Друзья, приветствую Вас в своем блоге. Сегодня хочу вернуться в далекое прошлое, почти к основанию нашего прекрасного города. Заглянем в 1712 год? А поможет нам в этом известнейший в наше время Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге.
С 1990 года Дворец Шереметевых — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Сегодня в стенах дворца располагается Музей музыки, но об это я расскажу в следующей статье.
Усадьба графов Шереметевых была построена на участке между набережной
реки Фонтанки и Литейным проспектом. Здание было одним из самых первых в
Санкт-Петербурге. Тогда его называли Фонтанным домом. Главное усадебное
здание было построено по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который позднее стал главным архитектором Адмиралтейства. В
Санкт-Петербурге много зданий, к проектированию которых приложил свой
талант и руки Савва Иванович.
По сложившейся традиции предлагаю окунуться в историю дворца и его хозяев.
История Графов Шереметевых
Шереметевы – боярский род. Борис Петрович Шереметев был
военачальником, генералом-фельдмаршалом. В 1706 году за усмирение
восстания в Астрахани был пожалован титулом графа. Его сын, Пётр
Борисович Шереметев, женился на дочери князя Алексея Михайловича
Черкасского. Семья была богатой и знатной. Состояние Шереметевых росло и
стало настолько большим, что они могли себе позволить стать меценатами.
Николай Петрович, сын Петра Борисовича, построил и украсил подмосковные
усадьбы Останкино и Кусково, ему же принадлежал Фонтанный дом, в
котором мы с вами сегодня находимся, и многое другое. Из рода Шереметевых вышло много воевод, бояр, наместников. Это были как личные заслуги представителей рода, так и по факту причастности к семье.
Вся семья ценила искусство, музыку, литературу. В общем была не только материально, но и духовно богата.
Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге
На участке, пожалованном Петром Борису Петровичу Шереметеву, сначала
была построена летняя одноэтажная усадьба. Это было в 1712 году. Позже
потомками графа Шереметева усадьба на Фонтанке дважды перестраивалась.
Владел знатный род этой усадьбой вплоть до 1917 года. За это время,
конечно, здесь многое изменилось.
В 1730 году были построены уже капитальные здания, а также церковь
Святых Симеона и Анны. За дворцом чаще всего присматривали управляющие,
хозяева там почти не жили. В 1743 году Петр Шереметев женился и переехал
с супругой во дворец. Тогда был возведен второй этаж здания и построена
церковь Святой Варвары. После смерти супруги Варвары граф Шереметев
переехал в Москву и дворец в течение одиннадцати лет пустовал либо
сдавался внаем.
В 1788 году во дворце жил Николай Шереметев. Он также решил добавить
строений и изменить облик семейного гнезда. При нем были выстроены
садовый павильон, летний дом, каретные сараи.
В 1809 году поместье было унаследовано шестилетним Дмитрием
Шереметевым. Занимались им его опекуны. Тогда же произошли снова
огромные изменения, появились новые здания, поменялись внутренние
интерьеры Фонтанного дома.
В 1871 году усадьбу Шереметевых унаследовал последний представитель
графского рода Сергей Шереметев. Он посчитал рациональным не просто жить
во дворце, а разделить его на жилую и доходную части. Тогда помещения
со стороны Литейного проспекта обзавелись арендаторами: здесь разместились торговые павильоны, театральный зал и доходные дома. Владел Сергей Шереметев дворцовым комплексом до Революции 1917 года, а потом
передал его советской власти.
При советской власти дворцовый комплекс, естественно, заняли
государственные учреждения. Здесь открылся Музей дворянского быта и быта
крепостных XVIII-XX веков, который по решению властей в 1930 году был
расформирован, а экспонаты переданы в другие музеи, трудовой союз
по заготовке дров «Северокустарь», Астрономический институт со своими
лабораториями, в послевоенные годы здесь располагался
Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (до 1988 года).
В 1990 году в Шереметевском дворце «поселился» филиал Музея
театрального и музыкального искусства. История музея начинается в 1908
году с открытия в Петербурге «Первой русской театральной выставки».
Коллекция музея постоянно пополнялась и были открыты несколько филиалов.
Последний филиал получил название Музея музыки в Шереметевском дворце.
На мой взгляд, расположение именно такого музея в дворцовом комплексе
очень символично: графы Шереметевы любили музыку и в свое время
устраивали разные концерты, на которые приходили представители светского
общества, а музыканты, композиторы стремились попасть именно на эти концерты, чтобы их произведения могли по достоинству оценить коллеги и
публика.
В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный
зал, где проводятся концерты классической музыки. С течением времени
музей не перестал быть одним из самых музыкальных домов Северной
столицы.
Идем смотреть дворец?
Анфилада Парадных залов Шереметевского дворца
Парадная лестница
Как вы уже заметили, во дворцах Санкт-Петербурга парадные лестницы
всегда выполнены с особым шармом. И здесь не будет исключения – лестница
просто шикарна как по своей архитектуре, так и по оформлению.
При владельцах Фонтанного дома стены Парадной лестницы имели
торжественное оформление. Центральная стена была занята портретом
фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева – основателя
петербургской усадьбы.
Белая гостиная
Начнем экскурсию с Белой гостиной. Это настолько торжественное и
восхитительное помещение, что в моменте не сразу можно определиться, на
что же посмотреть сначала, а на что чуть позже. Интерьер гостиной идеально подобран, она светлая, просторная и с множеством декоративных элементов, деталей, отделана золотом. В Белой гостиной размещена коллекция живописи, которую начал собирать граф П.Б. Шереметев. К концу XVIII столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России.
Также в Белой гостиной можно увидеть разные скульптуры. Эту коллекцию
собрал граф Николай Петрович Шереметев во время строительства
московского усадебного комплекса в 1970-е годы.
В самом центре гостиной стоит потрясающий рояль. Он принадлежал
выдающемуся русскому композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну.
Лепная гостиная
Изначально, в конце XVIII века, в этом помещении была Голубая атласная комната. Граф Дмитрий Николаевич Шереметев решает полностью изменить её убранство. Теперь стены стали оштукатуренными и украшенными лепниной. Акцент на богатство сделали вызолоченными элементами декора на потолке и стенах. Обратите внимание на камин. Он идеально сохранился с той поры. Конечно, здесь не один раз были реставрационные работы, но всё воссоздано в том виде, в котором было при графах Шереметевых.
Мебель в Лепной гостиной из красного дерева. Она выглядит особенно,
потому что её создатель, английский мебельщик Томас Чиппендейл, умел
виртуозно совместить в одно целое разные стили и фактуры. Несмотря на
необычный вид, предметы мебели оставались удобными и функциональными.
Кроме того, они еще раз подчеркивали статус хозяев дворца.
На стенах Лепной гостиной вы увидите произведения искусства из коллекции Владимира Владимировича Стрекалова-Оболенского.
Белая столовая
Белая столовая, раньше была Голубой штофной комнатой. Эта комната
служила кабинетом графу Николаю Петровичу Шереметеву и завершала в конце XVIII – начале XIX века парадную анфиладу второго этажа.
В сравнении с другими залами Белая столовая выглядит более обыденно.
Здесь вы увидите простое убранство стен, камин, канделябры, красивую
посуду. Мебель в Белой столовой сделана тем же мастером, что и в Лепной
гостиной, с такими же особенностями и неповторимым стилем Томаса
Чиппендейла.
Предцерковная комната
Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Раньше тут была
Турецкая комната. В 1870 годах в Предцерковной комнате появился
мебельный гарнитур «с золочеными розами и синим шелковым штофом». Стены украшали картины на религиозные сюжеты. Реставрация зала проводилась в 1999 и в 2006.
Если не брать во внимание мебель, то комната тоже выглядит просто и
уютно. Здесь нет обилия украшений на стенах, каких-либо предметов,
которые собирались бы по одному и с радостью принимались в фамильные
коллекции. Лишь портреты на стенах.
Античная гостиная
Сначала в этом просторном помещении находилась Парадная спальня графа
Н.П. Шереметева. В 1839 году архитектор Корсини преобразовал спальню в
Античную гостиную. Античный стиль здесь во всем: высокие потолки, обилие
украшений, соблюдение пропорций и гармонии, теплые тона стен.
Искусственное освещение добавляют канделябры на стенах, свет получается
не ярким и спокойным.
В конце XIX века в этой гостиной стали проводиться парадные трапезы и
гостиная получила название «Серебряная столовая». Серебряная, потому
что в витринах и на стенах были размещены серебряные блюда.
Особое место в Античной столовой занимает блюдо для хлеба-соли,
подаренное освобожденными от крепостной зависимости крестьянами
Александру Дмитриевичу Шереметеву. Крестьяне у графов Шереметевых были
зажиточными. Отношение графской семьи к крепостным было замечательным:
Александр Дмитриевич, в частности, организовал симфонический оркестр,
хор, занимался благотворительностью. Подносное блюдо вырезано из
цельного куска дерева и на лицевой его стороне надпись: «Его Сиятельству
графу Александру Дмитриевичу Шереметеву от благодарных бывших его
крестьян Алексеевской вотчины в память его благодеяния 21 апреля 1885
года».
Белый зал (галерея)
Белый зал был спроектирован и оформлен специально по заказу графа Николая Петровича Шереметева для супруги Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Она была талантливой актрисой и певицей. К сожалению, супруга графа скончалась, а мечта графа о её выступлениях в Белом зале так и не осуществилась.
Белый зал был прекрасно украшен. Люстры из хрусталя в виде корзин
зрительно расширяли пространство и делали его еще более красивым и
светлым. Зал с течением времени потерял былую торжественность, но
реставраторы хорошо потрудились и восстановили его величие. Люстры,
кстати, сейчас не оригинальные, но исполненные в точности, как при
Шереметевых.
В настоящее время в Белом зале организована одна из самых
востребованных концертных площадок. Здесь проводятся симфонические,
камерные, фортепианные, хоровые, духовные и джазовые концерты. Так что,
вполне можно сказать, что отчасти мечта графа Шереметева осуществилась, и
он даже после смерти внёс большой вклад в развитие искусства.
Желтая гостиная
Желтая гостиная – один из самых красивых залов. Здесь вы почувствуете, насколько семья графов Шереметевых любила окружить себя красивыми и дорогими предметами интерьера. Даже пол в гостиной был из наборного деревянного паркета дорогих пород дерева.
Стены оформлены красивым желтым штофом – атласной тканью с тканым
узором. С потолком их гармонично соединяет золоченый карниз, а в центре
огромная золоченая люстра. В простенках зеркала в золоченых рамах. В
общем, богатого убранства в изобилии, можно рассматривать детали очень
долго.
При Шереметевых в Желтой гостиной было много всего ценного, но в начале XX века большинство экспонатов было передано в Эрмитаж.
В центре зала стоит шикарный рояль Михаила Глинки.
В витрине гости могут очень близко рассмотреть скрипку Франческо
Страдивари, альт Жана Батиста Вийома, и скрипку Михаила Глинки. Находясь
в этом зале, испытываешь невероятный трепет, потому что инструменты не
где-то там, в уголке, и отделены от тебя ограждением, а прямо перед
глазами, в очень хорошем состоянии. Это так восхитительно!
В Желтой гостиной мое внимание привлекли Часы-цимбалы и фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
Этрусская гостиная
Когда оформлялась эта гостиная, было модным веянием украшение интерьера в
стиле древней цивилизации этрусков. Их культура оказала большое влияние
на римскую культуру. Многие элементы декора, способы строительства,
формы были заимствованы у этой цивилизации.
Нужно отметить, что, кроме особенного стиля, в украшении стен присутствовала и особая технология. Роспись стен выполнялась прямо по штукатурке, по
дереву, что очень усложняло последующую реставрацию. В Фонтанном доме
стены Этрусской гостиной имеют терракотово-черные оттенки. Роспись
сложная и сделана вручную, что говорит о высоком мастерстве исполнителя.
Потолок и карнизы так же расписаны.
Этрусская гостиная так же, как и некоторые другие залы, служила графам Шереметевым музыкальным салоном.
Малиновая гостиная
Сначала на месте Малиновой гостиной была Старая зала. Но в начале
XVIII века по проекту архитектора Корсини стиль интерьера поменяли на
«второе барокко». Стены обили красивым малиновым штофом, и их украсила
коллекция картин, подаренная князем Павлом Петровичем Вяземским на
свадьбу дочери Екатерины Павловны и графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
Сейчас эта коллекция находится в Эрмитаже.
Малиновая гостиная, на мой взгляд, великолепна! Здесь искусно подобраны картины, стены не перегружены массивным декором – лишь тонкие линии подчеркивают формы, красивая и «легкая» на вид мебель. По-моему,
интерьер очень изящный.
Друзья, подошла к концу наша прогулка по прекрасной усадьбе. Я вам советую посетить дворец графов Шереметевых в Фонтанном доме и обязательно возьмите экскурсию или аудиогид. Парадные залы меня впечатлили: все настолько дорого, красиво и аккуратно, что страшно прикоснуться. Отрадно осознавать, что Шереметевы, будучи состоятельными людьми, не забывали думать о благе окружающих, старались привить любовь к музыке и искусству своим крепостным крестьянам, дать возможность другим быть духовно развитыми.
Билет покупается единый, как в музей музыки в Шереметевском дворце, так и в Анфиладу парадных залов.
Адрес:
Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34;
м. Гостиный двор;
Режим работы:
Понедельник 11:00–19:00;
Среда 13:00–21:00;
Четверг-воскресенье 11:00–19:00
Дорогие читатели, следите за новыми статьями в моем блоге=)