Найти в Дзене
Галина Астапенко

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ И НА ДОНУ. С древнейших времен до наших дней.Часть 4

Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в ХVIII веке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков, “христославить” ходили и старики, разными кампаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к кампании старшин и вместе с ними ходили по всем жителям города. Во всяком доме они пели “Христос рождается”, за что хозяин обязан был заплатить”. В зависимости от возраста, мальчики пели молитвы или песни. Ходили по три-четыре человека. Не принять “христославщиков” считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака, мальчик выходил вперед и говорил: Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной! И восторгом облачитесь в ризу радости святой. Ныне Бог родился в мире, Для чего же он родился? Для чего же беден так?

Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в ХVIII веке, как отмечал историк В. Д. Сухоруков, “христославить” ходили и старики, разными кампаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к кампании старшин и вместе с ними ходили по всем жителям города. Во всяком доме они пели “Христос рождается”, за что хозяин обязан был заплатить”.

В зависимости от возраста, мальчики пели молитвы или песни. Ходили по три-четыре человека. Не принять “христославщиков” считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака, мальчик выходил вперед и говорил:

Торжествуйте, веселитесь, люди добрые со мной!

И восторгом облачитесь в ризу радости святой.

Ныне Бог родился в мире,

Для чего же он родился?

Для чего же беден так?

Он родился для того, чтоб избавить нас от дьявольских сетей,

Возвеличить и прославить, как единственных детей.

Будем вечно Бога славить

И в такой день торжества

Честь имеем мы поздравить

С днем Христова Рождества!

Если “христославили” мальчики 4-5 лет, то они говорили:

Я маленький хлопчик

Принес Богу снопчик,

В дудочку играю,

Христа забавляю.

А вы, люди, знайте

Копеечку дайте

И курочку, петушка

И пшенички два мешка.

- Чем же вы берете? – спрашивали хозяева.

- Чем Бог послал? – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернутся люди от заутрени, христовщикам говорят: “Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!”

Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню:

У Данилы во дворе

На Сиянской горе,

Да стояла древа,

Древа купарева

Да радуйтесь земли

Веселитесь люди

Сын Божий народился!

Колядовщиков одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там, в течение праздника, начиная со второго дня, устраивали “сборки” (посиделки) с музыкой, играми, плясками.

В ночь перед Рождеством, на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг костра собирались родственники. Вероятнее всего это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда Спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.

С кострища, которое сохраняется (на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни, священной травой кочевников, по поверьям отгонявшей злых духов, сохранялась в ладанке на груди. Казак считался не погребенным, если на его могилу не посыпана мать-земля с родного пепелища.

ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ОБИЛНО НАКРЫВАТЬ НОВОГОДНИЙ СТОЛ И ПОЧЕМУ ПЕРВЫ ДЕНЬ НОВОГО ГОДА НАЗЫВЕТСЯ ВАСИЛЬЕВЫМ.

Еще задолго до того как Петр1 перенес начало Нового года на 1-ое января во все времена в христианской Руси в этот день отмечали день памяти Василия Великого. Святочные дни включали в себя три праздника: Рождество, день памяти Василия Великого и Крещение.

Василий Великий из Каппадокии, района Малой Азии, родился в 330 году, в городе Кесария. Учился в одной из Афинских школ. Овладел науками, отличался глубокими познаниями не только в естественных науках: математике, естествознании и медицине, но и в риторике, философии. Владел несколькими иностранными языками.

Василий Великий – богослов и философ. Им были написаны: трактат о Святом Духе, Символ Веры, устав монашеской общины. Он автор многочисленных проповедей, книг, а так же особой литургии, получившей название его имени Василия Великого. Занимался благотворительностью, основывал больницы и приюты для нуждающихся. Еще при жизни за подвижническую деятельность получил название Василий Великий.

Вечер накануне 1 января, назывался Васильевым вечером – именно так на протяжении столетий назывался вечер накануне, привычного нам Нового года. До революции Рождество отмечали 25 декабря, а Васильев день 1го января. Ограничений в еде уже не было, и чем обильнее был стол, тем лучше. Празднование начинали с вечера, который называли Добрым или Щедрым вечером.

Главным блюдом на столе был молочный поросенок, запеченный полностью. Это было связано с тем, что Василий Кесарийский считался покровителем пастухов, скотоводов и свиноводства. Такое угощение символизировало богатый урожай и приплод скота. Рождественского поросенка готовили так. Сначала нужно было его ошпарить кипятком, затем насухо вытереть полотенцем, слегка натереть мукой в тех местах, где осталась щетина, и опалить на огне. После этого как следует промыть в холодной воде, посолить с внутренней стороны, положить на противень спинкой вверх, слегка смазать сметаной, полить растопленным маслом, на противень подлить одну четверть стакана воды и жарить в духовке полтора часа. Чтобы на поросенке образовалась румяная сухая корочка, во время жарения надо несколько раз полить его с ложки жиром. Подавать к столу на большом блюде с гречневой кашей или с тушеной капустой и посыпать сверху рублеными яйцами, полить также сверху жиром, вытопленном при тушении.

Если не было поросенка, то готовили блюда из свинины. На Васильев день готовили пироги, вареники, студень, подавали различные соленья. К празднику делали печенье, в виде фигурок домашних животных, чтобы скотина всегда была здорова и плодилась, а значит, был всегда достаток в доме.

Пекли на Васильев день пирог, но не простой, а с монеткой. А,П, Чехов в 1901 году встречал Новый год в Ницце и оттуда написал письмо своей маме в котором он упомянул одну из семейных традиций печь пирог « со счастьем» и это счастье досталось мне. Имелось ввиду, что Чехову попался кусок пирога, внутрь которого специально положили «гревенник на удачу». (mel.fm Жизнь. Истории.)

Греческая легенда гласит, что правитель Каппадокии потребовал выдать все золото, которое было в городе Кессарии, архиепископом, которого был Василий Великий или он разграбит и завоюет город. Жители собрали целый сундук золота, а архиепископ Василий Великий передал его правителю. Когда правитель открыл сундук и дотронулся до золота, то явился свет, и светящийся всадник с ратью обрушился на правителя, и его войско и уничтожило его. Святой Василий приказал испечь небольшие хлеба и в каждый положить золото и раздать жителям, чтобы никому не было обидно, и каждому в дом пришел достаток. Возможно, эта традиция класть монету в новогодний пирог, пришла к нам от греков, которые в большом количестве проживали на Дону.

На Васильев день следовало одевать праздничную одежду. Утром 1 января совершался обряд посевания: дети и взрослые ходили по домам, разбрасывали зерно с пожеланиями. Хозяйки его собирали и хранили до первых посевов, чтобы был хороший урожай.

Еще одна традиция Васильева дня – гадание. В народе считалось, что Васильев вечер делит Святки на две части: « святые вечера» от Рождества до Васильева дня и «страшные» дни, когда граница с потусторонним миром особенно тонка и можно узнать у нечистой силы свое будущее. Это пример того, как языческие обряды вплелись в христианский уклад. Чаще всего гадали незамужние девушки. Существовало поверье, если в Васильев день первым гостем в доме будет мужчина, то это к счастью, а если женщина, то наоборот. (В фокусе Mail Васильев день в 2025г: дата праздника и традиция накрывать столы. Автор Ксения Парфенова.)