Найти в Дзене
Forbes Sport

Миллиард с экрана: как топовые футбольные лиги Европы зарабатывают на ТВ-контрактах

Оглавление
Фото Sportphoto / TASS
Фото Sportphoto / TASS

Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) опубликовал финансовый отчет, согласно которому общий доход европейских лиг от продажи телевизионных прав за сезон-2023/24 составил €8,5 млрд. Большая часть выручки пришлась на пятерку лучших национальных лиг – Английскую премьер-лигу (АПЛ), испанскую Ла Лигу, немецкую Бундеслигу, итальянскую Серию А и французскую Лигу 1. Forbes Sport раскрывает подробности телевизионных сделок и распределения денег между клубами

Англия: стоимость внутренних телевизионных прав высшего дивизиона  выросла на 3500%

В декабре 2023 года Английская премьер-лига (АПЛ) заключила новую рекордную сделку с медиа-гигантами Sky Sports и TNT Sports на 6,7 млрд фунтов стерлингов за право транслировать до 270 матчей в прямом эфире за сезон на внутреннем рынке. В высшем дивизионе заявили, что соглашение, которое охватывает четыре года (2025 – 2029), является «крупнейшим по правам на спортивные медиа, когда-либо заключенным в Великобритании» — контракт выгоднее предыдущего на 4%, отмечает BBC. С момента, когда в 1980 году ITV Sports заплатила за телевизионные права высшего дивизиона 12 млн фунтов, их стоимость выросла на невероятные 3500%.

Руководство АПЛ осознает, что продавать права на внутреннем рынке еще дороже вряд ли получится. Это обусловлено стремительным снижением уровня жизни, в том числе из-за Брекзит — согласно исследованию экономического Фонда Джозефа Раунтри (JRF), к 2030 году доход среднестатистической британской семьи уменьшится на 1 400 фунтов стерлингов, пишет The Guardian.

Вполне логично, что АПЛ делает ставку на зарубежных вещателей, которые в последнем цикле (2022 – 2025) впервые в истории принесли больший доход, чем внутренние телевизионные контракты — 5,05 млрд фунтов против 5 млрд фунтов, зафиксировал The Athletic. Ожидается, что в новом цикле этот отрыв заметно увеличится. В настоящее время наибольший доход лиге приносит соглашение с NBC на $450 млн в год, рассчитанное до лета 2028 года.

Самая богатая футбольная лига мира славится самым справедливым распределением заработанных средств: сумма, заработанная чемпионом, не может превышать отчисления команде-аутсайдеру более чем в 1,5 раза. В прошлом сезоне чемпион «Манчестер Сити» получил доход от ТВ €212,2 млн, тогда как финишировавший последним в турнирной таблице «Шеффилд Юнайтед» — €132,3 млн, утверждает Marca.

Национальные телевизионные права распределяются следующим образом: 50% делят поровну 20 клубов АПЛ, 25% – на основе спортивных заслуг, а оставшаяся четверть зависит от количества транслируемых матчей в течение сезона в прямом эфире. Это важно, потому что еще с 1960 года в Англии действует закон, согласно которому лишь 70% матчей высшего дивизиона показываются онлайн. Футбол по ТВ не транслируют в субботу с 14:25 до 17:25, поскольку в это время играются поединки низших дивизионов, и трансляции могли бы отразиться на посещаемости таких матчей.

Что касается международных телевизионных прав, то 69% дохода распределяются равномерно и 31% – по спортивному принципу. Разница между заработком первого и последнего клубов не может превышать 1,8%.

Испания: «Реал» и «Барселона» меняют стоимость всего

Второе место по уровню телевизионных доходов занимает испанская Ла Лига. Согласно действующей пятилетней сделке (2022 – 2027) на продажу внутренних прав, Movistar и DAZN заплатили лиге €4,9 млрд (€900 млн в год). Это меньше, чем лига зарабатывала за год по предыдущему трехлетнему соглашению на ТВ-трансляции внутри Испании — порядка €1,13 млрд за сезон.

Получать хороший доход от телевидения испанские клубы стали лишь с 2015 года, когда новый президент лиги Хавьер Тебас убедил руководство мадридского «Реала» и «Барселоны» отказаться от самостоятельной продажи телевизионных прав и войти в единый пул. Согласия удалось добиться только при условии, что топ-клубы будут ежегодно получать по этой сделке не менее €140 млн в сезон. Сегодня участники «Класико» аккумулируют даже большие суммы — по итогам прошлого сезона каталонцы заработали от ТВ €162,4 млн, а мадридцы получили €159,5 млн.

В 2023 году Ла Лига заключила соглашение с Mediapro в качестве аудиовизуального агентства лиги, которое занимается реализацией международных телевизионных прав высшего дивизиона чемпионата Испании — соглашение действует до конца сезона-2028/29, зафиксировала SportsPro. В настоящее время агентство продает международные права Ла Лиги по сделке стоимостью €897 млн за сезон.

При распределении телевизионных доходов далеко не все средства делятся между клубами. 8,2% от внутренних и международных сделок уходит частной инвестиционной компании CVC, которая в 2021 году на таких условиях выделила Ла Лиге €2 млрд – соглашение рассчитано на 50 лет. Кроме того, 3% денег направляется для помощи другим видам спорта, 2,5% – в Фонд помощи при вылете из лиги, 2% – в Испанскую федерацию футбола, 1% – в институциональную часть Ла Лиги и 0,5% – в профсоюз игроков AFE.

Распределение средств в Ла Лиге происходит следующим образом: 50% делятся поровну между 20 клубами, 25% – в зависимости от спортивных показателей и еще 25% – на основе социального статуса, где решающими являются заполняемость трибун и размер аудитории. По итогам прошлого сезона между клубами высшего дивизиона было распределено €1,351 млрд и еще €147 млн досталось командам Сегунды (второй дивизион), уточняет платформа рыночной аналитики 2Playbook.

Германия: деньги на развитие молодых талантов

В отличие от Англии и Испании, немецкая Бундеслига делает акцент на внутренний рынок. В конце 2024 года Немецкая футбольная лига (DFL) подписала четырехлетнее соглашение со SKY и DAZN на право трансляции матчей Бундеслиги в Германии стоимостью €4,48 млрд в период с 2025 по 2029 годы. Это на 2% выгоднее предыдущей сделки. Для сравнения, за международные права немцы ежегодно получают выручку всего в €214 млн.

Примечательно, что внутренние телевизионные права также распространяются на немецкоязычные Швейцарию, Австрию, Люксембург, Лихтенштейн, восточную часть Бельгии и северо-запад Италии. Несколько раз DFL получала аналогичные испанскому предложения от CVC, но трижды отказывала из-за огромного общественного неприятия футбольных фанатов и многочисленных акций протеста.

50% от общей суммы (€1,121 млрд в год) делятся поровну: по €26 млн на каждую команду Первого дивизиона и по €7,4 млн на каждую команду Второго дивизиона. Из оставшейся половины 43% распределяются на основе турнирных показателей не только последнего сезона, но и за пять лет. Еще 4% основаны на таких концепциях, как устойчивость, молодые таланты и конкуренция. Эти факторы учитывают количество минут, сыгранных немецкими игроками U-23. Оставшиеся 3% распределяются в соответствии с медийными и коммерческими интересами каждого клуба.

Что касается международных телевизионных прав, 50% распределяется на основе турнирной таблицы Бундеслиги за последние пять лет, 35% – поровну и 15% – на основе выступлений в международных турнирах за последнее десятилетие.

Италия, Франция (и Россия): немного денег и сложные схемы

Руководство итальянской Серии А пыталось добиться ежегодной выплаты от продажи внутренних телевизионных прав в размере €1,2 млрд за сезон, но в 2023 году SKY и DAZN смогли предложить лишь пятилетнюю (2024 – 2029) сделку на €4,5 млрд, писал Bloomberg. И все же это большие деньги на фоне очень скромной реализации зарубежных прав, не превышающих €200 млн за сезон.

Распределение доходов от телевидения в Италии имеет сложную структуру. 28% делятся, исходя из спортивных результатов, 20,53% — в зависимости от занятого места в последних пяти розыгрышах, 7,47% — на основе очков, заработанных в последней кампании. Оставшаяся доля распределяется на основе социальных связей (22%), количества зрителей на стадионе (12,54%), телеаудитории (8,36%) и количества минут, сыгранных молодыми игроками (1,10%).

Хуже всего из топ-лиг дела обстоят во Франции. Прошлым летом Профессиональная футбольная лига (LFP) лишь в последний момент подписала пятисезонное (до 2029 года) соглашение с DAZN и BeIN стоимостью €2,5 млрд. Вот только клубам достанется гораздо меньше €500 млн за сезон, поскольку в 2022 году CVC выделил LFP €1,5 млрд за право забирать ежегодно 13% дохода от реализации телевизионных прав.

Распределяют выручку в Лиге 1 следующим образом:. 30% дохода делят поровну между клубами, еще 30% — в зависимости от спортивных результатов, 20% — от количества сезонов в высшем дивизионе и еще 20% – телевизионной аудитории.

В России основной вещатель Премьер-лиги, телеканал «Матч ТВ», в 2022 году значительно улучшил условия контракта. До этого канал платил лиге 1,7 млрд рублей за сезон, а теперь – 7,9 млрд рублей ($95 млн долларов) в год. Доля телевизионных доходов очень скромная (всего 12%) от общей выручки РПЛ, и поэтому долгое время схема распределения была очень простой: 50% – поровну среди всех клубов и 50% – в зависимости от места в таблице.

Новый контракт позволил РПЛ войти в топ-10 лиг Европы с самыми щедрыми телевизионными соглашениями, и в 2024 году в схему внесли изменения. 90% доходов делят по старой схеме, а 10% разбили на две составляющие: 5% – в зависимости от посещаемости матчей и еще 5% – от активности клубов в соцсетях и медиа.