Супруга Александра III, императрица Мария Федоровна, была женщиной веселой, общительной и обожала танцы и балы. Во времена правления Александра III такие увеселения в столице устраивались очень часто. Сам Александр III балов терпеть не мог.
Однако при этом император свято чтил давние придворные традиции, сложившиеся при его предшественниках. Согласно же этим традициям балы в зимнее время года в Петербурге должны были организовываться обязательно. Поэтому Александр III не препятствовал супруге, когда она приходила к решению затеять новый бал.
Балы Марии Федоровны
Известно, что Мария Федоровна организовывала в столице как большие балы, на которые приглашалась и самая высшая знать и дворяне попроще, средние, где присутствовали уже только представители аристократической элиты. Также Мария Федоровна очень любила домашние балы, которые она устраивала в главной царской резиденции тех лет – Аничковом дворце. На такие праздники приглашались уже только близкие родственники Романовы и те люди, которые были в особенности приятны царской семье.
"Цветные" торжества
Помимо всего прочего, императрица Мария Федоровна любила устраивать зимой и ранней весной и так называемые «цветные» балы. На такой бал приглашенные дамы должны были приходить в платьях определенного цвета. Иностранные гости, волею судеб оказывавшиеся на таких балах, в последующем отзывались о них с неподдельным восхищением.
Двумя самыми знаменитыми цветными балами Марии Федоровны ныне считаются два бала – «Черный» и «Зеленый», который также называют «Изумрудным». «Черный бал» Марии Федоровны прошел в 1885 году, и был своего рода местью российской императрицы австрийскому императорскому двору.
Бал мести
В то время, когда этот бал уже был объявлен, пришло письмо о кончине австрийского наследника. По правилам европейских королевских домов того времени, бал из-за этого должен был быть отменен. Однако Мария Федоровна, получив печальное известие из Австрии, вспомнила, что однажды австрийцы нанесли ей и российской императорской семье глубокую обиду.
Когда скончался цесаревич Николай, первый жених Марии Федоровны и брат Александра III, члены австрийского императорского двора не стали отменять увеселений, которые тогда у них были в самом разгаре. Решив отплатить австрийцам той же монетой, Мария Федоровна также не стала отменять бал в Петербурге.
Вместо этого она повелела дамам и кавалерам прийти в Зимний дворец в черных одеждах. Дамы при этом должны были надеть лучше бриллианты и жемчуга, которые у них были. «Черный бал» Марии Федоровны, по воспоминаниям современников, получился просто великолепным. Дамы в черных бальных платьях, черных перчатках по локоть и черных туфлях смотрелись очень изящно. Бриллианты же на черном фоне нарядов гостий переливались и сверкали в особенности ярко и восхитительно.
"Зеленый бал"
«Черный бал» Марии Федоровны – событие в российской истории, которое сегодня известно многим. О другом бале предпоследней императрицы – «Изумрудном», известно меньше. Между тем этот бал, прошедший зимой 1888 года, был не менее роскошным и красивым, чем «Черный».
Прошел этот бал 24 января в Петербурге, в Зимнем дворце, в Николаевском зале. Одной из его особенностей стало то, что вместо свечей в зале было использовано электричество. Электричество в те времена еще считалось в диковинку, и гости от такого освещения, конечно, были просто в восторге.
Организовала этот бал Мария Федоровна для представителей самой высшей знати Российской империи. Приглашения на торжество получили только сановники первых трех классов из Табели о рангах с их женами и дочерями. При этом заранее было объявлено, что дамы должны явиться на бал исключительно в изумрудных заметных украшениях.
Это могли быть, как целые комплекты, так и отдельные дорогие драгоценности – колье, крупные броши и пр. Тем дамам, у которых изумрудных украшений достойных императорского бала не было, разрешалось просто надеть зеленое платье.
Зеленый всех оттенков
Разумеется, все дамы выполнили волю императрицы и пришли на бал в той одежде, которая была рекомендована, в том числе и письменно - в пригласительных билетах. Счастливые обладательницы роскошных изумрудов выбрали для себя розовые, белые, желтые наряды наряды. Некоторые дамы даже пришли на бал в красных платьях. Ведь именно на красном фоне зеленые камни смотрятся в особенности броско, поскольку красный и зеленый - контрастные цвета.
Очень выгодно изумруды смотрелись, конечно, и на желтых платьях, белых и розовых. Дамы победнее заказали себе перед балом зеленые платья самых разных оттенков – от цвета морской волны и нежно-салатного до темно-изумрудного.
Благодаря такому разнообразию, бал, конечно же, получился необыкновенно красивым. По воспоминаниям современников, в свете электрического освещения изумруды смотрелись просто сказочно чистыми и блестящими. До наших дней сохранились в том числе и описания «Изумрудного» бала присутствовавших на нем лиц.
"Обвешанные" изумрудами
Писал об этом торжестве, к примеру, камердинер Степанов. По словам Степанова, танцевали дамы и кавалеры на этом балу среди расставленных в огромном количестве в Николаевском зале пальм в кадках. Из-за этого казалось, что бал проходит не во дворце, а в каком-нибудь южном экзотическом парке.
Несмотря на то, что изумруды и в те времена даже для представителей знати стоили баснословно дорого, в таких украшениях на «Зеленый» бал Марии Федоровны пришло очень много дам. К примеру, Е. Шереметева, внучка императрицы Александры Федоровны надела на бал, по словам Степанова, «несравненные по красоте изумруды бабушки».
На Марии Павловне, самой старшей невестке царской семьи, был «надет головной убор из темных смарагдов». Смарагдами, о которых Степанов упоминает в своем описании бала, ранее называли изумруды и бериллы. Но поскольку на праздник рекомендовалось надеть изумруды, скорее всего, именно такими камнями и был украшен головной убор Марии Павловны.
Также Степанов описывает наряд графини Воронцовой-Дашковой. Корсаж ее платья был закреплен сзади великолепным трилистником из изумрудов. Похожее украшение надела на бал и сама императрица Мария Федоровна. Две статс-дамы же – княгини Барятинская и Кочубей, пришли на бал и вовсе, «буквально обвешанными» изумрудами.
Зеленый, как известно, считается цветом надежды, весны и обновления. Именно в таком контексте и вошел в русскую историю знаменитый «Зеленый» бал Марии Федоровны. И сам этот бал, и его оформление гости торжества в последующем с восторгом воспоминали еще долгие годы.
Электрическое освещение же, так восхитившее гостей бала, вскоре появилась и в Аничковом дворце, и в других царских резиденциях, а затем – и в домах обычных дворян и мещан.