Найти в Дзене

Оригиналы и аналоги: как изменился рынок запчастей для отопительного оборудования?

Я уже говорил в одной из предыдущих статей (ознакомиться можно здесь), что «…исходя из реалий сегодняшней жизни, когда наша страна находится под давлением экономических санкций, очень часто у потребителя отсутствует возможность приобрести оригинальные запасные части для газового котла. При ремонте отопительного оборудования приходится использовать совместимые аналоги от сторонних производителей». Вот только решаясь на приобретение неоригинальной запчасти, владелец отопительного котла, как мне кажется, должен в полной мере осознавать свои действия.

Еще лет двадцать назад, этот вопрос практически не стоял на повестке дня. Разнообразие отопительных котлов было значительно меньше, чем сейчас. MORA, BAXI, PROTHERM… Их можно было пересчитать по пальцам. Большинство производителей, выходя на российский рынок, в достаточном количестве обеспечивали свое оборудование запасными частями и сервисом. Те же, кто этого не делал - на рынке не задерживались. Стоимость комплектующих была вполне разумной. Подбор необходимых запчастей по заказным артикулам с помощью технических каталогов, не вызывал сложностей как у продавцов, так и у сервисных специалистов. Еще с тех пор у котельщиков принято каталожные запасные части называть оригинальными. Это именно те комплектующие, которые производители изначально устанавливают на свои котлы, или сами предлагают для замены на текущий момент. Обычно они упаковываются в фирменную, брендированную упаковку, на которой нанесен заказной артикул и наименование. Все поставки оригиналов идут через фирмы изготовители котлов, которые принимают на себя гарантийную ответственность за их качество и соответствие оборудованию.

Оригинальные запасные части Protherm, Fondital, Baxi, Arderia. Фото автора.
Оригинальные запасные части Protherm, Fondital, Baxi, Arderia. Фото автора.

С течением времени ситуация на рынке отопительного оборудования постепенно менялась. Приходили новые бренды. Старые производители расширяли ассортимент, выпускали свежие версии котлов, часто используя при этом другие комплектующие. Некоторые фирмы сводили к минимуму сервисную поддержку, считая ее не выгодной или покидали рынок, оставляя вообще без помощи потребителей своей продукции. Стоимость запасных частей и отопительных приборов год от года неуклонно росла. Острее стала ощущаться нехватка комплектующих, особенно на старые модификации котлов, снятые с производства или не поставляемые больше в Россию.

А потому, все чаще и чаще звучали вопросы потребителей о взаимозаменяемости оригинального ЗИПа от котлов различных брендов. Тем более, что и ценовая политика у разных производителей котельного оборудования заметно отличается. Совершенно одинаковые запчасти, купленные, например, у BAXI и ARISTON, всегда имеют разную цену. В то же время, представители брендов всячески препятствовали снабжению своими запасными частями конкурентов. Техническая информация, как и данные об изготовителях комплектующих, ни где не публиковалась, являясь коммерческой тайной. Такая политика провоцировала путаницу на рынке запчастей, подобрать аналоги по каталожным номерам было невозможно. И поэтому, сервисным специалистам приходилось нарабатывать сведения о взаимозаменяемости опытным путем. Вот только проблему с нехваткой комплектующих это до конца не решало. Начал расти спрос на более дешевые, не оригинальные запасные части.

Свято место пусто не бывает. На рынке множились предложения из Китая и Турции от производителей низкосортных комплектующих для отопительного оборудования. Не обошлось дело и без откровенного контрафакта. А что? Запасные части обязательной сертификации не подлежат!

В России одна за другой появлялись фирмы, специализирующиеся на поставках недорогих комплектующих. Сначала - для наиболее востребованных котлов. Потом ассортимент стал все более и более расширяться. На момент написания этой статьи, использование совместимых запасных частей (аналогов) при ремонте котлов давно уже стало для всех делом обыденным. Торговцы ЗИПом с переменным успехом пытаются формировать свои каталоги и таблицы соответствия, отслеживать качество поставляемых товаров, упаковывать и даже устанавливать гарантийные сроки на некоторые из них. Но несмотря на эти усилия, правильный выбор комплектующих часто оказывается затруднительным даже для опытных технических специалистов, не говоря уже о продавцах или покупателях.

Датчик давления воды для котла BAXI. Оригинал и аналог. Фото автора.
Датчик давления воды для котла BAXI. Оригинал и аналог. Фото автора.

Справедливости ради следует заметить, что понижение цены на запасные части далеко не всегда связано с плохим качеством товара. В последние годы появились комплектующие с тех же самых заводов, которые выпускают оригинальные детали для многих производителей котлов, или от их дочерних предприятий. Удешевляющими факторами в этом случае являются как отсутствие фирменной упаковки дилеров и дополнительных наценок, так и различия в логистике.

И так, основным отличием оригинальных запасных частей от неоригинальных является то, что запчасти - аналоги поставляются не изготовителями котлов, а сторонними организациями на свой страх и риск. Никто не гарантирует приобретателю таких комплектующих ни качества товара, ни сохранения отопительным оборудованием своих потребительских свойств после их установки.

Какие запчасти использовать для ремонта своего котла, оригинальные или аналоги? Боюсь, что однозначного ответа на этот вопрос просто не существует. Решение, как и ответственность за него, в конечном счете остается за потребителем. А мы, сервисные специалисты, в свою очередь, можем только облегчить принятие решения и помочь с выбором.

У вас есть вопросы по приобретению запчастей для котла? Обращайтесь через форму обратной связи на нашем сайте или пишите в комментариях. Мы обязательно ответим!

Подписывайтесь на наш канал и следите за новыми публикациями!

Если материал оказался полезным, не забудьте поставить лайк!