Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Картофельный бунт - крестьянская трагедия из ничего. Что это было?

В Ярославской области есть Великое село (это официальное название), а в нём, помимо множества первоклассных исторических достопримечательностей - музей Картофельного бунта, при виде которого нам четверым не сговариваясь пришёл в голову вопрос "А можно ли там покидаться картошкой?!". Картофельный бунт на самом деле стал целым жанром народного протеста в 1834-44 годах. Это сейчас картошка как бы не привычнее хлеба, а в те времена экзотический овощ, способный расти в нашем климате, государство пыталось внедрять что Хрущёв кукурузу. Дальше начиналась целая полоса препятствий: допустим, разнарядку выделить поля под картошку спустили - а семян не привезли! Мало ли, обоз застрял или чиновники проворовались. И крестьяне понимают, что если поле не засеять, то зимой придётся жить впроголодь и может быть даже кормилицу-бурёнку на мясо забить. Пришли семена - а как их сажать? Ведь вся деревня такие первый раз видит! Да и земля под картофель не любая годится, так что поле вроде и засеяли - а вышло

В Ярославской области есть Великое село (это официальное название), а в нём, помимо множества первоклассных исторических достопримечательностей - музей Картофельного бунта, при виде которого нам четверым не сговариваясь пришёл в голову вопрос "А можно ли там покидаться картошкой?!". Картофельный бунт на самом деле стал целым жанром народного протеста в 1834-44 годах.

Это сейчас картошка как бы не привычнее хлеба, а в те времена экзотический овощ, способный расти в нашем климате, государство пыталось внедрять что Хрущёв кукурузу. Дальше начиналась целая полоса препятствий: допустим, разнарядку выделить поля под картошку спустили - а семян не привезли! Мало ли, обоз застрял или чиновники проворовались. И крестьяне понимают, что если поле не засеять, то зимой придётся жить впроголодь и может быть даже кормилицу-бурёнку на мясо забить.

Пришли семена - а как их сажать? Ведь вся деревня такие первый раз видит! Да и земля под картофель не любая годится, так что поле вроде и засеяли - а вышло худо, и красный от вина и слёз мужик шёл в стойло у бурёнке, крепко зажав землистой рукою топор.

Но положим картофель взошёл обильно, а что делать с ним дальше? Кто-то начал есть ягоды, кто-то догадался выкопать клубни, да свалил их сушиться на солнце, а как результат - по сёлам прошла череда отравлений. На всё это накладывались слухи, что кто посадит картофель - того "запишут под барина", то есть в крепостные переведут!

В общем двумя волнами страну охватили картофельные бунты, в которых участвовало до полумиллиона человек, и несколько десятков - погибли. В 1834 бунтовали в основном среднерусские губернии, в 1844 центром картофельных бунтов стал Урал. Наконец, власти таки пошли на попятную, поняв, что надо не заставлять людей сажать картошку, а рассказывать всем, как она хороша. Эта линия оказалась верной, и спустя всего несколько десятилетий картошкой на Руси стало никого не удивить.

В общем, картофельные бунты - это действительно интересный феномен, достойный своего музея. Хотя навеян именно в Великом он, скорее всего, другими беспорядками: Плещеевский бунт 1826 года на бумажной мануфактуре стал по сути дела вторым в русской истории восстанием рабочих - после волнений в уральском Кыштыме.

А в Ярославской области впору устраивать музейный бунт - хотя тут свой тематический музейчик есть в каждом селе, большинство из них открылись по разнарядке и существуют "чтоб было!". Иные, конечно, оказались расположены удачно и нашли своих туристов; другими занялись волонтёры, да и в целом в атмосферу Ярославии они внесли какое-то благообразие... но большинство из них мало кто видел открытыми.

Вот и мы упёрлись в запертую дверь с приклееным мобильным номером. Я позвонил, и телефон отозвался... вибросигналом: трубка лежала на подоконнике по ту сторону окна. Так что здесь надо видимо ехать в автобусный тур...

-2