Найти в Дзене
Галина Астапенко

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ И НА ДОНУ. С древнейших времен до наших дней.Часть 5

Когда царь Петр1, перенес начало Нового года на 1 января 1700 года, то, многие традиции праздника Василия Великого перешли на празднование Нового года. Со временем, Новый год постепенно становится более светским праздником, но, тем не менее, накрывать богатый стол, ходить накануне вечером по дворам щедровать и петь песни с пожеланиями хозяевам, ходить посевать зерном утром 1 января – эти традиции сохранились. Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства: когда молодежь вела себя разнузданно: ребята крали продукты, переворачивали лодки, снимали ворота. Исследователи считали, что под Новый год наступает хаос, границы между мирами стирались, и молодежь изображала нечистую силу, которая могла разгуляться раз в году. Их нельзя было гнать или обижать. Наоборот их надо было ублажить, их надо было утихомирить продуктами и деньгами. Настоящая цель тогдашних бесчинств сыграть «хаос», чтобы потом вернуть мир к порядку. Щедровщики ходили в этот вечер по домам, поздравляя, хозя

Когда царь Петр1, перенес начало Нового года на 1 января 1700 года, то, многие традиции праздника Василия Великого перешли на празднование Нового года. Со временем, Новый год постепенно становится более светским праздником, но, тем не менее, накрывать богатый стол, ходить накануне вечером по дворам щедровать и петь песни с пожеланиями хозяевам, ходить посевать зерном утром 1 января – эти традиции сохранились.

Непременной частью этого периода стали так называемые бесчинства: когда молодежь вела себя разнузданно: ребята крали продукты, переворачивали лодки, снимали ворота. Исследователи считали, что под Новый год наступает хаос, границы между мирами стирались, и молодежь изображала нечистую силу, которая могла разгуляться раз в году. Их нельзя было гнать или обижать. Наоборот их надо было ублажить, их надо было утихомирить продуктами и деньгами. Настоящая цель тогдашних бесчинств сыграть «хаос», чтобы потом вернуть мир к порядку.

Щедровщики ходили в этот вечер по домам, поздравляя, хозяев с новым годом и пели пожелания.

Блудили блудцов семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер.

Приблудилися к Егоровым во двор

Святой вечер, добрый вечер

А ты дядя пан, а ты выйди к нам,

Святой вечер, добрый вечер

А ты выйди к нам, да вынеси к нам,

Святой вечер, добрый вечер

Вареников блюдку, да маслица глудку,

Святой вечер, добрый вечер

Бутылку вина “Сантуринского”,

Святой вечер, добрый вечер

Дяденьки дадим коня ворона,

Святой вечер, добрый вечер

Тетеньке дадим колпак с блестками,

Святой вечер, добрый вечер

Мальчику дадим лук и стрелочку,

Красну девочку

Святой вечер, добрый вечер

Девочке дадим кольцо золотое

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер.

Но, прежде чем начать щедровать, подойдя ко двору надо было крикнуть: « Можно пощедровать? Обычно хозяева отвечали -Щедруйте. Но, если свет в доме был выключен и калитка закрыта. Это означала щедровать нельзя. Лет сорок тому назад, мы сотрудники музея, участники фольклорного хора, тоже ходили по станице и щедровали. Одевались в разные костюмы, раскрашивали лица и надевали разные новогодние маски. Обходили много домов, нас угощали только что сваренными варениками, подносили чарку, одаривали конфетами, деньгами. Конечно, нас все узнавали и просили: Девчата, да спойте казачьи песни и мы с удовольствием пели, а хозяева подпевали. Ближе к 12 часам, шли к кому-нибудь домой накрывали столы и встречали Старый новый год.

Уже в наше время, главным блюдом на столе в празднование Старого нового года являются вареники, но не простые, а с сюрпризами. Вареники чаще всего делали с творогом, но несколько штук готовили с мукой, солью, монетой или оставляли пустыми. Достанется вареник, начиненный мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, с сахаром- радостная, пустой вареник – пустая жизнь, с монетой – счастливая и долгая.

Когда появились вареники на Руси? Первое упоминание этого кушанья датируется XIII веком, и его можно найти в литературном памятнике «Палея историческая»: « И вземши сь собою две рабыни, носящи овощи многоцЬнная, и вино ветхое и прЬизрядно, и вареникы… прочяя вещи ины сньдная сладкая».

Это свидетельствует, что уже в то время вареники были известны на Руси. В дальнейшем они получили распространение среди всех сословий. У южных славян существовал обычай лепить вареники с разными предсказаниями в Рождественский сочельник и гадать по ним о судьбе

Название блюда происходит от прилагательного « вареный» - вареным пирожком до сих пор называют вареник иностранцы, когда пытаются описать сьеденное. На Руси закрепилось название вареники, а у других, к примеру, в Польше, получил название «пероги», в словацком – «пирохи»

Версия происхождения названия « вареники».

1 Происходит от глагола « варить» в значении готовить в кипящей воде. Действительно вареники варят, а не пекут.

2 От прилагательного «вареный» - то есть вареный пирог». Так часто называют это блюдо иностранцы.

3.От древнерусского корня «вар», который также присутствует в словах «варить», «варка».

Лингвистический анализ слова « вареники». В его состав входят следующие морфемы: корень «вар», суффикс «ен» ( от прилагательного «вареный»,суффикс уменьшительности «ик»,окончание множественного числа «и» Таким образом, слово « вареники» образовано от корня «вар» с помощью суффиксов. Это один из способов словообразования в русском языке. (Почему вареники называют так: лингвистический анализ. Сидор Черненко.26 декабря2023FB.ru https://fb/ru> article>2023 – pochemu).

Блюдо было популярным, но оно не было повседневным, требовалось много времени, чтобы его приготовить. Поэтому для домашних вареников всегда нужен был серьезный повод. На юге России их подавали на свадьбах, крестинах, поминках и на Масленицу вместе с блинами.

В старину вареники лепили из разной муки: ржаной, гречневой, пшеничной, ячменной. Для разной начинки требовались своя мука и рецепты приготовления. Это было важно не только для вкуса, но и практичной стороны - удержать внутри начинку. В вареных пирожках хорошо себя чувствовали тушеная капуста, грибы, картошка, мак, вишня, черника, клубника, яблоки, фасоль, гречневая и пшеничная каша и другие наполнители из местных любимых продуктов.

Рецепт вареников с творогом приведен в в разделе «Разные кушанья, вошедшие в употребление у русских» в «Поваренной книге русской опытной хозяйки» Екатерины Авдеевой, изданной в 1842 году. А в сборнике Императорского Русского географического общества «Труды энографическо- статистической экспедиции в Западно-Русский край, изданном в 1877году,описывается множество видов вареников с сыром, маком, «урдою» выжимками конопли или мака, с разными ягодами.

Упоминаются вареники в «Описании Харьковского наместничества» изданного в 1785 году. «К вечеру по большой части жители готовили себе пирошки, называемые вареники, которых корка из пшеничного или гречишного теста, а, начинка из свежагу тварогу».

Таким образом, вареники являются неотьемлемой частью частью русской культуры на протяжении многих веков.

На варениках девушки гадали. Способы и приметы, связанные с ними были разными. Могли лепить вареники разной формы и при варке по первому всплывшему определять, кто первый выйдет замуж. Прилипший к дну посуды вареник считался недобрым знаком. Характер суженого угадывали по начинке: с творогом- ласковый и добрый, с мясом – деловитый и прожорливый, с картошкой – ленивый, с капустой- кампанейский и веселый, а если с вишней – муж будет гулящий выпивоха. Из общий миски, девушка выбирала наугад вареник и раскусывала предсказание. Делали и пустые вареники - это означало, что в этом году девушка не выйдет замуж. (История со вкусом. Вареники на Масленицу.https://Kulpole.ru>istoriya-so).

Слушая от старших и сами, распевая щедровки, казачья молодежь воспринимала с детства поэтический строй родного языка, учась щедрости на доброе слово, благодарности за милосердие, презрению к скупости.

В полночь начинали гадать. Гадания были самыми разнообразными. Например, шли в хлев, вырывали шерсть у овцы: если черная – жених будет чернявый, белая – блондин. Считали колья забора: девятый и двадцать седьмой: если кол в коре, то муж будет богатый, если голый – бедняк. Или приносили в дом петуха. На столе раскладывали предметы: зерно, зеркало, кольцо, блюдце с водой и смотрели, что первым клюнет петух, если клюнет зерно, то муж будет богатым, если напьется воды, то пьяница, если посмотрит в зеркало, то муж будет неверным, а если клюнет кольцо, то в этом году девушка выйдет замуж. Загадывали на урожай нового года, ходили под окна и подслушивали разговоры, если говорили такие слова как хлеб, урожай, богатство, то год должен быть удачным.

Утром на Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням “посевать”. Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую долиницу,

В поле стогами, у нас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки мне пятак.

С Новым годом, с новым счастьем я пришел поздравить вас!

Или читали такой стих:

Ходил Илья на Василья

Замочился, заросился

Идя, в поле волочился

В поле, в поле плужок ходит

За тем плужком сам Бог ходит

Мать Божия обеды носила

Бога просила: зароди Боже

Жито, пшеницу, горох, чечевицу и всякую пашницу.

Девушки при посевании ловили зерна и по ним гадали. Если число зерен было четным, значит, девушка скоро выйдет замуж.

Традиция отмечать Старый новый год появилась уже в советское время. Декрет Совнаркома РСФСР « О введении в Российской республике западноевропейского календаря» был принят 24 января 1918 года и был подписан председателем Совнаркома В.И.Лениным 26 января 1918года. Декрет предусматривал, что после 31 января 1918 года сразу должно наступить 14 февраля. Но, русская православная церковь осталась на юлианском календаре, поэтому Рождество отмечается 7 января ( по старому стилю это 25 декабря, а новый год и день Василия Великого 14 января (старый стиль 1-е января.) Так появился Старый новый год, который мы тоже празднуем.