Найти в Дзене
Вижу красоту

1936 год. Дулёво: «О пошлости, “колоске” и художниках формалистах»

Друзья, делюсь любопытной газетной заметкой из довоенной газеты «Горн» Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда». Высказана довольно жёстко критика в адрес главного художника Петра Васильевича Леонова. Прочтите! Январёв С. О пошлости, «колоске» и художниках формалистах (После конференции живописцев) // Газета «Горн», орган парткома, ФЗК и заводоуправления Дулёвского завода им. газеты «Правда» (Орехово-Зуево), 1936. – № 19 (263), от 25 марта. – С. 2. Недавно закончила свою работу конференция начальников живописных цехов, художников и скульпторов, созванная управлением фарфоро-фаянсовой промышленности Наркоместпромом. Художественно сделанная ткань, красивая мебель, изящный костюм, рисунок на посуде, воспитывает и развивает художественный вкус. Удовлетворить эти новые запросы, окружить быт трудящихся такими предметами обихода, которые ещё больше поднимали бы жизнерадостность и творческую волю миллионов. К этому призвана наша промышленность. Но надо прямо сказать, что по художест
Василий Мысягин. Тарелка из сервиза «Колосок». 1930. Дулёво. Диаметр 22,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1545. Госкаталог: 22110141.
Василий Мысягин. Тарелка из сервиза «Колосок». 1930. Дулёво. Диаметр 22,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1545. Госкаталог: 22110141.

Друзья, делюсь любопытной газетной заметкой из довоенной газеты «Горн» Дулёвского фарфорового завода имени газеты «Правда». Высказана довольно жёстко критика в адрес главного художника Петра Васильевича Леонова. Прочтите!

Январёв С. О пошлости, «колоске» и художниках формалистах (После конференции живописцев) // Газета «Горн», орган парткома, ФЗК и заводоуправления Дулёвского завода им. газеты «Правда» (Орехово-Зуево), 1936. – № 19 (263), от 25 марта. – С. 2.

Недавно закончила свою работу конференция начальников живописных цехов, художников и скульпторов, созванная управлением фарфоро-фаянсовой промышленности Наркоместпромом.

Художественно сделанная ткань, красивая мебель, изящный костюм, рисунок на посуде, воспитывает и развивает художественный вкус. Удовлетворить эти новые запросы, окружить быт трудящихся такими предметами обихода, которые ещё больше поднимали бы жизнерадостность и творческую волю миллионов. К этому призвана наша промышленность. Но надо прямо сказать, что по художественному оформлению фарфора мы ещё отстали.

Искусство всегда было классовое по форме и содержанию. В руках буржуазии оно является орудием угнетения, оно скрывает за тончайшей позолотой действительную нищету угнетенного класса.

Другое дело у нас, в стране Советов. Пролетариат, взявший власть в свои руки, объявил искусство для народа.

Нам нужно такое искусство, которое бы отразило всё величие нашей замечательной эпохи. Таких рисунков нет в фарфоровой промышленности и в частности у нас на Дулёвском заводе.

В чём вся суть художественного оформления фарфора?

В том, что в исканиях художника каждая эпоха отражает его настроение под влиянием существующего строя и никогда не надо забывать, что тематика рисунка является современным отражением последнего.

Если взять образцы, представленные на конференции, это в большинстве своём «душистые» букеты цветов, заезженный цветочный мотив. Они не могут служить образцами, чтобы по ним могло судить о героическом прошлом наше будущее поколение. Кроме того были представлены такие образцы, которые совершенно не годятся для массового выпуска.

Взять например вещи для детей художника Леонова «Медвежья свадьба», «Грибы», в этих двух рисунках нет ни тематики, ни вкуса.

Обращает на себя внимание тот факт, что на конференции были представлены оригиналы образцов только художника Леонова, а мы знаем, что у нас есть на заводе художники-самоучки, которые дали немало хороших рисунков. Но руководители конференции этого видимо не знали.

Художник же Леонов, который возглавляет на Дулёвском заводе художественную лабораторию, прикрывается излюбленными словами «О стиле и тематике», сам не придерживается этого в своих работах и получается на деле чистейший формализм. В его работах не видно отражения нашей социалистической эпохи.

Кроме того, под этими словами иногда скрываются вредные для нас люди, которые безнаказанно творят безобразия, утаивая всё лучшее, что может дать сама масса живописцев.

Василий Мысягин. Тарелка из сервиза «Колосок». 1930. Дулёво. Диаметр 22,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1545. Госкаталог: 22110141.
Василий Мысягин. Тарелка из сервиза «Колосок». 1930. Дулёво. Диаметр 22,2 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 1545. Госкаталог: 22110141.

Вот например: Мы не знаем автора этого рисунка. Есть такой рисунок, называется «колосок», он совершенно идеологически не выдержан.

Товарищ Сталин поставил задачу в ближайшие 2–3 года дать урожай в 1–8 миллиардов пудов хлеба. Гигантскую задачу поставил вождь нашей партии.

А наш завод выпускает изделия на которых расписывается колосок тощий ничего не имеющий общего с нашим полным колхозным колоском.

Василий Мысягин (рисунок). Миска суповая из сервиза «Колосок». 1930-е. Дулёво. Высота 18,2 см. Санкт-Петербургский музей Хлеба / ДПИ-338/19. Госкаталог: 28882940.
Василий Мысягин (рисунок). Миска суповая из сервиза «Колосок». 1930-е. Дулёво. Высота 18,2 см. Санкт-Петербургский музей Хлеба / ДПИ-338/19. Госкаталог: 28882940.

Не так давно управление фарфоро-фаянсовой промышленности организовало конкурс на лучшее художественное оформление фарфора, но о результатах конкурса известно только его организаторам.

Одно странным кажется, почему управление и сам завод не привлекают в выработке новых рисунков студентов художественных вузов и техникумов и другое, почему бы не использовать рисунки из однородной нам хлопчато-бумажной промышленности… кстати кому не известны рисунки «Палеха». Всё это возможно перенести на фарфор.

Василий Мысягин (рисунок). Чашка с блюдцем из сервиза «Колосок». 1930-е. Новгородская область (Пролетарий). Высота 5,5 см. Диаметр 15 см. Государственный Исторический музей / ГИМ - ЦМЛ № КП-99987 (1а), КП-99987 (2б). Источник: portal.rusarchives.ru
Василий Мысягин (рисунок). Чашка с блюдцем из сервиза «Колосок». 1930-е. Новгородская область (Пролетарий). Высота 5,5 см. Диаметр 15 см. Государственный Исторический музей / ГИМ - ЦМЛ № КП-99987 (1а), КП-99987 (2б). Источник: portal.rusarchives.ru

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются