Найти в Дзене

Без слёз под стук колёс, или Путешествуем на поезде радостно

Когда в детстве родители однажды сказали, что в этот раз мы поедем в деревню к бабушке и дедушке не на автобусе, а на поезде, я не поверила. Они объяснили, что это типа «домик на колёсах», где можно есть, спать и играть прямо в движении. И я решила, что это шутка. Ну как так? Ехать в «многоквартирном доме», который сам повезёт тебя куда нужно? А за окном будут мелькать поля и города? Звучало как сказка. Но оказалось — правда. И более того — в таком «домике» я в итоге провела не один десяток часов своей взрослой жизни. Итак, как, наверное, уже понял читатель, я люблю поезда и предпочитаю, если есть выбор, именно такой способ путешествий на дальние расстояния. И дело тут не только в аэрофобии. Даже если самолёты и стали бы оснащаться мегапарашютами, гарантирующими стопроцентную выживаемость в любой ситуации, первое место в топе моих дорожных предпочтений всё равно бы осталось за поездом. Более того, я почти уверена: если бы в жизни главными ценностями были не деньги и скорость, а что-то
Оглавление

Когда в детстве родители однажды сказали, что в этот раз мы поедем в деревню к бабушке и дедушке не на автобусе, а на поезде, я не поверила. Они объяснили, что это типа «домик на колёсах», где можно есть, спать и играть прямо в движении.

И я решила, что это шутка. Ну как так? Ехать в «многоквартирном доме», который сам повезёт тебя куда нужно? А за окном будут мелькать поля и города? Звучало как сказка. Но оказалось — правда. И более того — в таком «домике» я в итоге провела не один десяток часов своей взрослой жизни.

Итак, как, наверное, уже понял читатель, я люблю поезда и предпочитаю, если есть выбор, именно такой способ путешествий на дальние расстояния. И дело тут не только в аэрофобии. Даже если самолёты и стали бы оснащаться мегапарашютами, гарантирующими стопроцентную выживаемость в любой ситуации, первое место в топе моих дорожных предпочтений всё равно бы осталось за поездом.

Более того, я почти уверена: если бы в жизни главными ценностями были не деньги и скорость, а что-то более душевное и гармоничное, то поезда стали бы самым популярным способом путешествий для большинства.

Представьте: мерный перестук колёс, пейзажи за окном, время, которое будто остановилось. Никуда не надо спешить. Просто едешь, думаешь, смотришь. Это идеально подошло бы людям любого возраста. Ведь так важно хоть иногда замедлиться и почувствовать жизнь, а не нестись сквозь неё сломя голову.

-2

Разумеется, как и у всякой вещи и явления, есть у перемещений подобным образом и минусы, которые трудно (или и вовсе невозможно) преодолеть. Ярчайший пример: сосед — храпун или «выпивун и друзей с собой в твоё купе приводун». Но вопрос, как вести себя в таких случаях, — тема отдельной статьи. Здесь же мы рассмотрим ситуацию более-менее обычной поездки: когда всё тихо и мирно и задача одна — дотерпеть до конца пути.

По моим наблюдениям, именно с таким настроем (дотерпеть, домучиться) большинство ж/д путешественников и садятся в вагоны. И это — самая главная ошибка, буквально отравляющая последующие часы (и дни) и не позволяющая увидеть другие — позитивные, полезные — стороны путешествия поездом.

Итак, сначала о полезностях: явных и скрытых.

Долгожданный сон

Самое очевидное, пожалуй, для каждого: поезд — отличный способ наконец-то выспаться! Особенно если впереди многодневная дорога. Нет посторонних дел, работы, нет будильников, запрыгивающих на голову котов, зовущих гулять собак…

Можно наконец дать себе волю и проспать реально столько, сколько захочется. А если взять с собой повязку на глаза (маску для сна), спать можно «в темноте» в любое время суток. От шумных соседей отлично спасают две вещи: релакс-музыка в ушах либо ушные затычки для плавания. Проверено!

Хочешь похудеть? Садись в поезд!

-3

Поезд — неплохой способ похудеть, устроив разгрузочные дни. Да-да, именно так. Нужно лишь не поступать «как все» и не набирать с собой в дорогу пресловутых жареных куриц и дошираков, а ограничиться лёгкими кашами в пакетиках, орехами и фруктами, лучше всего — яблоками (что называется, не гнутся, не мнутся, не портятся).

Находясь в вагоне, мы преимущественно пребываем в сидяче-горизонтальном положении и ничего физически не делаем. Следовательно, калорий затрачиваем в разы меньше обычного, поэтому и еды нам требуется самый минимум.

А тот «жутчайший голод», который, судя по количеству съедаемых даже за непродолжительную поездку продуктов, испытывает большая часть пассажиров, не что иное как реакция мозга на банальную скуку, самим же хозяином и вызванную.

При этом подобное переедание в поезде не только эту самую скуку усиливает, но и лишает человека энергии и шанса найти себе занятие. Ведь все силы организма уходят на переваривание пищи. Одним словом, получается рукотворный замкнутый круг во имя желудка. Как выжить на яблоках и чем же занять себя в пути — в следующих пунктах.

Чтение — всему голова

Любишь читать? Прекрасно! Не любишь? Самое время начать! Поезд — рай не только для книголюбов (с ними всё понятно: взял сумку с детективами или нагрузил электронный гаджет под завязку — и вот уже и выходить пора), но и для тех, кого процесс чтения занимает мало. Будьте уверены: в поезде займёт! Стоит только попробовать.

Всё дело в таком явлении, как информационный голод. В повседневности мы постоянно окружены и перерабатываем, сами того не замечая, горы печатной информации: от отчётов и инструкций на работе до переписки в мессенджерах.

Когда происходит вынужденное попадание в без- или малоинформационное пространство, у нас начинается своеобразная ломка. Так, например, стоя в пробке, мы принимаемся изучать вывески, витрины, рекламу на обочине и даже номера машин, а во время поездки в лифте — пробегать глазами инструкцию по безопасности. И это успокаивает и расслабляет.

Вагон поезда — это крайне малоинформационная среда и, чтобы избежать изучения сведений о том, кто, где и под каким номером упаковал ваше постельное бельё, а также какого числа была разлита по бутылкам минералка, лучше сразу взять с собой хорошую книгу.

Как определить, какая книга хорошая? Либо спросить у друзей-книголюбов, либо заранее поискать онлайн.

-4

Свободное время — с пользой!

Используя и сочетая информационный голод и массу свободного времени, можно не только привить себе любовь (пусть и временную) к чтению, но и попробовать «дела», до которых было как-то недосуг в родных пенатах. Например:

  • Заняться рукоделием— вышиванием, плетением из бисера и т. д. Дома на всё это может не хватать ни времени, ни терпения, ни даже желания, а вот поезд — совсем другое дело.
  • Начать писать/рисовать. Никто не говорит о создании шедевров: коротенький стих, небольшой рассказ или нарисованная ручкой «калякамаляка» гарантированно займут ваше внимание не на один час и принесут больше пользы, чем бесконтрольное поедание запаренной лапши, бесцельное смотрение в окно или экран телефона (об этом отдельно позже).

Список возможных занятий можно продолжать бесконечно, главное — захотеть провести время поездки с пользой и не бояться пробовать новое. В этом, кстати, может помочь правило пяти минут — просто скажите себе, что будете, например, пытаться рисовать свою руку не более пяти минут, и приступайте. За это время вы, скорее всего, втянетесь в процесс, ну а если нет — не беда, переходите с такой же установкой к другому занятию.

Новые знакомства? Почему бы и… (далее всё индивидуально)

Поезд может подарить уникальный опыт общения и знакомства с людьми, с которыми вы бы никогда не встретились в обычной жизни. Либо — противоположная сторона — во время поездки вы сможете побыть в молчаливом одиночестве и спокойно подумать, помечтать. Как правило, если дать понять соседям, что вы не в настроении общаться, вас никто не будет тревожить.

-5

Купе или плацкарта

Ещё одни важные вопросы — стоит ли брать билет в купейный вагон и есть ли принципиальные отличия в плане комфорта у этих вариантов? Чисто на мой субъективный взгляд, отличие в купейном вагоне одно — наличие двери, что создаёт иллюзию приватности.

В остальном всё то же самое: те же жарко/холодно (даже жарче, так как дверь мешает проветриванию), тот же уровень чистоты, тот же сервис. А у купейной приватности есть и существенный минус: если не повезёт с соседями, уже никуда не денешься, и придётся терпеть. Ни уйти на боковое место (их просто нет), ни пойти в гости в другие купе не получится — там та же приватность. Единственное, что останется, — стоять у окна в коридоре.

Одним словом, я против купе. Если позволяют средства, лучше вместо купе купить билет на фирменный поезд, но в плацкарту. Там действительно есть за что переплачивать: за тот же работающий кондиционер, например.

Пара слов о «сидении в телефоне» в поезде

Как несложно догадаться по отсутствию этого варианта поездного досуга в списке рекомендуемых, я категорически против залипания в телефоне во время поездки. Причём под залипанием я имею в виду бесцельное шатание по соцсетям и ютубам, фильмы и игры в режиме нон-стоп (всё равно какие, главное — убить время) и т. д.

-6

Понятно, что современный телефон — это 1 000 000 функций в одном, и гаджет можно использовать и как ту же книгу или плеер. Да и путевые фото никто не отменял. Всему этому — однозначное «да»! Но превращать телефон в единственный вариант досуга, вообще без отлипания от экрана… Парадокс, но это лишь усилит общую скуку и усталость. Чтобы хорошо себя чувствовать, человеку нужна смена деятельности. И это не переключение с игры на фильм, или наоборот.

Кроме того, по личным наблюдениям, вот что может случиться с вашим гаджетом (и вами):

  • Укачает. При движении даже суперсовременный поезд трясётся, и, если долго сидеть или лежать, уставившись в одну точку (экран), рано или поздно начнёт тошнить. Глаза видят неподвижную картинку, а тело чувствует тряску — мозг путается, и вам становится нехорошо.
  • Глаза устанут. В поезде свет то слишком тусклый, то слишком яркий из-за солнца в окне. Постоянно сидеть в телефоне в таких условиях — это издевательство над глазами. Как минимум головная боль гарантирована. Лично я даже книги с телефона не читаю — только ридер.
  • Телефон сядет. Розетки в поезде — это лотерея: то их нет, то они заняты, то просто не работают. Если вы весь путь играете или смотрите видео, к концу поездки телефон может просто «лечь». А вдруг он понадобится?
  • Перегреется. Если в вагоне жарко или душно, телефон может начать греться, особенно если вы на нем активно играете. Перегрев — это не только неприятно, но и вредно для батареи.
  • Уроните и разобьёте. Поезд трясёт, и телефон может легко выскользнуть из рук (особенно если вы едете на верхней полке). Падение на пол или удар о стол — и вот уже на экране красуется трещина, а то и вовсе нужен новый гаджет.
  • Интернет пропадёт. На некоторых участках пути связи нет. Телефон будет зря тратить заряд, пытаясь поймать сигнал, а толку — ноль.
  • Батарея сдохнет быстрее. Если вы постоянно заряжаете телефон в поезде от power bank или некачественных розеток, батарея начнёт капризничать и быстрее износится.

Да и в целом просидеть всю дорогу, уткнувшись в телефон, больше вообще ничего не делая… Не знаю, как лучше и необиднее выразиться, но мне такой человек кажется до ужаса скучным в жизни. Как-то так.

А теперь немного о том, что следует иметь в виду и сделать, чтобы поездка прошла как можно лучше (важный пункт — не переедать — уже был рассмотрен выше).

Как максимально увеличить комфорт от путешествия поездом

  • Берите билеты заранее (продажа стартует за 90 (!) суток до даты отъезда), чтобы была возможность выбрать места. Личный опыт показывает, что самые лучше места в плацкарте — это низ в 1—2-м отсеке, то есть места 1, 3 и 5, 7. Во-первых, близко к входу/выходу, следовательно, быстро зайдёте, не блуждая туда-сюда и не создавая пробок, и первыми выйдете. Во-вторых, близко к баку с горячей водой для чая — не придётся тащиться через весь вагон с опасно дымящейся кружкой. И в-третьих, если выберете 1-е купе, у вас не будет соседей сбоку, так как те места обычно заняты под проводницкие хозяйственные дела: там лежат тюки с бельём, пледы и т. д.
  • Если вам предстоит ехать в жаркий сезон, лучше раскошелиться на билет на фирменный поезд, с гарантированным кондиционером. Если такой финансовой возможности нет, отыскиваем и изучаем план вагона. В стандартных плацкартных вагонах отсеки 3-й (места с 9-го по 12-е и боковые 49, 50) и 6-й (места с 21-го по 24-е и боковые 43, 44) — это купе с аварийными выходами, т. е. открыть окна, чтобы спастись от жары, здесь невозможно, и это, мягко говоря, плохо. В купейных вагонах аварийные отсеки находятся в тех же местах.
-7
  • Зимнее путешествие в плане температуры в обычном вагоне куда более комфортно, так как нагревом и остыванием воздуха проводник вполне способен управлять. Но самые удачные в этом отношении времена года — это осень и весна. В эти периоды примерно начинается/заканчивается отопительный сезон, на полную мощность отопление ещё/уже не работает, и в вагоне в целом очень приятная температура.
  • Наиболее удобный способ покупки билета на поезд — через интернет, на официальном сайте РЖД (rzd.ru). После покупки электронную версию билета предлагается распечатать прямо с сайта, всё доступно и понятно. Это избавляет от необходимости ехать на ж/д вокзал и стоять в очереди, а также от переплат посредникам в офисах, если на вокзал ехать нет ни времени, ни возможности. Кроме того, при посадке электронный билет в бумажной распечатке можно не показывать — достаточно версии на экране смартфона либо и вовсе одного лишь паспорта. Таким образом, можно не бояться потерять или забыть билет.
  • Если позволяют погодные условия, обязательно гуляйте на станциях с длительными стоянками. Для того чтобы не бегать каждый раз к расписанию, выпишите его себе в блокнот заранее, лучше всего — ещё дома, посмотрев соответствующий раздел на сайте РЖД. Я обычно выписываю не все станции, а только те, стоянка на которых длится более десяти минут. А чтобы не запутаться с часовыми поясами и не переводить всю дорогу часы, установите сразу московское время. Куда бы вы ни ехали, расписание составляется в часовом поясе столицы. На него лучше сразу и ориентироваться.
  • Пара слов о безопасности и сохранности вещей. Здесь правило всего одно — никогда не оставляйте ценности без присмотра и не доверяйте их хранение попутчикам. Для денег и документов лучше иметь отдельную небольшую сумку, которую следует всегда (!) носить с собой, а на ночь класть в нижнюю полку (если вы едете внизу, разумеется). Если полка без отсека для хранения, подойдёт старый-добрый вариант «под подушку». Ложась спать (в любое время суток), со стола и общего обзора не помешает убрать всё ценное, включая наручные часы и телефон. Лучший способ уже упоминался — «под себя».
  • И напоследок немного о гигиенической составляющей. Да, поездка на поезде (без услуг душевой) не самое чистое мероприятие, но при умном и продуманном подходе и не самое грязное. И, если вы запасётесь гигиеническими салфетками для разных мест, не будете пренебрегать чисткой зубов, умыванием, обтираниями и т. д. каждые вечер и утро, станете содержать в порядке постель и регулярно делать в своём купе влажную уборку, есть все шансы выйти в мир опрятным и даже свежим. Как говорится, было бы желание.
-8

Подытоживая всё вышенаписанное: берите билет на поезд заранее, не устраивайте в пути гастрономических праздников, не зависайте в телефоне, а лучше займитесь чем-то полезным. И самое главное: не смотрите каждые пять минут на часы с немым вопросом: «Ну скоро уже?!» При таком настрое время имеет особенность замедляться.

Отнеситесь к ситуации спокойно: вне зависимости от вашего настроения и желания поезд прибудет по расписанию, а вот каким вы из него выйдете — отдохнувшим и радостным либо осунувшимся и дёрганым — зависит только от вас самих.

© Лилия Сойер — редактор, писатель, читатель и в целом неплохой человек