Найти в Дзене

Дважды не казненный (М.В. Фрунзе)

В марте 1907 года Михаил Васильевич Фрунзе (рабочим он был известен как Арсений) был арестован в Шуе, помещен там в тюрьму. Из Шуи на специальном поезде под усиленной охраной (казаки и рота солдат) доставлен во Владимир и направлен в так называемый польский корпус Владимирского централа. Ему было предъявлено обвинение в участии в «преступном сообществе» (революционной организации) и грозило наказание в виде каторжных работ от четырех до восьми лет. Вместе с Фрунзе был арестован Павел Гусев (Северный) по обвинению к принадлежности к большевистской партии и в покушении на шуйского урядника Перлова. Во время рассмотрения уголовного дела Гусева в судебной палате Фрунзе давал показания. Тогда Перлов сделал заявление, что в лице Фрунзе он опознает другого участника покушения на него и что это может подтвердить второй очевидец - Быков. Перлов – должностное лицо при исполнении им служебных обязанностей в местности, состоящей под особым надзором, поэтому дело было передано в военный суд. Навис

В марте 1907 года Михаил Васильевич Фрунзе (рабочим он был известен как Арсений) был арестован в Шуе, помещен там в тюрьму. Из Шуи на специальном поезде под усиленной охраной (казаки и рота солдат) доставлен во Владимир и направлен в так называемый польский корпус Владимирского централа. Ему было предъявлено обвинение в участии в «преступном сообществе» (революционной организации) и грозило наказание в виде каторжных работ от четырех до восьми лет. Вместе с Фрунзе был арестован Павел Гусев (Северный) по обвинению к принадлежности к большевистской партии и в покушении на шуйского урядника Перлова.

М.В. Фрунзе в 1907 г.
М.В. Фрунзе в 1907 г.

Во время рассмотрения уголовного дела Гусева в судебной палате Фрунзе давал показания. Тогда Перлов сделал заявление, что в лице Фрунзе он опознает другого участника покушения на него и что это может подтвердить второй очевидец - Быков. Перлов – должностное лицо при исполнении им служебных обязанностей в местности, состоящей под особым надзором, поэтому дело было передано в военный суд. Нависла угроза смертной казни.

Партийные товарищи и родственники Фрунзе нашли в Подмосковье врача Иванова, который согласился дать ложные сведения: якобы в день покушения Фрунзе был у него на приеме. Большевистские боевики угрожали Быкову расправой как с предателем, если он не откажется от своих показаний. В результате Быков от своих прежних слов отказался. Но военный суд не допустил в качестве свидетеля Иванова, мотивируя это несущественностью его показаний.

26 января 1909 года Фрунзе и Гусев были вызваны на сессию военного суда. На нем Фрунзе объявил, что состоял членом Иваново-Вознесенской организации большевиков и был одним из ее руководителей. В своей речи он изложил цели и задачи партии и выразил глубокую уверенность в неизбежности победы революции над монархией и капитализмом и торжестве социализма. Фрунзе и другие обвиняемые были приговорены к смертной казни. Их поместили в камеру смертников и по ночам многие были повешены... В это время Фрунзе успел хорошо усвоить грамматику итальянского языка и чтения на английском без словаря.

Нарушения, допущенные при ведении процесса, были настолько грубы и очевидны, что главный военный суд вынужден был отменить приговор и отправить дело на доследование. Хотя смертный приговор был отменен вышестоящей судебной инстанцией, Фрунзе находился в каторжном централе, закованный в кандалы.

Адвокат, крупный либеральный присяжный поверенный, во время свидания с Фрунзе обещал добиться оправдательного приговора, но при условии, если Михаил Васильевич будет молчать о своей активной роли в революции 1905-1907 годов . Фрунзе прервал свидание и отказался от такого защитника.

Во время судебного процесса по делу 38-ми Фрунзе заявил, что является руководящим работником Иваново-Вознесенской партийной организации, что он организовывал рабочих на борьбу с царизмом и вел подготовку к вооруженному восстанию. Вместе по обвинению к принадлежности к парторганизации проходило 38 человек, арестованных с 1907 по 1910 год. По этому делу Фрунзе был приговорен к четырем годам каторжных работ. В соответствии со ст. 102 Уголовного уложения 1903 года «виновный в участии в сообществе, составившимся для учинения тяжкого преступления» (имелось в виду «насильственное посягательство на изменение в России или какой-либо ее части … образа правления» - ст. 100 Уложения), то есть и за принадлежность к Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) ему грозило наказание до восьми лет каторжных работ. Поэтому арестованным рабочим он советовал не признаваться к принадлежности к партии.

На каторгу Фрунзе не был отправлен, а остался во Владимирском централе, так как ожидал вторичного разбора дела по покушению на Перлова. Суд состоялся осенью 1910 года. Врач Иванов, вызванный в качестве свидетеля, документально подтвердил, что Фрунзе в день покушения находился у него на приеме. Быков теперь отрицал участие Михаила Васильевича в покушении на урядника. И все-таки суд вынес смертный приговор. По другим данным, в конце января 1909 года военно-полевой суд вновь приговорил Фрунзе к смертной казни через повешение.

Но, как вспоминает большевик Петр Николаевич Караваев (1884-1952), друзья и родственники Фрунзе «нашли пути к командующему войсками Московского военного округа и добились замены смертной казни каторжными работами».

Выводы.

Во-первых, М.В. Фрунзе, действительно, был одним из руководителей большевиков в Шуе, Иваново-Вознесенске и ряде других городов, подготовил и осуществил дерзкий захват типографии в Шуе для напечатания листовок (что ему не инкриминировалось), вел агитацию среди фабрично-заводских рабочих, выступал на собраниях и митингах.

Во-вторых, в 1905-1907 годах он почти постоянно был вооружен. Встреча вечером с урядником Перловым была. Фрунзе прикрывал отход шуйских рабочих, был вооружен и мог применить оружие.

В-третьих, Фрунзе был заслуженно очень популярен среди трудящихся, и те готовы были его освободить из шуйской тюрьмы или по пути следования поезда из Шуи во Владимир, но власть приняла все необходимые меры, чтобы этого не допустить.

В-четвертых, необходимо констатировать, что в тюрьме, даже в камере смертников, Фрунзе проявлял незаурядное мужество, самообладание, стойкость, выдержку и т.п. Он не только не предал свои идеи и идеалы, но использовал судебный процесс для большевистской агитации и пропаганды. Во время процесса Фрунзе занял позицию признания себя одним из руководителей партийной организации большевиков в Иваново-Вознесенске.

В-пятых, то, что во время первого процесса суд первоначально не выслушал врача Иванова – это, конечно, вопиющее процессуальное нарушение. Неслучайно вышестоящая судебная инстанция дело отправила на доследование.

В-шестых, на примере суда над Фрунзе видно, что большевики исходили из принципа: цель (спасти Фрунзе от виселицы) оправдывает средства: свидетеля Быкова запугали и он отказался от своих показаний, а Иванов по просьбе товарищей Фрунзе дал ложные показания и представил ложные медицинские документы, обеспечив Михаилу Васильевичу алиби.

В-седьмых, непонятно на основании, каких доказательств суд приговорил Фрунзе к смертной казни.

В-восьмых, также нам неизвестно какие были юридические основания у командующего войсками Московского военного округа для замены смертной казни каторжными работами.

В-девятых, царизм оставил в живых опасного для него революционера, открыто заявлявшего о необходимости свержения царизма с помощью вооруженного восстания, но тем самым сохранил жизнь человеку, ставшему видным полководцем, военным теоретиком, советским, партийным и государственным деятелем.

Е.Л. Поцелуев, канд. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права и прав человека юридического факультета ИвГУ, Почетный работник сферы образования Российской Федерации