Найти в Дзене
Blackwood history

История оружия. Кольчуга на максималках.

Кольчуга стремительно устаревала. Чем дальше, тем больше она превращалась из непробиваемой стальной чешуи первых рыцарей в защиту, весьма распространенную, хотя и не слишком надежную. Ее законное место главной и лучшей защиты военной элиты уверенно занимали бригантины и латы. Доспехи намного более прочные, легкие и удобные. Но внезапно оказалось, что даже во времена позднего Средневековья обойтись без старой доброй кольчуги все равно никак не получалось. Несмотря на свою чудовищную нетехнологичность, приличный вес и весьма посредственную устойчивость к новым средствам поражения, даже в середине XV века кольчуга все еще оставалась, пожалуй, самым дешевым и доступным доспехом, который массово использовали не только пехотинцы, набранные из простолюдинов, но и профессиональная наемная пехота. Даже рыцари, стремительно заковывающиеся в латы, не могли совершенно уже отказаться от кольчуги. Кольчужным полотном, нашитым на акетоны, закрывались сочленения доспехов и усиливались ослабленные мест

Кольчуга стремительно устаревала. Чем дальше, тем больше она превращалась из непробиваемой стальной чешуи первых рыцарей в защиту, весьма распространенную, хотя и не слишком надежную. Ее законное место главной и лучшей защиты военной элиты уверенно занимали бригантины и латы. Доспехи намного более прочные, легкие и удобные. Но внезапно оказалось, что даже во времена позднего Средневековья обойтись без старой доброй кольчуги все равно никак не получалось.

Несмотря на свою чудовищную нетехнологичность, приличный вес и весьма посредственную устойчивость к новым средствам поражения, даже в середине XV века кольчуга все еще оставалась, пожалуй, самым дешевым и доступным доспехом, который массово использовали не только пехотинцы, набранные из простолюдинов, но и профессиональная наемная пехота.

Даже рыцари, стремительно заковывающиеся в латы, не могли совершенно уже отказаться от кольчуги. Кольчужным полотном, нашитым на акетоны, закрывались сочленения доспехов и усиливались ослабленные места бригантных и латных комплексов. Одним словом, и во времена появившегося огнестрела, архаичной уже кольчуге было чем заняться на поле боя. Вот только хотелось бы сделать ее легче, прочнее и удобнее.

Ну что же, похоже, что нестареющей классике снова требовалось новое прочтение.

И снова кольчуга нуждается в твоей помощи.
И снова кольчуга нуждается в твоей помощи.

Нужно сказать, что попытки облегчить кольчугу и сделать ее прочнее, предпринимались еще в начале XIII века, в те славные времена, когда она была едва ли не единственной защитой военной аристократии. Простая и лежащая на поверхности идея собирать кольчугу из сплющенных колец, пришла в голову сразу нескольким оружейников в разных концах Европы почти что синхронно. И была эта идея чудо как хороша, потому что давала фактически "на ровном месте" сразу несколько серьезных плюсов.

Во-первых, сплющенное кольцо, если сравнивать его с обычным кольцом того же диаметра, было заметно легче, а значит, и весь доспех терял в весе, что было невозможно переоценить. Во-вторых, плоские кольца, продетые друг через друга, закрывали несколько большую часть внутреннего отверстия, формируя таким образом практически сплошное металлическое полотно, уменьшая количество слабых зон, за которые мог зацепиться наконечник стрелы или арбалетного болта. Ну и в-третьих, такие "тонкие" кольца имели лучшую подвижность относительно друг друга и формировали в целом намного более тонкое металлическое полотно без существенного ущерба прочности, а значит, делали воина, облаченного в него, более подвижным и мобильным.

Вот только ко всем этим несомненным плюсом, прилагался один практически незаметный минус и назывался он, чудовищный рост трудозатрат. Теперь каждое из двадцати тысяч колец нужно было не только протянуть, накрутить, разрезать, просверлить, свести и заклепать. Их нужно было еще сплющить, а потом обработать внешний и внутренний диаметр, чтобы попасть в более или менее единый размер. И вот именно поэтому, сколько-нибудь распространенными такие кольчуги не стали. К тому же, буквально через пятьдесят лет, на поле боя стали массово появляться сначала бригантины, а чуть позже и латы и про все эти эксперименты с массовым выпуском плоскоколечных кольчуг успешно забыли.

Латные доспехи у нас конечно не прижились. Не та военная традиция.
Латные доспехи у нас конечно не прижились. Не та военная традиция.

И идея эта так и ушла бы в забытье, оставшись в истории в виде редчайших артефактов, если бы в этот самый момент, далеко на востоке Европы не начала входить в полную силу новая русская военная традиция.

Латные доспехи в наших землях не прижились по многим причинам, главными из которых были крайне бедные земли и удручающе неприятный климат. Уже к концу XIV века любому, у кого были глаза, было понятно, что Русское Государство отстает в качестве конного поголовья не только от Западной Европы с их огромными носорогоподобными рыцарскими дестрие, но также от османов и многих других южных соседей. И это не говоря уже о том, что с хорошим железом, в огромном количестве требующимся для массового производства пластинчатой и латной брони, в те далекие времена на Руси было так себе, если честно.

А это значило, что наша тяжелая ударная конница год от года становилась слабее той, что могли выставить наши соседи. И для того, чтобы не уступить врагу поле боя, требовалась совершенно новая военная традиция, которой предстояло заменить русское рыцарство классического Средневековья. Таким решением стала бронированная стрелковая кавалерия. Отличная гибридная конница, способная при необходимости как вломить врагу накоротке, так и вести стрелковый бой против любого противника. Именно это решение привело веком позже к формированию русского поместного войска. А подоспевший как раз к этому моменту первый нормальный огнестрел, усилил и без того немалый стрелковый потенциал новой русской конницы.

И вот для этих больших масс тяжелой гибридной кавалерии, латы были лишними совершенно точно. Даже намного более легкая и удобная бригантина не смогла, хотя и пыталась встроиться в эту новую военную традицию. От защитного снаряжения требовалась не только приемлемая защита, но также небольшой вес и максимально возможная подвижность. А это означало, что пришло время новых экспериментов с архаичной к тому времени кольчугой.

Битва при Клушино. Большие массы бронированной стрелковой крнницы. Синхронная картина
Битва при Клушино. Большие массы бронированной стрелковой крнницы. Синхронная картина

Одним из результатов этих экспериментов стал кольчато-пластинчатый доспех во всем своем разнообразии. Впрочем, о бахтерцах, коланторях и юшманах мы поговорим в следующий раз. Вторым же основным направлением экспериментов с кольчугой была идея вновь использовать те самые плоские кольца. И вот эта идея оказалась намного более интересной и перспективной. К тому же добравшаяся к середине XV века до Руси Научно-техническая революция, позволяла воплотить эту идею на качественно другом уровне.

Кольчужные кольца, очень сильно увеличив в размерах, стали делать при помощи механической штамповки. В форму, содержащую сразу несколько штампов для колец, помещали толстые проволочные кольца, после чего били по ней обычным или механическим молотом. В результате получалось сразу полдюжины здоровенных двадцати - двадцати пяти миллиметровых в диаметре шайб, пригодных как для сварки, так и для склепывания. через гвоздь.

Собранную из таких колец кольчугу, стали называть "пансырь" или "боданы бесерменьскыя", то есть "байдана басурманская", что как бы намекает на регион, откуда до наших предков добралась первоначальная идея подобной брони.

Конечно, даже такая высокотехнологичная по меркам Средневековья штамповка кольчужных колец была все еще трудозатратна. Но, во-первых, колец из-за их величины на байдану уходило теперь намного меньше, а во-вторых, плюсы нового доспеха, без малейшего сомнения перевешивали этот серьезный минус.

Кольчуга и байдана. Как говориться, найдите три отличия.
Кольчуга и байдана. Как говориться, найдите три отличия.

Сформированное в прессе шайбовидное кольцо мало того что было само по себе качественнее скрученного из тянутой железной проволоки собрата. Так оно еще и имело полноценные ребра жесткости, делавшие его намного более прочным, чем любое кольчужное плетение. Надетый поверх плотного поддоспешника "пансырь", позволял в ближнем бою просто игнорировать большую часть наносимых ударов, ничуть не уступая в защите европейской бригантине.

Еще одним плюсом было то, что большие плоские кольца, продетые друг в друга, формировали даже не два, а местами три слоя. перекрывая друг друга многократно, не только неплохо амортизируя удар, но и совершенно закрывая внутренние отверстия колец, делая байдану плохо восприимчивой к стрелковому колющему урону.

  • При внешнем диаметре кольца в 24 мм, ширина плоскости кольца составляет 4,5 мм, а толщина 2,5 мм. Концы колец байданы плоско раскованы и наложены один на другой внакладку, без какого-либо соединения шипом или гвоздем. (Описание байданы Бориса Годунова).

То есть, понимаешь, дорогой друг, при внутреннем диаметре в тринадцать миллиметров, в него заходили с четырех сторон еще четыре подобных кольца по четыре с половиной миллиметра шириной. При этом, хотя они и закрывали его практически полностью из-за того, что кольца были плоскими, подвижность их относительно друг друга сохранялась в полном объеме. А значит, с подвижностью у хозяина такого "пансыря" все будет отлично. И это было трудно переоценить. Особенно если ты конный лучник.

Собственно байдана.
Собственно байдана.

Натурные испытания говорят, что уже с семидесяти шагов такая броня противостоит стрелам ничуть не хуже бригантины, а в ближнем бою дает даже некоторые преимущества по причине того, что позволяет ему сохранять превосходную мобильность. Единственно, против чего такой замечательный доспех не защищал никак, было тяжелое инерционное оружие вроде шестоперов и люцерновых молотов, пуля с близкой дистанции, картечный залп из пушки или таранный рыцарский удар. Но от этого смертоносного арсенала вообще мало что защищало, если честно.

И хотя вся эта конструкция, конечно же, уступала в защите и прочности синхронным с ней европейским латным комплектам, не будем забывать, что для стрелковой кавалерии, возможность свободно пользоваться в седле саадаком или карабином, было важнее доспеха любой прочности. Ну просто потому, что доехать до такого средневекового русского драгуна с двумя пищалями а полувеком позже и вовсе карабинами у седла, можно было, только миновав по пути пару тяжеленных свинцовых пуль, которым прочность твоей бригантины, а с двадцати метров и латной кирасы была совершенно до фонаря.

Латы говориш? Нуну.
Латы говориш? Нуну.

Так же несомненным плюсом для любого уважающего себя воина было то, что байдану можно было начать украшать уже с самого начала производства. Очень скоро, прямо на внутреннюю поверхность штампов, в которых формировались кольца для байданы, стали наносить надписи. Получившиеся в результате кольца несли на себе мудрые изречения, удачные фразы и даже цитаты из Библии. Поэтому коварный враг, увидев такую красоту, терялся и пропускал пару-тройку ударов, пока пытался прочитать, что там у тебя на доспехе написано.

  • На каждом кольце с лицевой стороны выбита надпись на русском языке, идущая по кругу кольца. На некоторых кольцах надпись: "С нами бог ни ктоже на ны". (Описание байданы Бориса Годунова).

Нет, серьезно, такие кольца с цитатами из Евангелия были крайне популярны у владельцев байдан. Потому что, во-первых, это красиво, особенно если их позолотить или посеребрить. А во-вторых, как ни крути, это настоящий божественный оберег. Не святая реликвия, конечно, но в бою небесполезна совершенно точно.

Надпись на кольцах со слов заказчика, дорого, пафосно, красиво.
Надпись на кольцах со слов заказчика, дорого, пафосно, красиво.

Вторую половину XVI века, байдана встретила, уже полностью сформировавшись. Теперь это была кольчатая броня весом от шести до десяти килограмм, с крупными и достаточно тонкими кольцами диаметром около двадцати - двадцати пяти миллиметров. Она отлично защищала от случайных ударов, стрел, арбалетных болтов и даже аркебузных пуль на излете. При этом оставляла за владельцем превосходную мобильность и не переутяжеляла всадника, идущего в бой на местной лошади, которая все еще была не особо героических размеров. И все у "боданы бесерменьскыя" было хорошо, кроме одного. Она так и не стала главной броней русского воина той эпохи.

Сначала на ее пути непоколебимой стеной встал кольчато-пластинчатый доспех. Все эти колантари и бахтерцы, хотя и были менее технологичными и более тяжелыми, в итоге оказались дешевле и проще в производстве. А когда в игру вступил тегеляй, стало понятно, что у всех остальных конкурентов, шансов стать хоть сколько-нибудь массовым доспехом не осталось ни одного.

Чрезвычайно дешёвый и при этом достаточно прочный и надежный набивной доспех, немедленно оттеснил на обочину всех своих соперников из сегмента дешевой защиты, став одним из самых распространённых доспехов русской кавалерии вплоть до начала XVII века. Хотя даже он не смог выбить байдану из игры полностью. Каждая десятая кольчуга, надетая на русского воина в XVI веке, была "пансырем". Девять же из десяти стальных приходилось на кольчато-пластинчатую защиту и старые добрые архаичные кольчуги из тянутой проволоки, помнившие еще британские походы англов и саксов.

Пробить стрелой? Ну что тут сказать удачи.
Пробить стрелой? Ну что тут сказать удачи.

Закончила свой век байдана вместе с остальными доспехами во времена Петровских реформ, когда конное поместное войско было окончательно ликвидировано и заменено кавалерийскими полками нового строя. Во времена скорострельной полевой артиллерии и больших батальонов кольчуге, даже лучшей ее версии, не было больше места на поле боя.

Впрочем, нужно признаться, что еще какое-то время в Персии, Индии и землях Кавказа попадались кольчуги, собранные из плоских колец - прямые потомки "боданы бесерменьскыя", но это была уже совершенно точно не она. Кольца были меньше, ширина плоскости невелика. Эти изделия XVII - XVIII века больше не были непробиваемой драконьей чешуей, скорее, толстой железной рыболовной сетью, в ячейки которой можно было просунуть палец. Но и они продержались только до начала XIX века и сгинули, оставив после себя немногочисленные артефакты в могильниках великих воинов и славных джигитов.

Очень похоже на байдану но не она. Дыры в кулак
Очень похоже на байдану но не она. Дыры в кулак

На этом заканчивается история лучшей из кольчуг, появившейся под светом звезд этого мира. А в следующий раз мы поговорим о латах. Тех самых латах, что так и не прижились в русских землях. А на сегодня все.