Масаки Касивара.
За 22 года вручения премии (с 2003 года) Абелевскую премию присудили трем нашим соотечественникам. Первым россиянином, лауреатом этой награды, в 2009 году стал Михаил Громов за «революционный вклад в геометрию».
В 2014 году Яков Синай получил премию за «фундаментальный вклад в теорию динамических систем, эргодическую теорию и математическую физику». В 2020 году лауреату премии Филдса (1978) Григорию Маргулису была присуждена Абелевская премия за «пионерский вклад в использование методов от теории вероятностей до динамики в теорию групп, теорию чисел и комбинаторику».
…Новоиспеченный лауреат родился 30 января 1947 года. В ходе учебы в Токийском университете его научным руководителем стал выдающийся математик Микио Сато (1928–2023), которого отличала глубина и оригинальность идей.
Именно он предложил применять алгебраический анализ для понимания свойств функций, в особенности к линейным дифференциальным уравнениям в частных производных.
Идя по стопам учителя, уже в своей магистерской диссертации 1970 года Масаки Касивара заложил основы алгебраической теории D-модулей — новаторского подхода для изучения систем дифференциальных уравнений в частных производных с помощью алгебраического анализа. Его диссертация имела глобальное влияние, даже несмотря на то, что следующую четверть века она так и не была переведена с японского. Столь ранний взлет на математический Олимп сближает его с норвежским математиком Нильсом Абелем (1802–1829), в честь которого и была учреждена Абелевская премия.
Масаки Касивара. Фото Peter Bagde / Typos1 / The Abel Prize
В 1971 году Касивара начал работу в Исследовательском институте математических наук Киотского университета, где он продолжил с Микио Сато развивать алгебраический анализ. И в том же году он познакомился с французским математиком Пьером Шапира, благодаря которому началось его сотрудничество с университетом города Ницца (с 2019-го — университетом Лазурного Берега / Université Côte d'Azur).
Вместе с Такахиро Каваи они провели там некоторое время, и в 1973 году Сато, Каваи и Касивара опубликовали новаторскую статью, на которую часто ссылаются как на «статью SKK/SKK paper» (по первым буквам их фамилий), в которой трое талантливых математиков доказали две важных теоремы.
Защитив в 1974 году Ph.D. в Киотском университете, герой нашего рассказа стал ассоциированным профессором Университета города Нагоя.
В 1977 году он занимается исследованиями в Массачусетском технологическом институте (США), а в 1978 году возвращается в Японию, где работает и по сей день в Исследовательском институте математических наук Киотского университета. Он был его директором с 2002 по 2003 год и с 2007 по 2009-й.
В 2010 году он вышел на пенсию и продолжает там свои исследования как профессор emeritus. Когда Касивара стал лауреатом медали Чженя, то часть призовых денег направил в свой институт. С 2019 года и по настоящее время он также является профессором (Program Specific Professor) Института передовых исследований Киотского университета, специально созданного как хаб наиболее важных исследований мирового уровня.
В 1980 году Касивара использовал теорию D-модулей для доказательства проблемы Римана–Гильберта, гипотезы о существовании системы дифференциальных уравнений, десятилетиями влияющей на развитие математики. В 1981 году он получил «японского Филдса» — премию Иянаги Японского математического общества для математиков до 40 лет, добившихся исключительных математических успехов.
В пресс-релизе Абелевского комитета отмечается,
что Масаки Касивара совместно с Жаном-Люком Брылински развил свои идеи, использованные при доказательстве проблемы Римана–Гильберта, и таким образом объединил методы алгебры, математического анализа и геометрии для преобразования теории представлений.
За годы своей работы Касивара сотрудничал с более чем 70 математиками в области алгебраического анализа и теории представлений. И он не только фиксировал свои результаты в многочисленных публикациях, но и не раз делился своими неопубликованными идеями с коллегами, чтобы те могли их развить дальше. Такова, например, теорема Касивары о разрезании арбуза, объединившая гиперфункции, векторные поля и аналитические волновые фронты.
Помимо премии Иянаги 1981 года, Касивара не раз становился лауреатом многих научных наград. В 2007 году стал членом Японской академии наук. В 2018 году на Международном математическом конгрессе Масаки Касивара был награжден Медалью Чженя Международного математического союза за выдающиеся достижения в области математики.
Более 40 лет (с 1981 года) Масаки Касивара счастливо женат на Хироко Касиваре. Как сообщает Абелевский комитет, в свободное время лауреату нравится играть в настольный теннис. Однако в комментарии «Новой газете» он рассказал о другом своем интересе.
Масаки Касивара. Фото Peter Bagde / Typos1 / The Abel Prize
комментарий
— Что вы думаете о российской математической школе?
— Она была очень сильной. Но сейчас многие математики уехали из России. Однако и в наши дни российская школа математики оказывает свое влияние и за пределами России.
— Есть ли похожие черты у российской и японской математических школ?
— Я не вижу большого сходства. На мой взгляд, Россия гораздо более активна в математическом образовании талантливой молодежи.
— Любите ли вы литературу и музыку помимо настольного тенниса? Обрадовалась, увидев рассказ о нем в пресс-релизе. Мы с сыном играем на улице даже зимой, если получается очистить теннисный стол от снега.
— Да, я люблю индийскую классическую (карнатическую) музыку. И, к сожалению, мне пришлось оставить игру в теннис из-за травмы колена.
Подпишитесь на канал "Жизнь Дурова: ЗОЖ, деньги, ИТ" - все самое главное о здоровье, технологиях и деньгах