Найти в Дзене

Музыкальный Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге

Друзья, приветствую Вас в своем блоге. Сегодня хочу вернуться в далекое прошлое, почти к основанию нашего прекрасного города. Заглянем в 1712 год? А поможет нам в этом известнейший в наше время Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге. С 1990 года Дворец Шереметевых — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Сегодня в стенах дворца располагается Музей музыки, но об это я расскажу в следующей статье. Усадьба графов Шереметевых была построена на участке между набережной реки Фонтанки и Литейным проспектом. Здание было одним из самых первых в Санкт-Петербурге. Тогда его называли Фонтанным домом. Главное усадебное здание было построено по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который позднее стал главным архитектором Адмиралтейства. В Санкт-Петербурге много зданий, к проектированию которых приложил свой талант и руки Савва Иванович. По сложившейся традиции предлагаю окунуться в историю дворца и его хозяев. Шереметевы –
Оглавление

Друзья, приветствую Вас в своем блоге. Сегодня хочу вернуться в далекое прошлое, почти к основанию нашего прекрасного города. Заглянем в 1712 год? А поможет нам в этом известнейший в наше время Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге.

С 1990 года Дворец Шереметевых — один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Сегодня в стенах дворца располагается Музей музыки, но об это я расскажу в следующей статье.

Усадьба графов Шереметевых была построена на участке между набережной

реки Фонтанки и Литейным проспектом. Здание было одним из самых первых в

Санкт-Петербурге. Тогда его называли Фонтанным домом. Главное усадебное

здание было построено по проекту архитектора Саввы Ивановича Чевакинского, который позднее стал главным архитектором Адмиралтейства. В

Санкт-Петербурге много зданий, к проектированию которых приложил свой

талант и руки Савва Иванович.

По сложившейся традиции предлагаю окунуться в историю дворца и его хозяев.

Необычные экскурсии от местных жителей

История Графов Шереметевых

Шереметевы – боярский род. Борис Петрович Шереметев был

военачальником, генералом-фельдмаршалом. В 1706 году за усмирение

восстания в Астрахани был пожалован титулом графа. Его сын, Пётр

Борисович Шереметев, женился на дочери князя Алексея Михайловича

Черкасского. Семья была богатой и знатной. Состояние Шереметевых росло и

стало настолько большим, что они могли себе позволить стать меценатами.

Николай Петрович, сын Петра Борисовича, построил и украсил подмосковные

усадьбы Останкино и Кусково, ему же принадлежал Фонтанный дом, в

котором мы с вами сегодня находимся, и многое другое. Из рода Шереметевых вышло много воевод, бояр, наместников. Это были как личные заслуги представителей рода, так и по факту причастности к семье.

Вся семья ценила искусство, музыку, литературу. В общем была не только материально, но и духовно богата.

Дворец Шереметевых в Санкт-Петербурге

Шереметевский дворец
Шереметевский дворец

На участке, пожалованном Петром Борису Петровичу Шереметеву, сначала

была построена летняя одноэтажная усадьба. Это было в 1712 году. Позже

потомками графа Шереметева усадьба на Фонтанке дважды перестраивалась.

Владел знатный род этой усадьбой вплоть до 1917 года. За это время,

конечно, здесь многое изменилось.

В 1730 году были построены уже капитальные здания, а также церковь

Святых Симеона и Анны. За дворцом чаще всего присматривали управляющие,

хозяева там почти не жили. В 1743 году Петр Шереметев женился и переехал

с супругой во дворец. Тогда был возведен второй этаж здания и построена

церковь Святой Варвары. После смерти супруги Варвары граф Шереметев

переехал в Москву и дворец в течение одиннадцати лет пустовал либо

сдавался внаем.

В 1788 году во дворце жил Николай Шереметев. Он также решил добавить

строений и изменить облик семейного гнезда. При нем были выстроены

садовый павильон, летний дом, каретные сараи.

В 1809 году поместье было унаследовано шестилетним Дмитрием

Шереметевым. Занимались им его опекуны. Тогда же произошли снова

огромные изменения, появились новые здания, поменялись внутренние

интерьеры Фонтанного дома.

В 1871 году усадьбу Шереметевых унаследовал последний представитель

графского рода Сергей Шереметев. Он посчитал рациональным не просто жить

во дворце, а разделить его на жилую и доходную части. Тогда помещения

со стороны Литейного проспекта обзавелись арендаторами: здесь разместились торговые павильоны, театральный зал и доходные дома. Владел Сергей Шереметев дворцовым комплексом до Революции 1917 года, а потом

передал его советской власти.

При советской власти дворцовый комплекс, естественно, заняли

государственные учреждения. Здесь открылся Музей дворянского быта и быта

крепостных XVIII-XX веков, который по решению властей в 1930 году был

расформирован, а экспонаты переданы в другие музеи, трудовой союз

по заготовке дров «Северокустарь», Астрономический институт со своими

лабораториями,  в послевоенные годы здесь располагался

Научно-Исследовательский институт Арктики и Антарктики (до 1988 года).

В 1990 году в Шереметевском дворце «поселился» филиал Музея

театрального и музыкального искусства. История музея начинается в 1908

году с открытия в Петербурге «Первой русской театральной выставки».

Коллекция музея постоянно пополнялась и были открыты несколько филиалов.

Последний филиал получил название Музея музыки в Шереметевском дворце.

На мой взгляд, расположение именно такого музея в дворцовом комплексе

очень символично: графы Шереметевы любили музыку и в свое время

устраивали разные концерты, на которые приходили представители светского

общества, а музыканты, композиторы стремились попасть именно на эти концерты, чтобы их произведения могли по достоинству оценить коллеги и

публика.

В 1999 году после реставрации во дворце был открыт Белый концертный

зал, где проводятся концерты классической музыки. С течением времени

музей не перестал быть одним из самых музыкальных домов Северной

столицы.

Идем смотреть дворец?

Анфилада Парадных залов Шереметевского дворца

Парадная лестница

Как вы уже заметили, во дворцах Санкт-Петербурга парадные лестницы

всегда выполнены с особым шармом. И здесь не будет исключения – лестница

просто шикарна как по своей архитектуре, так и по оформлению.

При владельцах Фонтанного дома стены Парадной лестницы имели

торжественное оформление. Центральная стена была занята портретом

фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева – основателя

петербургской усадьбы.

Парадная лестница
Парадная лестница
Борис Петрович Шереметев
Борис Петрович Шереметев

Белая гостиная

Начнем экскурсию с Белой гостиной. Это настолько торжественное и

восхитительное помещение, что в моменте не сразу можно определиться, на

что же посмотреть сначала, а на что чуть позже. Интерьер гостиной идеально подобран, она светлая, просторная и с множеством декоративных элементов, деталей, отделана золотом. В Белой гостиной размещена коллекция живописи, которую начал собирать граф  П.Б. Шереметев. К концу XVIII столетия шереметевская коллекция была существенно дополнена графом Николаем Петровичем и стала одной из лучших в России.

Также в Белой гостиной можно увидеть разные скульптуры. Эту коллекцию

собрал граф Николай Петрович Шереметев во время строительства

московского усадебного комплекса в 1970-е годы.

В самом центре гостиной стоит потрясающий рояль. Он принадлежал

выдающемуся русскому композитору Антону Григорьевичу Рубинштейну.

Белая гостиная
Белая гостиная
Белая гостиная
Белая гостиная
Белая гостиная
Белая гостиная

Лепная гостиная

Изначально, в конце XVIII века, в этом помещении была Голубая атласная комната. Граф Дмитрий Николаевич Шереметев решает полностью изменить её убранство. Теперь стены стали оштукатуренными и украшенными лепниной. Акцент на богатство сделали вызолоченными элементами декора на потолке и стенах. Обратите внимание на камин. Он идеально сохранился с той поры. Конечно, здесь не один раз были реставрационные работы, но всё воссоздано в том виде, в котором было при графах Шереметевых.

Мебель в Лепной гостиной из красного дерева. Она выглядит особенно,

потому что её создатель, английский мебельщик Томас Чиппендейл, умел

виртуозно совместить в одно целое разные стили и фактуры. Несмотря на

необычный вид, предметы мебели оставались удобными и функциональными.

Кроме того, они еще раз подчеркивали статус хозяев дворца.

На стенах Лепной гостиной вы увидите произведения искусства из коллекции Владимира Владимировича Стрекалова-Оболенского.

Лепная гостиная
Лепная гостиная
Лепная гостиная
Лепная гостиная

Белая столовая

Белая столовая, раньше была Голубой штофной комнатой. Эта комната

служила кабинетом графу Николаю Петровичу Шереметеву и завершала в конце XVIII – начале XIX века парадную анфиладу второго этажа.

В сравнении с другими залами Белая столовая выглядит более обыденно.

Здесь вы увидите простое убранство стен, камин, канделябры, красивую

посуду. Мебель в Белой столовой сделана тем же мастером, что и в Лепной

гостиной, с такими же особенностями и неповторимым стилем Томаса

Чиппендейла.

Белая столовая
Белая столовая

Предцерковная комната

Предцерковная комната граничит с домовой церковью. Раньше тут была

Турецкая комната. В 1870 годах в Предцерковной комнате появился

мебельный гарнитур «с золочеными розами и синим шелковым штофом». Стены украшали картины на религиозные сюжеты. Реставрация зала проводилась в 1999 и в 2006.

Если не брать во внимание мебель, то комната тоже выглядит просто и

уютно. Здесь нет обилия украшений на стенах, каких-либо предметов,

которые собирались бы по одному и с радостью принимались в фамильные

коллекции. Лишь портреты на стенах.

Предцерковная комната
Предцерковная комната

Античная гостиная

Сначала в этом просторном помещении находилась Парадная спальня графа

Н.П. Шереметева. В 1839 году архитектор Корсини преобразовал спальню в

Античную гостиную. Античный стиль здесь во всем: высокие потолки, обилие

украшений, соблюдение пропорций и гармонии, теплые тона стен.

Искусственное освещение добавляют канделябры на стенах, свет получается

не ярким и спокойным.

В конце XIX века в этой гостиной стали проводиться парадные трапезы и

гостиная получила название «Серебряная столовая». Серебряная, потому

что в витринах и на стенах были размещены серебряные блюда.

Особое место в Античной столовой занимает блюдо для хлеба-соли,

подаренное освобожденными от крепостной зависимости крестьянами

Александру Дмитриевичу Шереметеву. Крестьяне у графов Шереметевых были

зажиточными. Отношение графской семьи к крепостным было замечательным:

Александр Дмитриевич, в частности, организовал симфонический оркестр,

хор, занимался благотворительностью. Подносное блюдо вырезано из

цельного куска дерева и на лицевой его стороне надпись: «Его Сиятельству

графу Александру Дмитриевичу Шереметеву от благодарных бывших его

крестьян Алексеевской вотчины в память его благодеяния 21 апреля 1885

года».

Античная гостиная
Античная гостиная
Античная гостиная
Античная гостиная

Белый зал (галерея)

Белый зал был спроектирован и оформлен специально по заказу графа Николая Петровича Шереметева для супруги Прасковьи Ивановны Жемчуговой. Она была талантливой актрисой и певицей. К сожалению, супруга графа скончалась, а мечта графа о её выступлениях в Белом зале так и не осуществилась.

Белый зал был прекрасно украшен. Люстры из хрусталя в виде корзин

зрительно расширяли пространство и делали его еще более красивым и

светлым. Зал с течением времени потерял былую торжественность, но

реставраторы хорошо потрудились и восстановили его величие. Люстры,

кстати, сейчас не оригинальные, но исполненные в точности, как при

Шереметевых.

В настоящее время в Белом зале организована одна из самых

востребованных концертных площадок. Здесь проводятся симфонические,

камерные, фортепианные, хоровые, духовные и джазовые концерты. Так что,

вполне можно сказать, что отчасти мечта графа Шереметева осуществилась, и

он даже после смерти внёс большой вклад в развитие искусства.

Белый зал (галерея)
Белый зал (галерея)

Желтая гостиная

Желтая гостиная – один из самых красивых залов. Здесь вы почувствуете, насколько семья графов Шереметевых любила окружить себя красивыми и дорогими предметами интерьера. Даже пол в гостиной был из наборного деревянного паркета дорогих пород дерева.

Стены оформлены красивым желтым штофом – атласной тканью с тканым

узором. С потолком их гармонично соединяет золоченый карниз, а в центре

огромная золоченая люстра. В  простенках зеркала в золоченых рамах. В

общем, богатого убранства в изобилии, можно рассматривать детали очень

долго.

При Шереметевых в Желтой гостиной было много всего ценного, но в начале XX века большинство экспонатов было передано в Эрмитаж.

В центре зала стоит шикарный рояль Михаила Глинки.

В витрине гости могут очень близко рассмотреть скрипку Франческо

Страдивари, альт Жана Батиста Вийома, и скрипку Михаила Глинки. Находясь

в этом зале, испытываешь невероятный трепет, потому что инструменты не

где-то там, в уголке, и отделены от тебя ограждением, а прямо перед

глазами, в очень хорошем состоянии. Это так восхитительно!

рояль Михаила Глинки
рояль Михаила Глинки

В Желтой гостиной мое внимание привлекли Часы-цимбалы и фисгармония — клавишно-пневматический музыкальный инструмент.

Часы-цимбалы и фисгармония
Часы-цимбалы и фисгармония

Этрусская гостиная

Когда оформлялась эта гостиная, было модным веянием украшение интерьера в

стиле древней цивилизации этрусков. Их культура оказала большое влияние

на римскую культуру. Многие элементы декора, способы строительства,

формы были заимствованы у этой цивилизации.

Нужно отметить, что, кроме особенного стиля, в украшении стен присутствовала и особая технология. Роспись стен выполнялась прямо по штукатурке, по

дереву, что очень усложняло последующую реставрацию. В Фонтанном доме

стены Этрусской гостиной имеют терракотово-черные оттенки. Роспись

сложная и сделана вручную, что говорит о высоком мастерстве исполнителя.

Потолок и карнизы так же расписаны.

Этрусская гостиная так же, как и некоторые другие залы, служила графам Шереметевым музыкальным салоном.

Этрусская гостиная
Этрусская гостиная

Малиновая гостиная

Сначала на месте Малиновой гостиной была Старая зала. Но в начале

XVIII века по проекту архитектора Корсини стиль интерьера поменяли на

«второе барокко». Стены обили красивым малиновым штофом, и их украсила

коллекция картин, подаренная князем Павлом Петровичем Вяземским на

свадьбу дочери Екатерины Павловны и графа Сергея Дмитриевича Шереметева.

Сейчас эта коллекция находится в Эрмитаже.

Малиновая гостиная, на мой взгляд, великолепна! Здесь искусно подобраны картины, стены не перегружены массивным декором – лишь тонкие линии подчеркивают формы, красивая и «легкая» на вид мебель. По-моему,

интерьер очень изящный.

Малиновая гостиная
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная
Малиновая гостиная

Друзья, подошла к концу наша прогулка по прекрасной усадьбе. Я вам советую посетить дворец графов Шереметевых в Фонтанном доме и обязательно возьмите экскурсию или аудиогид. Парадные залы меня впечатлили: все настолько дорого, красиво и аккуратно, что страшно прикоснуться. Отрадно осознавать, что Шереметевы, будучи состоятельными людьми, не забывали думать о благе окружающих, старались привить любовь к музыке и искусству своим крепостным крестьянам, дать возможность другим быть духовно развитыми.

Билет покупается единый, как в музей музыки в Шереметевском дворце, так и в Анфиладу парадных залов.

Адрес:

Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 34;

м. Гостиный двор;

Режим работы:

Понедельник 11:00–19:00;

Среда 13:00–21:00;

Четверг-воскресенье 11:00–19:00

Дорогие читатели, следите за новыми статьями в моем блоге=)

Экскурсия в Стрельну и Константиновский дворец из Санкт-Петербурга - цена 2 600 ₽