Найти в Дзене
Зачем я там была?

20 архивных фото: жизнь Японии до высоких технологий

Мы привыкли видеть Японию современной — неоновые улицы Токио и Осаки, скоростные поезда, футуристическая архитектура, модники на улицах городов. Но старые фотографии переносят нас в совершенно другую Японию.

Япония конца 19 — начала 20 века — это узкие улочки, деревянные дома, женщины в кимоно с традиционными зонтиками.

Старуха и две маленькие девочки, несущие на спине младенцев (1908, автор Herbert Geddes)
Старуха и две маленькие девочки, несущие на спине младенцев (1908, автор Herbert Geddes)

Как нам сейчас увидеть ту старую Японию? Через старинные фотографии – доступную машину времени, которая позволяет заглянуть в прошлое.

Группа женщин, одетых в яркие кимоно, улыбаются и наклоняются через отверстие в решетке (1908, автор Herbert Geddes)
Группа женщин, одетых в яркие кимоно, улыбаются и наклоняются через отверстие в решетке (1908, автор Herbert Geddes)

Благодаря тому, что многие крупные музеи, библиотеки и общественные институты сейчас оцифровывают свои коллекции, у нас есть редкая возможность увидеть архивные фотографии. Давайте отправимся в виртуальное путешествие во времени и посмотрим, как выглядела Япония 100-150 лет назад.

Японские мужчины в традиционных одеждах (период 1870-е, автор Suzuki Shin'ichi)// источник фото https://metmuseum.org
Японские мужчины в традиционных одеждах (период 1870-е, автор Suzuki Shin'ichi)// источник фото https://metmuseum.org

Сегодня Япония является технологически развитой страной, но в конце 19 — начале 20 века это было, пусть и не такое изолированное, как ранее, но все еще традиционное общество, и эти фотографии запечатлели дух страны — до того, как она изменилась навсегда.

Общий вид Токио (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Общий вид Токио (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

На архивных снимках можно увидеть японские города до разрушительных землетрясений, войн и глобальной модернизации: театры кабуки, чайные домики, деревянные дома.

Сегодня японские мегаполисы — это высотки, бетон, стекло и технологии. Но на старых фотографиях мы видим совсем другую картину.

Вид на улицу Икао (период 1880-1899, автор - Kimbei Kusakabe)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Вид на улицу Икао (период 1880-1899, автор - Kimbei Kusakabe)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Чайный дом Oji (период 1880-1899, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Чайный дом Oji (период 1880-1899, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Эпоха Мэйдзи (1868-1912) стала временем модернизации: в крупных городах начали появляться кирпичные дома в «европейском стиле». Тем не менее, подавляющее большинство населения по-прежнему жило в традиционных деревянных постройках с раздвижными дверями и бумажными перегородками.

Улица в Токио (даты 1910-1919)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Улица в Токио (даты 1910-1919)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Гейши — один из символов Японии, наряду с сакурой и борцами сумо. Их история уходит корнями в 17 век, и сначала в роли исполнителей традиционных искусств выступали… мужчины. Позже эту роль переняли женщины, и искусство гейш стало одним из самых утонченных в японской культуре.

Гейша (19 век) // источник фото https://harvardartmuseums.org/collections
Гейша (19 век) // источник фото https://harvardartmuseums.org/collections

На старых фотографиях гейши часто запечатлены в студийных интерьерах. Такие снимки были популярны среди западных туристов. Одним из первых, кто начал создавать сувенирные альбомы с фотографиями повседневной жизни Японии, был Кусакабэ Кимбэй — именно его работы до сих пор известны за пределами Японии.

Гейша (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections
Гейша (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections

А на следующем снимке — майко, ученица гейши, которая еще только постигает тонкости профессии.

Майко, ухаживающая за садом (дата - 1907-1918) // источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Майко, ухаживающая за садом (дата - 1907-1918) // источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Помимо гейш, были в Японии и настоящие куртизанки — тайю или ойран. Для японца в то время не составляло труда отличить одних от других: куртизанки носили роскошные многослойные кимоно и накидки, вытканные золотом, высокие прически с обилием драгоценных гребней и шпилек, а также завязывали пояс спереди, подобно замужним женщинам, так как считались «женами на одну ночь». Чем старше становилась гейша, тем меньше она красилась. Куртизанки уделяли внимание насыщенному макияжу в любом возрасте. Ойран и тайю развлекали элиту японского общества и подражали стилю знатных женщин.

Satogiku Tayū (1910-e)
Satogiku Tayū (1910-e)

На фотографии рядом с тайю стоят двое детей. У тайю было принято иметь двух камуро (детей-помощниц) примерно одного возраста и роста.

Тайю с камуро (1920)
Тайю с камуро (1920)

Еще один неожиданный штрих к портрету Японии прошлого — татуировки. В период Эдо (1603-1868) ирэдзуми (японское искусство татуировки) было популярно среди работников, которым часто приходилось работать в одних набедренных повязках фундоси. Например, у строителей (тоби).

Мужчина с тату (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Мужчина с тату (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Но в эпоху Мэйдзи татуировки оказались под запретом. За них взимали штрафы, а носителям приходилось получать специальное разрешение. Тем не менее, в архивах сохранилось немало фотографий, на которых изображены татуированные мужчины

Рикша (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Рикша (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Многие фотографии эпохи Мэйдзи изображают сцены из повседневной жизни. Интересно, что многие из этих кадров постановочные. Они создавались специально для туристов, которым хотелось увезти с собой частичку экзотической Японии.

Продавец цветов (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections
Продавец цветов (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections
Разносчик овощей (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections
Разносчик овощей (период 1880-е, автор Kusakabe Kimbei)// источник фото https://harvardartmuseums.org/collections

Вот, например, крестьянин в традиционной соломенной накидке мино. Этот японский дождевик защищал от холода, снега и палящего солнца, а благодаря натуральным материалам не пропускал воду.

Крестьянин (период 1870-е, автор Suzuki Shin'ichi)// источник фото https://metmuseum.org
Крестьянин (период 1870-е, автор Suzuki Shin'ichi)// источник фото https://metmuseum.org

Магазин галантерейных товаров (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Магазин галантерейных товаров (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Каждая из этих фотографий — словно окно в прошлое. Они напоминают нам о мире, которого больше нет, но который сохранился в мгновениях, застывших на пленке. Они дают возможность увидеть Японию такой, какой она была больше века назад: на грани перемен, между традицией и модернизацией, между прошлым и будущим.

Борцы сумо (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Борцы сумо (период 1890-1909)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Мы не можем вернуться в ту эпоху. Но можем рассматривать эти фотографии – и на мгновение почувствовать, как это было.

Торговец сувенирами  (период 1860-1899)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org
Торговец сувенирами (период 1860-1899)// источник фото https://digitalcollections.nypl.org

Что вы почувствовали, глядя на эти снимки? Пишите в комментариях!

Хочу напомнить, что у меня есть Телеграм-канал. Там я делюсь своими находками, часто прямо в моменте. Буду рада видеть вас там!