Найти в Дзене
Галина Астапенко

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА И НОВОГО ГОДА В РОССИИ И НА ДОНУ. С древнейших времен до наших дней.Часть 2

При ЕкатеринеII после новогодней литургии также на Новый год устраиваются балы-маскарады, куда приглашались знатные вельможи и дипломаты, на улицах устраивались фейерверки, а с крепостных стен палили пушки. Кроме маскарадов при дворе проводились танцы и игры Весьма популярна была игра в «бирюльки», ее участники ссыпали в кучу фигурки, а потом при помощи специальных крючков пытались их извлечь, не разрушив конструкции. Побеждал тот, кто набирал большое количество фигурок. Считалось, что это занятие для детей или для тех, кому не нужно работать. Сейчас выражение « играть в бирюльки», употребляется в значении « заниматься ерундой, пустяками, откладывая важные дела». И тогда же появляется традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. В качестве сюрприза к новогодней трапезе готовили поросенка фаршированным фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками. При этом все ингредиенты складывали друг в друга как в матрешку. Это блюдо получило название « Императрица». Появляется традиция да

При ЕкатеринеII после новогодней литургии также на Новый год устраиваются балы-маскарады, куда приглашались знатные вельможи и дипломаты, на улицах устраивались фейерверки, а с крепостных стен палили пушки. Кроме маскарадов при дворе проводились танцы и игры Весьма популярна была игра в «бирюльки», ее участники ссыпали в кучу фигурки, а потом при помощи специальных крючков пытались их извлечь, не разрушив конструкции. Побеждал тот, кто набирал большое количество фигурок. Считалось, что это занятие для детей или для тех, кому не нужно работать. Сейчас выражение « играть в бирюльки», употребляется в значении « заниматься ерундой, пустяками, откладывая важные дела».

И тогда же появляется традиция готовить для новогоднего стола необычные блюда. В качестве сюрприза к новогодней трапезе готовили поросенка фаршированным фазаном, куропаткой, жаворонком и оливками. При этом все ингредиенты складывали друг в друга как в матрешку. Это блюдо получило название « Императрица». Появляется традиция дарить друг другу подарки. (Проза ру. В.М.Бусыгин).

Павел I и Александр I ратовали за воздержание в еде, при них в аристократической среде стало модным на праздничном столе соленые огурцы и грибы, салат из редьки, сохранялись так же поросята, другие деликатесы. Вечера и танцы по-прежнему проводились, но без роскоши и излишеств, присущие двору Екатерине II

Вместо ели и сосны наряжали игрушками и сладостями березку, яблоньку или другое деревце.

Традиция ставить елки возвращается в Россию, при императоре АлександреI через Великую княгиню Александру Федоровну (урожденная прусская принцесса Фредерика Луиза Шарлота) жену будущего императора Николая I. В память о своем детстве она ставит елку для своих детей в Москве в 1817 году, и в 1818 году в Аничковом дворце в Петербурге, но не на Новый год, а на Рождество. И традиция ставить елки на Рождество очень быстро распространяется и проникает в городскую среду среди привилегированных слоев населения. В 40-50годы Х1Х елка становится очень важным атрибутом у городской знати. К концу Х1Х нач. ХХ века складывается вся культура празднования Рождества вокруг елки. Как наряжать елку, какие подарки дарить, куда их класть, как вести себя вокруг елки, какие блюда готовить, как одеваться. (Е.Е Левкиевская. История Нового года в царской России.of c. We know).

Рождественскую елку устраивали для детей, это было самое замечательное событие в их жизни. Марина Ивановна Цветаева вспоминала, что елку у них ставили в зале, елка была до самого потолка. Наряжали ее игрушками и разными сладостями: конфетами, орехами, пряниками. Ёлку наряжали взрослые, детей туда не пускали. «И, вот, наконец, наступало долгожданное событие, двери распахивались и дети вбегали в зал, их охватывал полный восторг от того, что они видели». Это было главное событие их жизни. К концу Х1Х века появляются рождественские и новогодние открытки, а так же индустрия елочных игрушек, мишуры, гирлянд. (Е.Е Левкиевская. История Нового года в царской России.of c. We know).

В 1880-ые годы на елке появляется Дедушка Мороз. Образ деда Мороза появился в древней Руси. Славяне верили, что в лесу живет Бог стужи и холода.- Мороз, Карачун, Трескун или Студенец. Прообразы Деда Мороза можно было встретить в рождественских сказках «Морозко», то«Дед Студенец» и «Мороз Иванович».

На один из маскарадов, в столице пришел гость в костюме Мороза Ивановича из одноименной сказки В.Ф. Одоевского(1841г.) о двух девочках – рукодельнице и ленивице. В ней добрый седой старик живет в ледяном доме и когда к нему попадает работящая девушка, он ее одаривает, а когда ленивая, он ее проучивает.

Дедушка раздавал гостям сюрпризы и сладости. И так этот герой понравился публике, что о нем написали в газетах. С тех пор Дедушка Мороз- старец с длинной седой бородой, одетый в шубу и валенки, с волшебным посохом и мешком с подарками начал приходить на новогодние праздники. До революции это были рождественские елки для детей.

В советское время на праздновании Нового 1937года в Московском доме профсоюзов, рядом с Дедом Морозом появляется Снегурочка.

Снегурочка – это фольклорный персонаж, это воплощение богини зимы Мораны, символизирующей собой снег и морозную чистоту. С окончанием зимы Морана таяла, чтобы вновь возродиться с первыми заморозками.

Литературным персонажем Снегурочка стала в Х1Х веке, благодаря русскому собирателю фольклора Александру Афанасьеву. Его сказки вдохновили драматурга Александра Островского на написание в 1873 году пьесы «Снегурочка», а затем появилась опера Римского-Корсакова с одноименным названием. В версии Островского, Снегурочка стала дочерью Мороза и Весны. Живая любовь к Лелю сгубила Снегурочку. Затем Снегурочка становится внучкой Деда Мороза. Окончательно дедушкой Дед Мороз стал для Снегурочки в советское время. Когда оба персонажа стали атрибутами новогодних торжеств. Снегурочка становится постоянной спутницей, помощницей и посредником между Дедом Морозом и детьми.

Из сценария детского праздника начала ХХ века пришла к нам песенка про елочку « В лесу родилась елочка». Стихи сочинила 25-летняя Раиса Кудашева, которые были опубликованы в 1903 году, в детском журнале «Малютка», а в 1905 году Леонид Бекман написал музыку на эти стихи. Песня оказалась так хороша, что мы встречаем с нею Новый год больше 100лет.

В начале, многие не понимали и не принимали немецкую традицию ставить елку на Рождество. И только к концу Х1Х века празднование Рождества с елкой распространяется во всех крупных городах России, а потом уже из барских усадеб распространяется в сельской местности.

Несмотря на то, что главным праздником было Рождество, распространяется традиция отмечать и Новый год. Наступление этих двух праздников пышно праздновали по всей Российской империи. В конце Х1Х нач. ХХ века традиции столицы ничем не отличались от традиций городов губернских и уездных.

Вот как праздновали Новый год в Ростове-на-Дону в конце Х1Х века. Елки ставили на Рождество и стояли они все Святки, то есть с 25 декабря до праздника Крещение Господне, до 7 января. Новый год встречали уже с украшенными елками. В канун Нового года всегда проводили благотворительные акции. Купцы первой гильдии могли купить яблоко за 100 рублей, эти деньги потом раздавали детям из бедных семей. Устраивались благотворительные елки для бедных детей с подарками, играми и другими развлечениями. Вместо покупок в магазинах или покупки елки, можно было пожертвовать деньги в пользу «недостаточных» студентов –ростовцев, которые учились в Москве или Санкт – Петербурге. В 1915 году был открыт сбор пожертвований на подарки для воинов-фронтовиков. Жители города приносили: теплое белье, носки, перчатки, портянки, сапоги, конфеты, пряники, музыкальные инструменты.

Женщинам и девушкам полагалось дарить свежие цветы. Среди зимы дамам преподносили ландыши и фиалки. В Ростове эта традиция прижилась, благодаря работе оранжерей братьев Рамм.

Новый год для зажиточных ростовчан – эта череда визитов и пышных застолий. Балы и маскарады проходили в Доме Мелконова-Езекова, где местные купцы танцевали под музыку столичных оркестров. Городская интеллигенции предпочитала посиделки в клубах и ресторанах.

Много развлечений было на улицах и площадях города. Популярным развлечением было взятие снежного городка, который строился на главной площади и взрослые и дети шли атакой на снежную крепость и старались взять ее. На улицах звучала музыка, можно было угоститься медовухой, прокатиться на тройке, на коньках (в парках заливались катки), устраивались ярмарки. На улицах разворачивались палатки балаганов, где шли различные представления. Билеты разлетались с невероятной скоростью. Рядом с балаганами устраивались аттракционы для детей: можно было покататься на лодочках и лошадках. Простые горожане катались с ледяных гор на санках или, взявшись за руки, вереницей спускались с горки.

Многие ростовчане встречали новогоднюю ночь на светских раутах и балах. Утром,1 января праздник продолжался ростовчане отправлялись поздравлять родственников и друзей. Чтобы не ездить в несколько мест собирались в одном месте. Другие обеспеченные люди в канун праздника старались поспеть с визитами по многим адресам, чтобы лично поздравить своих партнеров. Визитёров везде ждали вкусно накрытые столы.

К 31 декабря все места в ресторанах были полностью забронированы. В Х1Х – нач. ХХвв. большую популярность приобретает заморская кухня, в ростовских ресторанах работают французские повара. Наряду, с поросятами, домашней птицей, дичью, черной икрой, и рыбными блюдами такими как: стерлядь по-царски разварная, паровая, навага, осетрина, судак, появляется суп консоме – это концентрированный бульон из не жирных сортов мяса с гренками, или суп де кривиз – суп пюре из раковых шеек, который готовится на рыбном бульоне, с добавлением небольшого количества вина. Можно было заказать ветчину, разнообразные виды жаркого, сыры, а так же горячий шоколад, мороженое. Южные соседи везли в Российскую империю: чай, лимоны, мандарины, изюм, инжир.