со смешными и нелепыми гангстерами, Гай Ричи решил снять брутальный мужской боевик без намека на иронию по мотивам французского боевика «Инкассатор». У Стэйтема снова роль тихони с сюрпризом: довольно быстро выясняется, что простой сотрудник инкассаторской службы — на самом деле глава преступного синдиката, движимый жаждой мести. Но так как сам фильм снят по-пижонски и с пафосом (с делением на главы и долгими однокадровыми эпизодами), персонаж не выглядит кринжово: он само олицетворение возмездия и злобы. Стэйтем откровенно наслаждается каждым напыщенным диалогом героя: неважно, что он говорит, — главное, что звучит круто.
11
«Форсаж 8» (2017)
Торетто гоняется с подводной лодкой
Одна из самых диких частей «Форсажа» делает все, чтобы зритель не заскучал во время просмотра: семья Торетто удирает на скоростных машинах по льду от подлодки, Хоббс и Шоу устраивают масштабный побег из тюрьмы, а протагонист всей франшизы — Доминик — неожиданно примеряет на себя роль злодейской пешки. Бонус-трек для фанатов Стэйтема: уморительная сцена, где его (анти)герой одной рукой убивает толпы врагов, а другой тащит младенца в люльке-переноске. В отличие от неровной, но искренней и трогательной седьмой части, этот фильм страдает синдромом отличника. Создателям так хочется поразить публику, что они стреляют из всех пушек и забывают о главном правиле: если показывать на экране безумные погони и взрывы каждые пять минут, к финалу аудитория пресытится.
10
«Форсаж 7» (2015)
Семейная драма про прощание
Финальная часть «Форсажа» с Полом Уокером не скупится на эффектные сцены. Любители сентиментальных прощаний пустят слезу на финале, где Доминик и Брайн разъезжаются в разные стороны. А ценители безумного экшена несколько раз пересмотрят эпизоды с прыжками на машине по небоскребам. У всех остальных не останется выбора: им придется наблюдать за роскошным антагонистом Декардом Шоу в исполнении Стэйтема. Он открывает фильм однокадровой проходкой по уничтоженной больнице и тем самым невольно сразу вызывает ассоциации с Джокером Хита Леджера. Аналогию подтверждает и безумная финальная сцена: в ней Торетто напоминает о главном принципе уличных драк, где всегда побеждает улица, — и дерется с Шоу на обломках машин с помощью гаечных ключей. Стэйтему не надо стараться: в чопорном костюме и с фирменной хрипотцой он уже идеальный злодей.
9
«Ограбление по-итальянски» (2003)
Триллер про мгновенную карму
Разудалый heist-movie Ф. Гэри Грея использует талант Джейсона Стэйтема по назначению: актер играет ловеласа-водителя, который уверенно чувствует себя и на крутых поворотах, и наедине с женщинами. В остальном это чуть менее удачная версия «Одиннадцати друзей Оушена»: банда обманутых неудачников использует дикие технологии вроде микрокамер и пальчиковых взрывчаток, чтобы провернуть дело. При создании авторы вдохновлялись «Идентификацией Борна» и «Французским связным», так что на экране хватает напряженных погонь, а большинство трюков актеры выполняют самостоятельно. Эталонное кино 2000-х, когда трава была зеленее, машины — круче, а преступники — обаятельнее.
8
«Перевозчик» (2002)
Достойный батя-боевик с французским флером
Сейчас франшиза ассоциируется с маскулинным лысым водителем, который раскидывает врагов при помощи дверцы машины, но первая часть была сделана совершенно иначе. Фрэнк Мартин — еще один нуарный персонаж в карьере Стэйтема. Он не задает вопросов, молчаливо выполняет работу и приезжает на точку с секундной точностью. Разумеется, пока не встречает девушку.
С первых минут в фильме явно прослеживается бессоновский стиль (режиссер «Такси» и «Пятого элемента» выступил сценаристом): актеры вечно норовят уткнуться в камеру лицом, а в погонях часто проявляются элементы слэпстика. Однако главное достоинство «Перевозчика» — наличие постановщика Кори Юэня. Он привносит эстетику гонконгских экшен-комедий: благодаря нему фильм заполучил поистине гениальную сцену, где герой Стэйтема дерется с врагами на масляном полу. Этот эпизод лучше всего, что было во франшизе и до, и после.
7
«Костолом» (2001)
Трогательная тюремная комедия про футбол
Бывший капитан английской футбольной команды Дэнни Минихан (Винни Джонс) попадает в тюрьму и соглашается поучаствовать в полупрофессиональных соревнованиях. Ему нужно сколотить состав из воров, рецидивистов и, что важнее, безумного вратаря Монаха (Джейсон Стэйтем). «Костолом» явно подражает ранним комедиям Гая Ричи: в касте — знакомые лица из «Карты, деньги, два ствола» и «Большого куша», в центре сюжета — криминальные разборки, а все диалоги испещрены черным юмором, кокни и нецензурной бранью. Правда, в остальных аспектах фильм гораздо проще. Это классическая спортивная комедия про исправление, которая развивается ровно так, как от нее ожидаешь, поэтому в пантеоне британских криминальных фильмов «Костолом» скорее сидит на скамейке запасных.
6
«Противостояние» (2001)
Милейший боевик про двойников
В мультивселенных энергия распределена между разными версиями одного и того же человека. Если кто-то умирает, оставшиеся копии обретают чуть больше сил. Этим правилом руководствуется злобный киллер Юло (Джет Ли): он уничтожил почти всех своих двойников из других миров — и скоро превратится в могущественное божество.
Чудаковатый сюжет про мультивселенные неплохо сохранился даже спустя 24 года: никакого фансервиса — просто искреннее дурачество с концепциями параллельных миров, где силы распределяются как очки в игре. А может быть, все дело в Джете Ли. Китайский актер играет сразу две роли: киллера Юла, который бегает по стенам и уворачивается от пуль, и наивного полицейского Гейба. Когда оба персонажа встречаются на экране, откровенно забываешь про огрехи фильма. К слову, Джейсон Стэйтем здесь еще не стал звездой, поэтому он выполняет важную функцию груши для битья: антагонист исправно отправляет героя в нокаут, чтобы схлестнуться в очередной драке со своим добрейшим и милейшим двойником.
5
«Адреналин: Высокое напряжение» (2009)
Сиквел, которому можно все
Продолжение «Адреналина» — еще более необъяснимый феномен, чем первый фильм. С одной стороны, режиссеры Марк Невелдайн и Брайан Тейлор пошли проверенным путем: вооружившись ручной камерой, они снова отправили Джейсона Стэйтема бегать голышом по улицам Лос-Анджелеса и совершать безумные трюки. Вот только на этот раз у авторов, кажется, было больше творческого контроля, поэтому фильм больше напоминает китчевый боевик в духе «Токсичного мстителя».
Даже если не учитывать оскорбительные шутки над меньшинствами и людьми с синдромом Туретта, в картине хватает дичи: взять хотя бы невероятно долгую сцену секса на ипподроме или финальную перестрелку с антагонистом — буквально головой в аквариуме. Но лучший момент происходит в середине. Во время сражения с очередным соперником Чев Челиос падает на трансформаторную будку, и драка неожиданно превращается в stop-motion-дуэль двух антропоморфных кайдзю в духе «Годзиллы» — объяснения не нужны, достаточно просто наслаждаться.
4
«Смертельная гонка» (2008)
Пубертатный боевик про тачки
Пол У. С. Андерсон больше известен как человек, который подарил миру не очень точную, но самую популярную экранизацию «Обители зла». При этом у режиссера есть и более удачный опыт адаптаций: в 2008 году он переснял фильм про гонки на выживание (оригинал 1975-го продюсировал сам Роджер Корман) — и вышло вполне пристойно. Градус мачизма здесь экстремально высокий: герой Стэйтема ездит на машине со встроенными пушками и броней, подбирает на трассе бонусы и покрывает лицо бледной маской — вроде тех, что носят убийцы из слэшеров. А еще не забывает ухлестывать за женщиной-штурманом с выразительным декольте. Иногда во время экшена сложно разобрать происходящее: и монтаж, и движения камеры у Пола У. С. Андерсона исправно хаотичные. Но важно ли это, когда гигантские машины снова оказываются на трассе и пытаются уничтожить друг друга самыми изощренными способами? Это кино — буквально мечта подростка 2000-х. За это и ценим.
3
«Большой куш» (2000)
Дерзкий анекдот Гая Ричи
После успеха «Карты, деньги, два ствола» режиссер решил снять примерно еще одну хлесткую криминальную комедию: с параллельно развивающимися сюжетными ветками, черным юмором и обаятельными чудаковатыми героями. Что Турецкий (Джейсон Стэйтем), что инфантильный боксер Микки (Брэд Питт), что, наконец, Борис Бритва — герои экстра-класса, за которыми хочется следить с первой минуты. Добавить к этому россыпь легендарных цитат про песиков и Мэри Поппинс — получится идеальное народное кино, о котором будут вспоминать целые поколения.
Гай Ричи, выросший в благополучной семье, удивительно тонко чувствует своих персонажей из криминальной среды — и, как ни странно, искренне любит каждого, даже самого недалекого. Именно поэтому «Большой куш» работает надежно, как швейцарские часы: все сюжетные линии идут рука об руку и толкают друг друга к общему обрыву. Смущает в фильме лишь одно: тот же самый трюк Ричи проделал в дебюте. И там, как ни странно, смелости и экспериментаторства было больше.
2
«Адреналин» (2006)
Революционный цифровой боевик
Один из главных экшенов нулевых постоянно крутили по телевидению, поэтому у российских миллениалов и зумеров многие сцены наверняка засели в подкорке. Если пересмотреть «Адреналин» сейчас, можно приятно удивиться: это авторский и во многом авангардный боевик. Марк Невелдайн и Брайан Тейлор дерзко играют с монтажом: грязное цифровое изображение плющится, разрывается на части и перекрашивается кислотными фильтрами — так авторы передают предсмертное состояние героя, которому отчаянно нужна очередная доза адреналина.
Сам экшен больше напоминает компиляцию лучших моментов «Чудаков»: главный герой падает с вертолета, ездит голышом на байке и вылетает из лобового стекла автомобиля. Боевик предвосхитил время: на экране постоянно что-то происходит, взрывается и шумит — что это, если не предсказание эпохи СДВГ и быстрой информации? Словом, первый полнометражный TikTok.
1
«Карты, деньги, два ствола» (1998)
Криминальная комедия в стиле шапито
Первый фильм Гая Ричи стал определяющим не только для режиссера, который сделал себе имя на криминальных комедиях с запутанным многоуровневым сюжетом, но и для исполнителя главной роли — дебютанта в полнометражном кино Джейсона Стэйтема. Кто мог предположить, что спортсмен, стартовавший с персонажей уличных торгашей и хитрых дельцов, станет главной экшен-звездой нового поколения?
«Карты, деньги, два ствола» принято считать подражанием ранним тарантиновским картинам. Отчасти это правда: Ричи с таким же упоением перемешивает сюжетные линии и наслаждается не столько перестрелками, сколько болтовней — об оружии, пиве и счастливой жизни, которая ждет за горизонтом. Но, в отличие от «Бешеных псов» и «Криминального чтива», которые слеплены из любимых фильмов Тарантино, «Карты, деньги, два ствола» — кино особой выделки. Уже здесь Ричи использует абсолютно все приемы из музыкальных клипов и рекламы. И превращает свой полнометражный дебют в симфонию: сбивчивую, грубую и отдающую британским панком. А маскотом непричесанных лондонских улиц становится Джейсон Стэйтем: его персонаж — маленький человек, который постоянно идет на риск. Судьба вставляет герою палки в колеса в лице головорезов, стражей порядка и бедности, но, как известно, фортуна улыбается самым упрямым. И, в случае комедий Ричи, неисправимым придуркам.
Автор: Владислав Шуравин
Иллюстрация: Ася Соколова