Найти в Дзене
Доктор у руля

Ремень безопасности: нужно ли пристёгиваться? Мнение врача и спасателя МЧС.

В последние десятилетия у водителей развитых стран в порядке вещей пристегиваться за рулем, для них это норма жизни и культуры вождения. А наши водители очень часто ездят не пристёгнутыми, надеясь только на «Авось». Многие пристегиваются неправильно, да, случается и такое. Спасает ли ремень безопасности при ДТП? Давайте разбираться на основании объективных медицинских данных и опыта МЧС. Напомню, что в своей профессиональной практике я имею опыт оказания помощи не только как простой врач и опытный водитель, но и как аттестованный сотрудник МЧС, имеющий соответствующий допуск и опыт. Топ-12 мифов о ремне безопасности (мнение и его опровержение). Миф 1. «Если случится авария, то травмы от ремня будут сильнее, чем от самой аварии!».
Реальность: если вы правильно пристегиваетесь, то ремень не только не травмирует, но и спасает вам жизнь в случае ДТП, если пристегнуться правильно. Как правильно пристегиваться? Не смейтесь, а просто прочитайте. 1. Сначала следует проверить ремень – не повреж
Оглавление

В последние десятилетия у водителей развитых стран в порядке вещей пристегиваться за рулем, для них это норма жизни и культуры вождения. А наши водители очень часто ездят не пристёгнутыми, надеясь только на «Авось». Многие пристегиваются неправильно, да, случается и такое. Спасает ли ремень безопасности при ДТП?

Давайте разбираться на основании объективных медицинских данных и опыта МЧС.

Напомню, что в своей профессиональной практике я имею опыт оказания помощи не только как простой врач и опытный водитель, но и как аттестованный сотрудник МЧС, имеющий соответствующий допуск и опыт.

Топ-12 мифов о ремне безопасности (мнение и его опровержение).

Миф 1. «Если случится авария, то травмы от ремня будут сильнее, чем от самой аварии!».
Реальность: если вы правильно пристегиваетесь, то ремень не только не травмирует, но и спасает вам жизнь в случае ДТП, если пристегнуться правильно.

Как правильно пристегиваться? Не смейтесь, а просто прочитайте.

1. Сначала следует проверить ремень – не поврежден ли он заметно. Протянуть ремень, чтобы проверить его состояние, не перекручен ли он, свободно ли передвигается.
2. Дальше застегнуть ремень, проверить, точно ли его замок защелкнулся.
3. Зафиксировать ремень четко на середине надплечья, а не на шее или ближе к плечу. Ремень на шее во время столкновения может задушить водителя или повредить артерию на шее, а ремень на плече соскользнет, и водитель выскользнет из ремня.
4. В холодное время года, когда приходится носить теплую одежду, при ДТП водитель может выскользнуть из куртки и ремня. Поэтому важно расстегнуть верхнюю одежду и только потом пристегнуться.
5. Перед поездкой вытащите все колюще-режущие предметы из карманов одежды, даже обычную ручку.

Да, этот список кажется скучным и долгим. Но на практике такая проверка занимает не более минуты. Дело привычки.

Миф 2. «Вдруг я не смогу выбраться из горящей машины из-за ремня?».
Реальность: так думают те, кто насмотрелся фильмов, в которых машины загораются, как спички. На самом деле автомобили так просто не загораются. А выбраться из автомобиля водители чаще всего не могут из-за искореженного кузова автомобиля (практика МЧС) ил полученных травм.

Человек способен, как правило, выбраться самостоятельно, если он в сознании и не получил тяжелых повреждений. Ремни для того и придуманы, чтобы водитель при аварии уцелел. С переломами и другими тяжелыми травмами открыть дверь и выбраться из машины ему будет куда сложнее.

Миф 3. «С ремнем я могу погибнуть внутри салона, лучше вылететь из автомобиля. Так больше шансов выжить при аварии». Глупость? А ведь так думают до 25% опрошенных водителей.
Реальность: если, не приведи Господь, человек вылетает через лобовое стекло, то за счет скорости и силы удара он превращается в мешок мяса и костей. Он чаще всего умирает от полученных травм на месте: ломается череп, шея, грудная клетка, руки, позвоночник. Выживших после вылета через лобовое стекло единицы, а при лобовом столкновении шансов практически нет.

Миф 4. «Я не пристегиваюсь, потому что в моей машине есть подушки безопасности, они меня и спасут при аварии».
Реальность: ремень удерживает тело водителя, а подушка отвечает за сохранность его головы и шеи, чтобы они не улетали стремительно вперед. Поэтому ремень и подушка работают в комплексе. Без ремня подушка даже несет в себе значительную опасность за счет сильного удара в область, в первую очередь, головы. Во время аварии подушки превращаются в дополнительную угрозу для не пристегнутого человека. Представьте: тело по инерции летит на открывающуюся навстречу со скоростью до 300 км/ч подушку безопасности. Описывать последствия столкновения можно достаточно долго по времени, и они вам не понравятся. Ремень безопасности не позволяет «встретиться» с подушкой слишком быстро. Так что одно не заменяет другое, а они работают совместно, многократно увеличивая шансы уцелеть даже в жутком ДТП.

Миф 5. «Я не пристегиваюсь, когда езжу медленно».
Реальность: не пристегнутый водитель даже при столкновении на скорости 20-30 км/час может получить серьезные травмы рук, груди и шеи.

Эксперимент, который вам не показывали в автошколе: попробуйте на скорости 5-7 км/час резко затормозить так, чтобы ваш пассажир (не признающий ремни безопасности) не был пристегнут и не знал о готовящемся эксперименте. Почувствуйте ту силу, с которой его потянуло вперед. А теперь представьте, что было не 5, а 30 км/час, а теперь 60 … Мне так всего один раз объяснили и я запомнил на всю жизнь. Так я еще и был предупрежден о том, что сейчас мне продемонстрируют необходимость пристегиваться. Я не ведал то, как именно это будет сделано. Поверьте, эффект потрясающий!

Миф 6. «Я пассажир и сижу на заднем сидении, мне пристегиваться необязательно, полагаю, что передние кресла защитят меня при аварии».
Реальность: при ДТП, или когда водитель резко бьет по тормозам, не пристегнутые пассажиры заднего сидения буквально вылетают через переднее или заднее стекло, травмируя и убивая других пассажиров своей массой тела, помноженной на скорость. Особенно плохо будет тому, кто пролетит между передними сидениями, сломав себе много чего еще не долетев до лобового стекла. В этом плане особенно уязвим пассажир, находящийся посередине заднего сидения. Пассажир, сидящий на переднем сиденье, подвергается не меньшему риску, что и водитель. Возможно, даже большему – в экстремальной ситуации водитель интуитивно попытается «отвести» удар от себя.

Миф 7. «Мне тут недалеко ехать, зачем пристегиваться на таких маленьких расстояниях?».
Реальность: ДТП может случиться как на другом конце мира, так и на территории вашего двора. По статистике значительная часть автомобильных аварий происходит недалеко от дома. Даже при движении 20 км/час может выехать велосипедист, выбежать собака или маленький ребенок. Вы инстинктивно ударите по тормозам – возможные для вас последствия такого торможения я описал выше.

Миф 8. «Я не пристегиваюсь, потому что ремень стесняет движения, давит на шею, живот».
Реальность: если бы первобытному человеку дали новые современные беговые кроссовки, то ему тоже было бы неудобно и сильно давило бы. В цивилизованных странах водители не ощущают этого ремня на себе, потому что приучены пристегиваться с детства. Я подтверждаю, что в силу привычки даже не замечаю ремень на себе, мне с ним спокойно и удобно.

Если современный самостоятельно подтягивающийся инерционный ремень давит или жмет, то, скорее всего, вы неправильно им пристегнулись. Отрегулируйте по высоте сиденье/спинку или верхнюю точку крепления ремня – тогда он не будет проходить, например, через шею. Ремень безопасности не может вдавливать в живот пряжку брючного ремня – при правильном использовании нижняя его лямка лежит на костях таза.

Миф 9. «Не пристегиваюсь потому, что ремень портит одежду».

Реальность: есть хорошая новость: в продаже имеются накладки под ремень, которые берегут деликатную одежду, что особенно актуально для женщин. Кроме того, поверхность ремней безопасности иногда нужно протирать, как и прочие детали интерьера.

Миф 10. «Потому что за это сейчас не ловят и не штрафуют».

Реальность: если вам для соблюдения закона необходим надзиратель с дубинкой, вы его уже имеете в виде камер видеофиксации нарушений ПДД и других подобных мер. Правила лучше соблюдать по доброй воле, так и приятнее и всем спокойнее.

Миф 11. «Потому что ремни все равно не спасают».
Реальность:
статистика неумолимо (в том числе МЧС) говорит совсем иное: ремни в 2-3 раза увеличивают шанс водителей и пассажиров уцелеть при столкновении. Если машина перевернулась, то шансы выжить для пристегнутых вырастают уже в 5-8 раз.

Миф 12. «Лучше умереть, чем сесть!». Я один раз слышал и такое объяснение от водителя на вопрос о не пристегнутом ремне: если произойдет серьезное ДТП и у него в машине пострадают люди, то ему лучше сразу погибнуть, чем пережить суд, тюрьму и все прочее. А если ничего не случится, то и незачем мучить себя этим ремнем…

Реальность. Я спросил его, а что если виновником такой аварии может стать другой водитель или пешеход, а он или его пассажиры пострадают случайно? Я не получил ответ на такой вопрос, но увидел реакцию в виде пристегнутого нехотя ремня.

Немного теории. Какой ремень повреждает, а какой спасает?

Оказывается, что ремень безопасности тоже имеет срок годности. На оригинальных ремнях (теоретически) есть этикетка, на которой он указан — ***** лет. Я умышленно не стал указывать этот срок, у нас ремни меняют крайне редко и они, в принципе, работают. Посмотрите сами, почитайте и примите для себя верное решение. Получается, что ремень нужно менять каждые ***** лет или после серьезной аварии, если конечно будете пользоваться этим автомобилем дальше. Важно помнить, что ремень спасает во время аварии только раз, далее – подлежит замене!

Менять ремень после аварии нужно потому, что при сильном ударе, когда ремень натягивается максимально, он деформируется, растягивается и даже надрывается, повреждаются элементы его крепления и натяжения. Использовать такой ремень больше нельзя. Такие повреждения внешне не видны, но при следующей аварии уже не эластичный ремень растянется слишком сильно, и водитель ударится головой о руль или даже о стекло. Возможно, что именно об этих страшилках и говорят водители, когда пугают травмами от ремня.
Поэтому если покупаете б/у автомобиль, то понять, побывал ли он в аварии иногда можно по состоянию ремня: в местах крепления он может надорваться. Поэтому на приобретаемых б/у машинах, особенно переживших ДТП, ремни лучше поменять в любом случае.

Существует такой афоризм: «За безопасность необходимо платить, а за ее отсутствие — расплачиваться». Трудно поспорить.

Общая информация о безопасности за рулем:

Пренебрежение применением ремней безопасности — один из главных факторов, приводящих к смерти в случае ДТП. Также гибели чаще всего способствуют употребление алкоголя (наркотиков), превышение скорости, пренебрежение указаниями дорожных знаков и неиспользование детских кресел. Ремни безопасности снижают риск смерти для пассажира на переднем сиденье на 40–60%, на заднем — на 70-80%. Если водитель не пристегнут во время столкновения, то в 90% случаев он сломает себе грудную клетку, серьезно травмирует брюшную полость и внутренние органы. А если он или кто-то из пассажиров вылетает через лобовое стекло, то это заканчивается гибелью в подавляющем большинстве случаев.

Чем больше подушек безопасности в машине, тем меньше риск получить, помимо черепно-мозговой травмы, другие повреждения. Наличие подушки и ремня безопасности спасает при ударе до 60 км/час практически в 90-95% случаев. С увеличением скорости движения до 80-100 км/час процент людей, которые пострадали, значительно увеличивается, но даже в этом случае ремни и подушки безопасности повышают шанс выжить или получить меньшие повреждения.

Найдутся десятки людей, у которых знакомый выжил только благодаря тому, что он не был пристегнут. Счастливые исключения случаются, это не секрет. Бывает, что пьяный в силу ряда обстоятельств выживает при каком-либо происшествии и утверждает, что алкоголь спас его. Ему даже не приходит в голову, что при отсутствии опьянения он мог и не попасть в такую ситуацию вообще.

Опыт показывает, что за медицинской помощью пристегнутые чаще приходят сами, а вот не пристегнутых, к сожалению, привозят/приносят и, к еще большему сожалению им часто уже не помочь.

Также при ДТП у пострадавших часто встречается хлыстовая травма. Врачи отмечают, что она может появиться при форсированном повреждении шейного отдела позвоночника, а причиной может стать резкое сгибание или разгибание шеи во время ДТП. Хлыстовая травма достаточно коварна, потому, что может проявиться не сразу, а спустя некоторое время. Получивший ее человек, испытывает сильную боль в области затылка, которая усиливается при поднятии рук. Возникают головокружение, звон в ушах, пелена в глазах и бессонница, ухудшается память, а концентрация внимания становится слабее. При этих симптомах нужно не затягивать и обязательно обратиться к врачу!

Чтобы предотвратить такую травму, рекомендую придерживаться несложных правил на дороге:

- необходимо иметь фиксированный подголовник в машине для снижения риска повреждения шейного отдела позвоночника;

- спина водителя должна максимально плотно прижиматься к спинке сиденья, чему способствует пристегивание ремнем, а вес рук необходимо сосредоточить на руле;

- очень важно правильно пристегивать ремень безопасности;

- для перевозки ребенка следует использовать детское кресло, подходящее по размеру, закрепленное должным образом на сиденье.

Берегите себя и свое здоровье! Пристегивайтесь не только за рулем, но и, будучи пассажирами, а также требуйте пристегиваться от ваших пассажиров, т.к. за их безопасность несете ответственность именно вы, как водитель! Возражения от пассажиров не принимаются – в машине главный – водитель (как капитан на корабле), он наделен правом требовать, но и вся ответственность лежит на нем.

Подписывайтесь на мой канал, пишите свое мнение по теме и случаи из жизни в комментариях.

Желаю здравия и ровных дорог!

Предлагаю к прочтению некоторые из статей моего канала: