Найти в Дзене
По стопам истории

Отражение технического прогресса СССР 20 века через искусство

В этой статье мы поговорим о технологиях, о периоде нашей истории, когда уровень технологий многократно рос. Конечно, оценка уровня развития технологий довольно субъективна, но у нас есть один очень хороший и важный инструмент, который мы можем использовать при изучении данного вопроса. Конечно же это искусство. Ведь в искусстве мы можем проследить отношение автора, общества, в конце концов мнение тех людей, которые жили в те далёкие времена, к историческому процессу. В нашем случае это технологический прогресс двадцатого века. Именно с помощью искусства, а также других научных статей, мы проведём анализ и разберёмся в этом вопросе более подробно. Ну что ж, начнём! А начнём мы с общей информации по данной теме, какие музеи мы посетили для изучения данного вопроса, какие цели, задачи мы преследуем при изучении и анализе данной темы. Для начала хочется отметить, что в рамках данной статьи мы рассмотрим тему «отражение технического прогресса СССР 20 века через искусство». Для первичного з

В этой статье мы поговорим о технологиях, о периоде нашей истории, когда уровень технологий многократно рос. Конечно, оценка уровня развития технологий довольно субъективна, но у нас есть один очень хороший и важный инструмент, который мы можем использовать при изучении данного вопроса. Конечно же это искусство.

Степан Карпов. "Дружба народов" 1924
Степан Карпов. "Дружба народов" 1924

Ведь в искусстве мы можем проследить отношение автора, общества, в конце концов мнение тех людей, которые жили в те далёкие времена, к историческому процессу. В нашем случае это технологический прогресс двадцатого века. Именно с помощью искусства, а также других научных статей, мы проведём анализ и разберёмся в этом вопросе более подробно.

Ну что ж, начнём!

А начнём мы с общей информации по данной теме, какие музеи мы посетили для изучения данного вопроса, какие цели, задачи мы преследуем при изучении и анализе данной темы.

Для начала хочется отметить, что в рамках данной статьи мы рассмотрим тему «отражение технического прогресса СССР 20 века через искусство». Для первичного знакомства с этой темой и поиску первоначальных источников, а также поиску наглядных иллюстраций данной темы мы посетили Новую Третьяковскую Галерею, а именно выставку XX века, и музей космонавтики, который в полной мере отражает технический прогресс СССР. Ведь на момент конца 20 века наиболее развитыми типами транспорта и все современные технологии были сосредоточенны именно в космической отрасли.

Помимо этого, стоит отметить, что неразумно рассматривать технический прогресс СССР только в рамках космической гонки. На протяжении всего 20 века наблюдался рост технологий, что было отражено в картинах ещё начала 20 века. Об этом могут судить авангардные стили, новые типы мышления, новые идеи и стремление улучшить различные экономические отрасли. Особую роль сыграл ВПК. На протяжении всего 20 века именно военная мощь играла ключевую и стратегическую роль в развитии и стабилизации прогресса. Первыми результатами такого влияния стали танки, самолёты, развитие ДВС, радио и электротехники. Именно это и переросло позже в космическую гонку и весь акцент технического прогресса перешёл в ту сторону.

Тот же ВПК стал подстраиваться под космическую гонку. На базе разработок реактивных двигателей, помимо космических аппаратов и носителей, создавались ракеты, несущие боезаряд, развивались атомные технологии, произошёл огромный скачок в развитии как вооружения, так и той самой ракетной техники. Реактивные двигатели нашли своё применение и в авиации. Так ВВС стали постепенно превращаться в ВКС(в современной России мы наблюдаем именно ВКС, так как это я является результатом технического прогресса).

Сталинград. Тракторный завод
Сталинград. Тракторный завод

Пришло время поговорить о "скелете", на чём же строится статья, те самые цели и задачи, пора и про них поговорить.

Объектом нашего исследования выступает тот самый технический прогресс 20 века, а если быть точным, то второй половины 20-ого века. Что касается предмета исследования, то отражение технического прогресса второй половины 20-ого века через искусство и художественные образы.

Целью станет поиск конкретного определения технического прогресса, которое будет построено на базе художественных образов, так как они в полной мере отражают видение картины с той точки зрения, которая была у людей на тот период времени. Цель будет достигнута благодаря задачам, которыми являются: изучение и анализ научных статей известных учёных, в которых также будет раскрываться эта тема, изучение влияния прогресса на искусство, соотношение, сопоставление фактов, играющих большую роль в данной теме.

Ключевым вопросом в этом проекте станет вопрос о том, с чем связан технологический прогресс конца 20 века, как он повлиял на искусство, а вместе с тем и на всё общество целиком. Далее в нашей работе мы найдём ответ на этот вопрос.

Завод "Ижсталь" в годы войны
Завод "Ижсталь" в годы войны

Актуальность статьи

Одной из характерных особенностей ХХ века стал стремительный прогресс науки и техники, что повлекло за собой преобразование окружающего мира во всех сферах жизни человека. Развитие технологий имело свои проявления в образовании, медицине, науке, промышленности, сельском хозяйстве и конечно же искусстве. Технический прогресс как предложил новые способы самовыражения, так и содержание и посыл искусства, его роль в обществе, а также открыл новые темы, волнующие представителей различных видов искусства.

В конце концов, мы живём в такое время, в которое очень важно использовать опыт из прошлого, рассматривать различные исторические кейсы и события, анализировать, получать возможные векторы направления и развития настоящей истории. Иными словами, на базе исторического опыта, при его должном анализе, мы способны довольно точно предугадывать будущее, ну или хотя бы возможные пути развития тех или иных событий. Наше время – новая эра в рамках технологического развития человека. Если мы грамотно изучим опыт человечества, и нашего общества в частности, то мы сможем смоделировать и предугадать возможные векторы развития и тенденций современных технологий.

Отображение технического прогресса через искусство после 1920-х

Для начало бы хотелось поделить с вами временной линией, которая отражает период, в рамках которого мы проводим исследование, а также будут приведены основные даты, которые внесли наибольший вклад в развитие технологического прогресса, а также оказали огромное влияние на отражение самих же себя в искусстве, да и в памяти народа тоже.

Временная линия.
Временная линия.

Кстати уже на этом этапе можно проследить, что с сокращением отрыва преимущества технологического процесса СССР, мы приближаемся к его точке развала. Возможно, одна из причин упадка и развала СССР это снисхождение преимущества прогресса и уменьшение конкурентоспособности на мировой арене.

Начиная с 1920-х годов, отображение технического прогресса в советском искусстве имело неоднозначный характер - несмотря на то, что оно в значительной мере поддерживалось и направлялось государством, критики нередко обвиняли творцов в «техницизме» и обращении к выразительным приемам новаторского зарубежного искусства. Государство ставило перед художниками, затрагивавшими тему научно-технического прогресса, задачу запечатлеть невероятные достижения советских учёных, следствием чего стала известная идеализация и прямолинейность в трактовке индустриальных мотивов. В то же время преданность художников коммунистическим ценностям, которые воплощались в грандиозных стройках и величественные завоевания индустрии, позволяла создавать знаменательные в художественном отношении произведения, получившие всемирное признание.

*Техницизм – направление искусства, в котором воплощалась эстетика научно-технического прогресса первой половины ХХ века.

Также стоит отметить стиль, который сложился после революции и придал утопическим идеям прикладное измерение. Речь идёт о конструктивизме, чьим идеологом был Алексей Ган, а ведущими представителями - Владимир Татлин, Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова. Они отвечали на вопросы о том, каков объект на ощупь, как он устроен и куда встроен. Конструктивисты оформляли книги, упаковки, витрины, клубы и так далее. Главным символом конструктивизма был проект башни Татлина. Это модель башни, которая должна была оставить Эйфелеву башню далеко позади. Здание 400-метровой высоты с вращающимися частями, внутри которого должно было поместить всё руководство Коминтерна, редакции газет, радио и киностудию с выходящим на улицу проекционным экраном. Этот макет как нельзя кстати можно назвать движком технического прогресса СССР.

Новаторские «угловые контррельефы», которые Татлин создавал еще до революции, известны намного меньше. Но если бы не они, вряд ли супрематист Лазарь Лисицкий начал бы строить на рубеже 1910-х и 1920-х годов «проуны» («проекты утверждения нового») — аппликации из разных материалов, в основе которых лежат архитектурные эскизы, что так же способствует техническому прогрессу СССР. В "проунах" заложена множественность точек зрения, то есть ориентирована на массы, а не конкретного зрителя.

Конструктивизм делился на два лагеря: рационалисты и конструктивисты. Первый отличался ярко выраженным утопизмом. Например, студент Георгий Крутиков в 1924 году создал проект "Летающего города", который можно пришвартовать к вышке наподобие дирижабля. Второй лагерь наоборот: имел более прикладное значение. Вплоть до начала 1930-х последователи этого лагеря создавали художественные макеты клубов, магазинов, жилых домов. Что это как не попытка заставить СССР осваивать новые архитектурные вершины и технически развиваться? Ведь перед инженерами оставалась лишь задача определиться, как сделать такие сооружения способными простоять не одну сотню лет.

Также искусство, которое оказало воздействие на технический прогресс - кино. Давид Кауфман, известный под псевдонимом Дзига Вертов, был хроникером, идеологом неигрового кино. Его теории и манифесты содержали важную идею, согласно которой технологии способны преодолеть ограниченность человеческих возможностей. В 1924 году Вертов снял для иллюстрации своих теорий картину "Кино-глаз", а в 1929 году - "Человек с киноаппаратом", где киноаппарат превращается в субъект наблюдения. В тексте "Киноки: Переворот" Давид утверждал, что главные признаки его нового киноязыка связаны с отчуждением техники от человека и возможностью механически получить продукт, который раньше требовал чьих-то индивидуальных творческих усилий. То есть киноаппарат сам разберётся, что ему надо, а что нет. Кино стало неким этапом технологической эстетики. Также множество различных кино в СССР конца XX века снято по мотивам книг писателей, в том числе и утопических. В них показываются различные технологии, которых на тот момент ещё не было. То есть кино повлекло за собой, как и техническое развитие кинематографа, так и желание воссоздать технологии, которые показывались в кино с помощью монтажа тех времён.

Да и если говорить простым языком и взять информацию из своего кругозора, то каждый человек знает такой праздник, как "День космонавтики", который отмечается 12 апреля и посвящён первому полёту человека в космос. Все знают песню, посвящённую Дню Победы в Великой Отечественной войне, в которой упоминаются те самые "Мартеновские печи", что откладывается у каждого человека на подкорке, возникает то самое понимание значимости технологического процесса и производств в нашей жизни. Все знают или видели огромное количество плакатов, посвящённых теме промышленного прогресса, космической гонке, гонке вооружений. Поэтому сейчас я предлагаю взглянуть на некоторые плакаты и картины, которые во многом отражают значимость прогресса.

Примеры отображение технического прогресса через искусство

«Первый паровоз на Турксибе» - Александр Лабас, 1931
«Первый паровоз на Турксибе» - Александр Лабас, 1931
«Броневики» - Николай Купреянов, 1918
«Броневики» - Николай Купреянов, 1918
«Новая Москва» - Юрий Пименов, 1937
«Новая Москва» - Юрий Пименов, 1937
Макет ракеты-носителя «Восток» , 1967
Макет ракеты-носителя «Восток» , 1967
Советский плакат "Научно-технический прогресс - наш главный ориентир!"
Советский плакат "Научно-технический прогресс - наш главный ориентир!"
"Гордись, советский человек, ты к звёздам путь открыл с Земли!»
"Гордись, советский человек, ты к звёздам путь открыл с Земли!»
«Слава первому космонавту Юрию Гагарину!», автор В. Викторов, 1961
«Слава первому космонавту Юрию Гагарину!», автор В. Викторов, 1961

И ведь это лишь малая часть, но думаю, это достаточно, чтобы понять, насколько же люди тех времён гордились достижениями своей страны, своего технологического прогресса. Ведь отражение этого самого прогресса, как ранее говорилось, содержится и в картинах, и в плакатах/постерах, и в книгах, и в песнях, и в кинофильмах. Вообщем вклад и влияние технологического прогресса на искусство огромный.

Пора подводить итоги.

Теперь мы можем уверено сказать, что технологический прогресс 20 века для нашей страны связан с гонками вооружений, развитием промышленности, как военной, так и гражданской, достижениями в космической отрасли, атомной отрасли. Скачок технологического прогресса стал всеобщей национальной гордостью советских граждан, благодаря чему искусство во многом восхищалось этим прогрессом и продвигало идею о важности этого самого прогресса. Это и являлось неким стимулом к долгосрочному развитию технологий Советского Союза. Каждый человек верил, что вносит свой вклад в этот самый прогресс. Всеобщность дела подтверждалась фильмами, песнями, картинами и плакатами, созданными на эту тему.

Так значит технологический процесс - историческое явление 20 века в период СССР, характеризующийся общим подъёмом промышленной базы, космической и атомной отрасли, развитием ВПК, в ходе которых оказывалось колоссальное влияние на культуру советского народа, и тем самым отражалось в искусстве.

Когда мы начали погружаться в эту тему, стало очевидно, что технический прогресс в СССР в XX веке затронул не только промышленность и космическую отрасль, но и искусство. Художники, архитекторы и кинематографисты стремились передать дух эпохи, отражая влияние технологий на окружающую действительность.

Однако не всё было столь однозначным. Государственное регулирование накладывало определённые ограничения, предписывая, какие темы допустимо раскрывать и каким образом. В результате многие произведения искусства приобретали идеологизированный характер, превращаясь в пропагандистские материалы. Тем не менее, даже в этих условиях художники находили способы для самовыражения, создавая работы, которые и сегодня вызывают интерес.

Таким образом, технический прогресс не только изменил материальный мир, но и предоставил искусству новые сюжеты и формы выражения. Пусть не всё развивалось идеально, но этот период остаётся важной вехой в истории, демонстрируя влияние науки и технологий на культурное пространство.

Литература, используемая при написании статьи:

https://cybhttps://www.dissercat.com/content/industrialnaya-tema-v-tvorchestve-av-panteleeva-v-kontekste-sovetskogo-promyshlennogo-peizaz "Индустриальная тема в творчестве А.В. Пантелеева в контексте советского промышленного пейзажа"

erleninka.ru/article/n/hudozhestvennyy-avangard-kak-predtecha-kompyuternogo-iskusstva-1/viewer "Художественный авангард как предтеча компьютерного искусства"

https://www.dissercat.com/content/teoreticheskoe-osmyslenie-i-khudozhestvenno-obraznoe-otrazhenie-nauchno-tekhnicheskogo-progr "Теоретическое осмысление и художественно-образное отражение научно-технического прогресса в гуманитарной культуре XX века"

Международное сотрудничество в области культуры и СССР, 20 - 30-е годы ХХ века
Россия. Искусство и культура. Искусство. 2-я половина 20 в.
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И НТР: ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ (50-60-Е ГОДЫ ХХ В. ). - Современные проблемы науки и образования (сетевое издание)
Авангард изменил мир?

Спасибо за то, что прочитали нашу статью! Надеемся вы узнаете что-нибудь новое

тгк: https://t.me/postopamistorii

#музеиМИСИС