Найти в Дзене
Галина Астапенко

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ И НА ДОНУ. С древнейших времен до наших дней.Часть 6

И главным блюдом на Старый новый год являются вареники Я живу в станице 50 лет и еще помню то, время когда накануне Старого Нового года, то есть 13 января, толпами ходили и взрослые и дети по домам щедровать, одевались в разные костюмы и маски и пели песни –пожелания. Сейчас ходят, но только детские группы и их все меньше и меньше с каждым годом. Все сидят в телефонах, там интереснее и тут уж ничего не поделаешь. Как праздновали Рождество и Новый год в советское время. В «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918года, мы можем прочесть, что « каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. В 1921 году началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь,

И главным блюдом на Старый новый год являются вареники

Я живу в станице 50 лет и еще помню то, время когда накануне Старого Нового года, то есть 13 января, толпами ходили и взрослые и дети по домам щедровать, одевались в разные костюмы и маски и пели песни –пожелания. Сейчас ходят, но только детские группы и их все меньше и меньше с каждым годом. Все сидят в телефонах, там интереснее и тут уж ничего не поделаешь.

Как праздновали Рождество и Новый год в советское время. В «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января 1918года, мы можем прочесть, что « каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой».

Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности. В 1921 году началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа: «Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались». Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены – поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл. Так появляются «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный союз воинствующих безбожников.

Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет Людмила Табунщикова. Мероприятие проходила два дня 6 и 7 января, устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».

Вечером 6января по городу прошли комсомольцы с антирелигиозными песнями, плакатами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день по газетным свидетельствам окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника. Эта акция должна была показать, что атеистическая пропаганда направлена не только на православие, но и на любые религии вообще. «Комсомольские святки» в Ростове-на-Дону активно освящались в газете «Советский юг» (Николай Стариков. История празднования Рождества и Нового года: от Российской…).

Вначале 1920х годов антицерковная политика активно еще не вторгалась в частную жизнь. Все свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. В 1924 году, Корней Чуковский пишет об изобилии московских елочных базаров. Елку для детей устроили в 1923 году в подмосковных «Горках», при уже смертельно больном Ленине.

В конце 1920гг. и начале 1930гг. отношение власти к зимним праздникам меняется. Елка, с которой ассоциируется Рождество, активно клеймится пережитком прошлого и «поповским обычаем». Ставить елки было запрещено, однако старинную традицию сразу отменить и запретить было невозможно. Обыватели продолжали ставить елки у себя дома, при этом плотно закрывая шторы на окнах, так как по улицам ходили общественники и заглядывали в окна. Наличие елки в доме грозило разговором с управдомом, а то и с милицией.

Датой возвращения елки можно считать 28 декабря 1935 года, когда в газете «Правда» выходит статья известного партийного деятеля Павла Постышева, в которой он предлагает вернуть детям новогоднюю елку. «Необходимо устроить коллективные елки для детей. В школах, детских ломах, в дворцах пионеров, детских клубах - везде должна быть детская елка». С этого момента елки и новогодние праздники были разрешены на официальном уровне. С 1936 года начинают проводить большую елку для школьников в колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению. Отмечают Новый год и взрослые. Дома так же ставят и украшают елку, готовят праздничный стол. Но, елку ставят не рождественскую, а новогоднюю. Рождество скорее становится праздником для прихожан. Официальная история Рождества в Советской России закончилась в 1929 году, когда оно перестало быть выходным днем. «Превращение празднования «рождества» в рабочий день – одно из крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах» - писала «Красная газета». (Культура. РФ Рождество: как отмечали праздник в СССР, фотографии).

С 1954 года главная детская елка страны проводится в Кремле. В 1964году на телеэкраны вышел первый новогодний «Голубой огонек» В 1971 году Леонид Брежнев становится родоначальником традиции ежегодного телеобращения главы государства к народу.

Праздник Рождества официально вернулся в Россию в 1991 году. В декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, обьявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днем.