Прошлым летом я отправилась на юг отдельно от семьи. Муж с родителями и двумя детьми ехали на машине, а мне места в ней не оставалось. Да и задержаться на несколько дней по работе тоже надо было, так что решили, что я доберусь поездом. Купили мне билет на нижнюю полку в купе – чтобы было удобнее отдохнуть после тяжелых рабочих будней.
Рассказывает Анастасия.
Пришла на вокзал, села в хороший фирменный поезд. В купе оказалась семья – мужчина с женщиной – и мужчина лет шестидесяти, коренастый, крепкий, явно не из тех, кому хочется уступать. Ему досталась верхняя полка, и, казалось бы, все логично: каждый должен занять свое место.
Поезд тронулся. Мы пообедали, разговорились, соседи напротив разложили постель и уснули. Я тоже решила отдохнуть, разложила постель, легла. Но сосед не уходил наверх.
– Ничего, я в ногах посижу, – сказал он.
Я удивилась, но промолчала. Лежать с чужим человеком в ногах было странно, но я старалась не обращать внимания. Только заснуть не получилось. Полежала немного, но чувствовала постоянное присутствие соседа. В конце концов, я сдалась и решила посмотреть кино на телефоне.
Через какое-то время усталость взяла верх, и я не выдержала:
– Простите, но мне очень неудобно. Может, вы все-таки подниметесь?
Мужчина вздохнул, нехотя поднялся и вышел в коридор. Я вздохнула с облегчением, но не успела расслабиться – он вскоре вернулся и снова сел на мое место.
Сосед напротив, молодой мужчина, наконец не выдержал:
– Простите, но это все-таки ее место. Дайте человеку отдохнуть.
«Не могу лежать днем»
Коренастый мужчина покряхтел, но, ворча себе под нос, полез наверх. Казалось, вопрос решился. Однако через час он снова спустился.
– Не могу я лежать днем, – заявил он, устраиваясь снова на моей полке.
Я почувствовала раздражение. Почему я должна терпеть? Это мое место, мой билет, моя поездка. Да и в конце концов, я тоже хочу поспать. Соседи по купе переглянулись, видно было, что они тоже недовольны.
Я постаралась говорить как можно мягче, но твердо:
– Пожалуйста, не садитесь сюда. Это мое место.
Мужчина снова покряхтел, но на этот раз переместился на полку напротив. Однако семья, которая там ехала, сразу дала понять:
– Мы тут ненадолго все сложили. Потом снова ляжем.
Он поворчал, посидел немного, а потом ушел. Как только он вышел, мы с соседями быстро сговорились – решили, что больше не будем его пускать. Хотелось отдохнуть, и никто не был обязан жертвовать своим комфортом ради того, кто просто не хочет лежать.
Когда сосед вернулся, я спокойно сказала:
– Мы будем спать. Пожалуйста, не садитесь вниз.
Я опустила шторку, соседний мужчина кивнул, давая понять, что поддерживает меня. Коренастый мужчина стоял какое-то время в нерешительности, потом вздохнул и полез наверх. Через некоторое время мы услышали его тихий храп.
Вечером, когда все проснулись и стали собираться к ужину, он неожиданно признался:
– Знаете, а я думал, что не смогу лежать. А в итоге неплохо поспал.
Я улыбнулась. Вечером я даже пустила его посидеть у стола – поесть, посмотреть в окно. Но потом прямо сказала:
– Мне нужно поработать за столом, поэтому я займу свое место.
Он кивнул, сразу же вернулся наверх и больше не спускался. Кажется, он понял, что лучше жить дружно. К утру поезд уже приближался к конечной станции, и, как ни странно, мы даже попрощались вполне дружелюбно.
Эта поездка лишний раз напомнила мне, что в поезде очень важно уважать чужие границы. Особенно когда речь идет о месте, за которое ты сам заплатил. И если с самого начала четко обозначить свою позицию, можно избежать ненужных конфликтов.